Хабаровск город для жизни.

Хабаровский край экономика и инвестиционный климат

«Мы реализуем обе очереди проекта, если расширятся возможности РЖД» // Юрий Тямушкин об инфраструктурных ограничениях и их значении для крупных инвестпроектов

Ванинский узел уже привлек крупнейшие компании, готовые инвестировать в перевалку насыпных грузов. ООО «Сахатранс» создает в порту терминал, используя все доступные ресурсы — поддержку федерального и краевого правительства, собственный капитал и кредитные источники. О том, как сочетать их действие на благо реализации крупных проектов, рассказывает гендиректор «Сахатранса» Юрий Тямушкин.

— Почему в свое время компания выбрала именно Ванино как конечный пункт организации канала экспорта, а не, к примеру, порты Приморья? 

— Наша проектная команда давно знакома с Хабаровским краем и портом Ванино. Я лично с 2004 года был членом совета директоров ОАО «Ванинский морской торговый порт» от группы «Русал» и не понаслышке знаком с преимуществами и проблемами как региона в целом, так и Ванинско-Советско-Гаванского транспортного узла в частности. В связи с тем, что уже с 2008 года РЖД ведет реконструкцию железной дороги Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань, наращивая ее провозную способность до 36-42 млн тонн в год, у дороги остаются свободные провозные мощности. Они позволяют без проблем обеспечить перевалку всего объема груза первой очереди терминала «Сахатранс».  Кроме того, нельзя не отметить значительное внимание, которое уделяет правительство Хабаровского края Ванинскому району, поддерживая как строительство автодороги Лидога—Ванино, так и строительство новой линии электропередач от Комсомольска-на-Амуре.

— Каков общий объем инвестиций в строительство терминала и за счет какого источника средств будет реализована инвестпрограмма? 

— Общий бюджет первой очереди должен составить около 30,5 млрд рублей, из которых свыше 4,5 млрд рублей выделяет правительство России для строительства инфраструктуры общего и необщего пользования, включая дноуглубление. Еще 8,5 млрд рублей выделяют акционеры проекта, а 16 млрд рублей — заемный капитал. 

— Поддержка государства ограничивается софинансированием?

— Правительство Хабаровского края оказывает поддержку проекту, присвоив ему статус приоритетного проекта края, что дает различные налоговые льготы как на период строительства, так и на начальный период эксплуатации.

 — Когда рассчитываете завершить реализацию? 

— Первую очередь проекта — в 2018 году. К настоящему моменту уже подготовлено земляное основание под железнодорожные пути станции «Сахатранс», перемещено свыше 3,5 млн. куб. метров скального грунта. Для специалистов нашей компании построено 34 таунхауса общей площадью около 4 тыс. кв. м в поселке Ванино.

— Что, на ваш взгляд, является на данный момент главным инфраструктурным ограничением на пути реализации проекта? 

— По-прежнему провозная способность железнодорожных магистралей БАМ и Транссиб, так называемого «Восточного полигона» по терминологии ОАО «РЖД». Правительство Российской Федерации приняло решение об многомиллиардных инвестициях в реконструкцию этих магистралей, что должно привести к расширению их провозной способности на 55 млн тонн. Если эта программа будет реализована в полной мере, то к 2020 году мы получим значительное увеличение провозной способности и на участке до Ванино и ввести в эксплуатацию вторую очередь терминала.

— Является ли условие увеличения пропускной способности БАМа значимым для реализации только второй очереди проекта или оно влияет также и на сроки реализации первой очереди?

— Реконструкция участка Комсомольск—Советская Гавань идет по программе ОАО «РЖД» в период с 2008 по 2016 год, и уже сейчас мы бы могли загрузить первую очередь нашего проекта, однако для  запуска в эксплуатацию второй очереди необходимо, чтобы были завершены программы ОАО «РЖД» и государства по реконструкции БАМа и Транссиба. Надеемся, что к 2020 году вопрос о пропускной способности не будет стоять так остро и позволит запустить терминал на полную проектную мощность. 

— Осуществлению планов компании помог бы статус резидента ПОЭЗ? 

— Наша компания всегда была заинтересована в расширении портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» путем включения в нее района Ванинского порта и получении статуса резидента ПОЭЗ. В настоящее время мы готовим документы для подачи заявки в Минэкономразвития на присвоение статуса резидента ПОЭЗ и будем стремиться к получению этого статуса.

— Чем еще может помочь государство? 

—Ключевая помощь бизнесу от государства должна осуществляться по двум направлениям: в первую очередь мы заинтересованы в получении государственного финансирования объектов внешней инфраструктуры — железной дороги, сетей энерго- и водоснабжения и так далее. Стоимость их строительства ложится тяжелым бременем на показатели эффективности любого проекта. Мы также считаем, что государство должно реализовать уже разработанные механизмы получения проектного финансирования по пониженной ставке, что также делает инфраструктурные проекты окупаемыми.

— Правительство Хабаровского края предпринимает все возможные действия для того, чтобы ПОЭЗ наконец-то заработала? 

— Мы высоко оцениваем сотрудничество с правительством Хабаровского края по расширению зоны ПОЭЗ «Советская Гавань», а также по ускорению механизмов реализации проекта. К сожалению, основные проблемы в принятии решения остаются за федеральным центром, Москвой, поэтому весь механизм еще пока не заработал. Но мы надеемся, что уже до конца 2015 года все необходимые решения будут приняты, и ПОЭЗ сможет показать свою эффективность как для своих резидентов, так и для Хабаровского края.

— Будет ли ваша компания представлять инвестпроект на Восточном экономическом форуме? 

— Да, мы рассчитываем еще раз донести до представителей власти наши проблемы, обозначить точки, в которых надо приложить усилия для совместного решения проблем, тем более что по большинству из них есть общее понимание и начаты совместные действия по преодолению сложившихся проблем.