ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. Рейтинг 2012

Рейтинг компаний Хабаровского края. Октябрь 2012.

| |

Арктический форпост

Анабарский улус расположен на крайнем северо-западе республики Саха (Якутия), он труднодоступен, но богат алмазами и сильными людьми. ОАО «Алмазы Анабара» по сути, заново открыло эту арктическую землю. Компания выстроила межотраслевой производственный холдинг, объединяющий предприятия алмазодобычи, лесопереработки, сельского хозяйства и пищевой промышленности, ориентированный на трудоустройство местного населения. Теперь «Алмазы Анабара» завершают строительство портового комплекса в Юрюнг-Хая. Этот северный форпост станет перевалочной базой для снабжения всего улуса топливом, техникой, продовольствием и другими грузами.

Компания «Алмазы Анабара» под руководством генерального директора Матвея Евсеева была создана в 1998 году. Команда энтузиастов получила лицензию на разведку и добычу алмазов на «бесперспективном участке» ручья Маят, что на севере Анабарской земли, и за первый сезон добыла алмазов на $500 тыс. Предприятие с каждым годом увеличивало добычу, показывая солидные цифры роста. Только за 2011 год объем добычи алмазов по сравнению с первым годом ее существования вырос в 636 раз, а объeм перерабатываемой горной массы – до 30 млн кубометров. Всего за годы работы «Алмазов Анабара» добыто более 10 млн карат алмазов.

Аккумулируя прибыль от своей коммерческой деятельности на благо всей Республики, предприятие сумело сохранить крупнейшие в республике сельскохозяйственные предприятия, в числе которых агрофирмы «Олекминская» и «Немюгю», конезавод «Берте», Хатасский свинокомплекс. «Алмазы Анабара» дали новый жизненный импульс всему лесопромышленному комплексу Якутии. По сути, ОАО «Алмазы Анабара» превратилось в многопрофильный холдинг, ставший центром экономической жизни и социальной ответственности не только в улусах, но и по всей Республике.
Неоспоримым достижением компании «Алмазы Анабара» стало строительство портового комплекса в Юрюнг-Хае, который изменит логистическую схему Арктики. Еще в 80-е годы прошлого столетия по инициативе властей в улусе взялись было за строительство нефтебазы в поселке Юрюнг-Хая. По известным причинам проект замер на долгие годы. В 2006 году во время перекачки нефти случился большой пожар с трагическим исходом. Руководство республики жестко обозначило задачу: построить полноценное причальное сооружение для перекачки нефтепродуктов в поселок Юрюнг-Хая. За капитальное строительство в условиях Крайнего Севера взялось только ОАО «Алмазы Анабара». Ведь задача стояла архисложная, стройка предполагалась с нуля – и это было в духе компании.

Под техническим надзором инженеров отдела капитального строительства ОАО «Алмазы Анабара» были проведены дноуглубительные работы, построены три склада по 4800 куб. м для хранения ГСМ, причальное сооружение, проложены технологические трубопроводы. Нефтепричал позволит нефтебазе создавать большие запасы топлива и не зависеть от состояния зимника. ОАО «Алмазы Анабара» планируют расширить топливный парк до 50 000 тонн и развернуть в ближайшем будущем еще один склад ГСМ емкостью 10 000 кубов. Перевалочная база в Юрюнг-Хая меняет всю логистику поставок по Северному морскому пути. По зимнику 2011-2012 года сюда был доставлен кран «Liebherr LR 1280» грузоподъемностью  280 т, который впервые в мире был выпущен в «северном исполнении» – по эксклюзивному заказу «Алмазов Анабара». За лето кран переработал через причал 6600 т грузов как для прииска «Маят», так и для нужд всего улуса и других организаций. Если в 2011 году была апробирована поставка товарно-материальных ценностей напрямую из порта Усть-Кут до Юрюнг-Хая речным путем, то  в сезон 2012 года применили более экономичную схему завоза грузов - через Северный морской путь до пункта Юрюнг-Хая: 2400 т груза перевезено из Якутска в Юрюнг-Хая сухогрузным теплоходом «Сибирский» («Капитан Пашнин») Ленского объединенного речного пароходства по заказу ОАО «Алмазы Анабара», 4 200 т груза доставлено из Архангельска на морском лесовозе «Иоганн Махмасталь». Использование такой схемы доставки грузов существенно сократило сроки транспортировки и значительно снизило затраты. В ближайших планах – завершение строительства площадки для приема сухогрузов. Можно не сомневаться – замахнувшись на эти арктические стройки, ОАО «Алмазы Анабара» справится с любыми задачами.

Светлана Федорова




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)