ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Хабаровску 155 лет. Май 2013.

| |

«Востокцемент» выходит на «Восточный»

Крупнейший производитель цемента на Дальнем Востоке УК «Востокцемент» полностью обеспечил потребность в цементе и щебеночной продукции при строительстве объектов саммита АТЭС-2012. Благодаря подготовке к саммиту промышленная группа не только справилась с последствиями экономического кризиса, но и смогла произвести модернизацию производства. Теперь холдинг ставит перед собой новую цель – обеспечение цементом строительства космодрома Восточный в Амурской области. Масштабный проект обещает обеспечить устойчивый спрос на продукцию группы в течение ряда лет.

УК «Востокцемент» - управляющая компания, стоящая во главе вертикально интегрированной промышленной группы, входящей в пятерку крупнейших цементных компаний России. Созданная для закрепления позиций на рынке цементной продукции в 2002 году, компания объединила цементные предприятия полного цикла ОАО «Спасскцемент» и ОАО «Теплоозерский цементный завод». В следующие два года под управление «Востокцемента» перешли ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод» и ОАО «Дробильно-сортировочный завод» в поселке Заводском Приморского края. С конца 2011 года под контролем компании находится ОАО ПО «Якутцемент».
Управляющая компания разрабатывает общую стратегию развития, осуществляет бюджетный контроль, единую финансовую, юридическую и кадровую политику. Входящие в холдинг заводы производят продукцию в объемах, соответствующих планам продаж. Данные планы устанавливаются управляющей компанией на основе анализа потребности рынка. Помимо производственных предприятий, в управлении «Востокцемента» находится сбытовая компания ООО «ДВ-Цемент», осуществляющая реализацию продукции и контроль ее отгрузки.

Производственные мощности холдинга вырабатывают щебень, бутовый камень минеральный порошок, бетонные смеси и асфальтобетон. Однако основные объемы продаж промышленной группы приходятся на портландцемент. Главным его производителем в составе группы является ОАО «Спасскцемент», объединяющий Новоспасский и Спасский цементные заводы, общей производственной мощностью 3,1 млн т цемента в год. История ОАО «Спасскцемент» начинается с далекого 1907 года, когда было выдано разрешение на строительство первого цементного завода.  Место строительства было предопределено залежами известняка и глины, обнаруженными поблизости села Спасское. Через восемь лет, в 1915 году, объем производства завода составил 36 тыс. тонн.

Эпоха индустриализации породила потребность в строительных материалах, и для обеспечения грандиозных строек Дальнего Востока в 1935-1940 годах в Спасске-Дальнем на площадке первого завода был построен и запущен более мощный завод производительностью 250 тыс. тонн в год. В 1960-х годах благодаря строительству новых технологических линий и модернизации действующих его мощность была увеличена до 1 171 тыс. тонн в год. Тогда в СССР был освоен передовой на тот момент метод производства цемента по сухому способу. Однако и этого количества цемента региону не хватило. И в 1976 году рядом со старым заводом был построен Новоспасский цементный завод производительностью 2,3 млн тонн цемента в год. В 1988 году оба завода входили в производственное объединение «Спасскцемент», включавшее в себя пять цементных предприятий по всему Дальнему Востоку и способное производить до 4 млн тонн цемента в год. Во время приватизации объединение было реорганизовано, и в него вошли только два спасских завода, с 2002 года ставшие основой холдинга.

Сегодня Спасский завод находится в режиме консервации, а потребности в цементе обеспечиваются производимой продукцией на Новоспасском цементном заводе. Оба предприятия производят цемент по сухому способу производства. Ими производится цемент как общестроительных марок ПЦ 400-Д20,ПЦ 400-Д0, ПЦ 500-Д0, так и специальный: для дорожных и аэродромных работ ПЦ 500-Д0-Н, ПЦ 550-Д0-Н, сульфатостойкий ССПЦ 400-Д0, цемент для производства асбестоцементных изделий, тампонирования скважин ПЦТ I-50, ПЦТ I-100 и ПЦТ I-G-СС-1, соответствующий международному стандарту APISpec 10A Американского нефтяного института. Цемент отгружается железнодорожным и автомобильным транспортом навалом, в 50-кг мешках и в мягких контейнерах по 1500 кг. Для более полного удовлетворения потребностей покупателей освоена технология пакетирования 50-кг мешков в бесподдонные пакеты по 1700 и 1950 кг. Весь производимый цемент сертифицируется в соответствии с российскими стандартами.

Еще один ключевой завод группы – ОАО «Теплоозерский цементный завод», ведет историю с 29 августа 1949 года, когда в эксплуатацию была запущена первая вращающаяся печь мощностью 125 тысяч т цемента в год. Линии, увеличивавшие мощность завода вводились в дальнейшем в 1958, 1961 и 1971 годах. Наибольшей производительности предприятие достигло в 1989 году, когда им было выпущено 1,85 млн тонн цемента. В этот период завод специализировался на выпуске высокомарочных цементов  ПЦ 550-Д0 и ПЦ 600-Д0 и специальных сульфатостойких цементов ССПЦ 400-Д0 и ССПЦ 400-Д20, но выпускались также и общестроительные цементы марок ПЦ 400-Д20 и ПЦ 500-Д0. Сегодня производственные завода мощности составляют 815 тыс. тонн цемента в год, производство осуществляется мокрым способом. Отгрузка продукции производится железнодорожным и автомобильным транспортом навалом, в 50-кг мешках и в мягких контейнерах по 1500 кг.

В 2011 году в холдинг вошло ОАО ПО «Якутцемент» производственной мощностью 400 тыс. т цемента в год. Предприятие специализируется на цементе марок ПЦ 400-Д0 и ПЦ 500-Д0. Его отгрузка производится автотранспортом навалом, в 50-кг мешках и мягких контейнерах по 1000 кг. Также цемент отгружается водным транспортом в мягких контейнерах и мешках в полиэтиленовых пакетах. Крупнейшим потребителем продукции завода является АК «АЛРОСА». Часть потребности АК «АЛРОСА» также закрывает ОАО «Спасскцемент», осуществляя поставки цемента через Ленский речной порт в Иркутской области. Среди предприятий промышленной группы нельзя обойти стороной сбытовую компанию ООО «ДВ-Цемент». Созданная в 2002 году для организации продаж продукции, компания изменялась и расширялась  по мере роста концерна. Сегодня в «ДВ-Цементе» создана адекватная потребностям клиентов разветвленная структура, ядром которой стал департамент по организации продаж. Он работает с устоявшимся кругом клиентов, принимает заявки и контролирует их исполнение. В состав департамента входит «Контакт-центр», функция которого заключается в приеме у клиентов первичной информации и размещении заказов. Для поиска новых клиентов, в частности на остро конкурентных рынках бетона, щебня и асфальта, был создан департамент активных продаж. Для эффективности и быстроты поставок в «ДВ-Цементе» работают два логистических департамента: по авто- и железнодорожным перевозкам. Специально для обслуживания строек саммита АТЭС компанией были освоены морские перевозки. Основные продажи произведенного холдингом портландцемента приходятся на Дальневосточный федеральный округ. В частности, крупные объёмы цемента направлялись холдингом с 2002 года и по настоящее время на строительство Бурейской ГЭС.

Большое значение для развития промышленной группы и ее укрепления на рынке сыграл саммит АТЭС-2012. Он позволил холдингу направлять большие средства на модернизацию производства, его техническое оснащение. Так, за годы подготовки к саммиту на Новоспасском цементном заводе была произведена модернизация первой технологической линии, позволившая увеличить производительность печи и стабилизировать качество производимого цемента. Крупнейшими покупателями продукции являются ФГУП ГУСС «Дальспецстрой», ЗАО «Хабаровск Автомост», ОАО «Хабаровский завод ЖБИ-4» в Хабаровске, ЗАО «Владивостокский комбинат производственных предприятий», ООО «Комбинат строительных материалов» во Владивостоке, ООО «Компания Блок» в Благовещенске. Наиболее перспективным направлением сбыта продукции в «Востокцементе» считают космодром «Восточный», строительство которого идет недалеко от поселка Углегорск Амурской области. Он будет располагаться на площади 700 кв. км, на которых возведут 1,6 тыс. новых объектов, среди которых – космическая и обеспечивающая инфраструктура. Кроме того, рядом с Углегорском вырастет город для работников космодрома с детскими садами, школами и медицинскими учреждениями. Проект рассчитан на много лет. С мая по август прошлого года на строительство космодрома компанией было направлено 15 тыс. тонн цемента. Первые поставки шли на обустройство первоначальной базы космодрома. Стабильный спрос на продукцию позволяет «Востокцементу» планировать на перспективу дальнейшую модернизацию существующих производственных мощностей, а также проведение мероприятий по повышение уровня качества продукции и обслуживания потребителей.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)