ДФОбзор. Итоги года.

ДФОбзор. Итоги года. Февраль 2012.

Банкротство на упреждение

В конце минувшего года введена процедура наблюдения на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). В госкорпорации заверяют, что банкротить предприятие не собираются, а иск подали, чтобы провести переучет долгов АСЗ, среди которых есть «странные векселя» от одного из банков. Завод ждут масштабное техническое перевооружение и солидные финансовые вливания, а в будущем на его базе и вовсе может быть создана особая зона судостроения.

О введении процедуры наблюдения на одном из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока, ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ), стало известно в тот же день, когда соответствующее решение принял арбитражный суд — 22 декабря минувшего года, выступая на расширенном заседании правительства Хабаровского края, об этом сообщил гендиректор предприятия Анатолий Гуров. «Иск в арбитраж подал один из кредиторов, который входит в ОСК. Это защитная мера, которая поможет нам провести ревизию кредитной задолженности, понять ее структуру, сформировать совет кредиторов и приступить к оздоровлению предприятия»,— пояснил господин Гуров. А министр промышленности и транспорта края Владимир Быченко чуть более подробно объяснил причину того, что ОСК выступила инициатором банкротства своего же завода: «После прошлого собственника осталось много непонятных долгов. Выплывают непонятные векселя, по которым требуется погашение. Наблюдение поможет выявить всех кредиторов».
Как выяснилось позже, иск на АСЗ еще в конце в конце октября подало ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения „Малахит“» — проектант энергоустановок для подлодок. Суть претензий оказалась проста: АСЗ до сих пор не расплатился с «Малахитом» за работы на 16,6 млн руб., выполненные еще в 2006-2007 годах. Весной 2010 года стороны пришли к мировому соглашению — как раз в начале того года ОСК в ходе деприватизации завода получила от предыдущих владельцев проблемного предприятия, не справлявшегося с огромными долгами, контрольный пакет, консолидировав у себя чуть более 77% капитала.
Но минувшей осенью конструкторы казалось бы неожиданно реанимировали старое дело и потребовали признать судостроительный завод банкротом. Судья арбитражного суда Хабаровского края Ольга Шальнева согласилась с их требованиями, которые, впрочем, в процессе не оспаривали и представители АСЗ, и ввела процедуру наблюдения сроком до 21 июня. Эта на первый взгляд странная ситуация — свои же банкротят своих— становится предельно ясной, если вспомнить о пресловутых «непонятных векселях», которые упомянул глава краевого минпрома Владимир Быченко.

Как раз осенью Федеральный арбитражный суд ДФО вернул на повторное рассмотрение в арбитражный суд Хабаровского края иск к АСЗ от ООО «КБ „Региональные финансы“» (Регионфинансбанк, Москва, занял 707-е место по активам в рэнкинге «Интерфакса» за 2011 год). Дело касается предъявления векселя на 116,7 млн руб., с процентами сумма долга составляет 147,5 млн руб. Как следует из материалов дела, в 2009 году данный вексель Регионфинансбанку продало ЗАО АКБ «Межрегиональный инвестиционный банк» (МИБ). До деприватизации АСЗ, предпринятой властями в конце 2009 года, именно МИБ и его структуры, по сведениям участников рынка, являлись фактическими владельцами контрольного пакета акций завода. Первоначально иск Регионфинансбанка о взыскании долга с АСЗ был удовлетворен, но завод решение оспорил. В кассационной инстанции выяснилось, что в 2010 году, когда вексель должен был находиться на хранении у МИБа, его заводу предъявляло некое ООО «ФинИнвест». Хотя АСЗ не заплатил и тогда, Федеральный арбитражный суд ДФО вернул дело на новое рассмотрение, попросив арбитражный суд Хабаровского края тщательнее изучить роль «ФинИнвеста».
В конце минувшего января завод посетил президент ОСК Роман Троценко. Он объяснил, что в случае с АСЗ внешнее управление — это благо, «поскольку предприятие было в очень тяжелом состоянии». «Всплывали все новые и новые долги прежних акционеров, которые бросили завод. Платить по этим долгам не было возможностей, поскольку это долги и  кипрским компаниям, украинским, — всего около 500 кредиторов. Общее количество  судебных процессов достигало 60, поэтому решение суда о введении внешнего  управления — объективно необходимо»,— подчеркнул глава ОСК.

Корпорация, по его словам, осталась основным кредитором завода — из долга в 20 млрд руб. целых 14 млрд руб. принадлежит ОСК, которая данным взносом погасила задолженность завода перед Сбербанком. Эти средства корпорация, как следует из ее годовой отчетности, вложила в виде долгосрочного займа в АСЗ за 2010 год. ОСК отнюдь не намерена банкротить свое предприятие, поэтому «внешнее управление для завода закончится благополучно», заверил Роман Троценко.
По его словам, завод на 100% обеспечен заказами, более того, даже не успевает их выполнять из-за нехватки специалистов. «Прежние годы, когда завод имел маленькую загрузку, негативно сказались на способности предприятия выполнять заказы. Ряд специалистов ушли из коллектива. Мы видим, что с сегодняшними производственными планами завод справляется с большим трудом. Острая необходимость составляет 1200 основных рабочих»,— посетовал президент ОСК.
Пока на предприятии инвентаризуется задолженность, ОСК будет проводить техническое перевооружение завода, пообещал Роман Троценко. Оно коснется тепловой системы — вместо централизованной котельной, связанной с объектами более 100 км труб, которые сложно содержать в порядке, на предприятии построят экономичные модульные котельные. Начинается перевооружение основного производства: в феврале будет поставлена новая линия по раскрою металла из Германии, в марте придет новое сварочное оборудование, до конца года — линия подготовки листа, дробеструйки и окраски. «Завод не перевооружался последние тридцать лет. Ситуация со всеми средствами, инвентарем очень тяжелая. Молодежь не хочет работать в таких условиях и тратить время на непроизводительный труд. Но сомнений в заказах нет»,— заметил господин Троценко.

Нужно отметить, что пока шли арбитражные разбирательства, в завод продолжали вливаться средства федерального бюджета. 24 ноября прошлого года ФСФР разрешила заводу приостановленную ранее допэмиссию — согласно решению службы, АСЗ разрешено разместить по закрытой подписке более 3,256 млн обыкновенных именных бездокументарных акций по 1 тыс. руб. каждая. Эти цифры полностью укладываются в стратегию финансового оздоровления предприятия: как раз 3,2 млрд руб. федеральный бюджет должен внести в 2012 году в уставный капитал ОСК на цели оздоровления АСЗ. Согласно проекту бюджета страны на 2012-2014 годы, в 2013 году на эти же цели ОСК получит еще 3,2 млрд руб., в 2014-м — 3,4 млрд руб.

В свою очередь, региональные власти тоже пытаются помочь одному из градообразующих предприятий второго по величине города края. В 2011 году, как рассказал Роман Троценко, руководство края «освободило завод в это тяжелое для него время от налога на имущество — это позволяет нам направлять средства на покупку оборудования». Губернатор региона Вячеслав Шпорт в январе пообещал, что вскоре будет заложен жилой дом на 80 квартир для работников АСЗ. «Важная проблема — это, конечно, жилье,— признает губернатор.— Когда в Комсомольске не хватает  специалистов и мы пытаемся привлечь их из других регионов, всегда возникает  вопрос: где жить? В ближайшее время заложим дом на Аллее Труда, как раз недалеко от завода.  Плюс к этому мы разрабатываем совместно с мэрией систему подготовки кадров».
Однако самые заманчивые перспективы для завода можно связать с новой редакцией федерального законодательства об особых экономических зонах, позволяющей создавать ОЭЗ судостроения. Эту возможность активно лоббировала ОСК. «В Хабаровском крае планируется организация двух судостроительных зон — в Комсомольске-на-Амуре на базе АСЗ и в Хабаровске на базе ХСЗ с включением ряда предприятий, которые  раньше специализировались на судостроении — это заводы „Амуркабель“, „Хабсудмаш“ им.  Горького и другие»,— рассказал в январе Роман Троценко.

Соответствующие подготовительные работы для создания зоны, по его словам, могут завершиться уже в 2012 году. «Будет ряд преференций, которые позволят серьезно заниматься гражданским судостроением — преференции по оплате труда, таможенной очистке и растаможиванию систем и комплектующих, которые приходят под сборку на предприятия. Этот закон заметно облегчит жизнь судостроения, он делает условия работы в этой сфере такими же,  как в Корее, Китае, других странах, где производят суда. То есть существенно улучшает нашу конкурентоспособность»,— оптимистично заявил господин Троценко.

Дмитрий Щербаков



Другие статьи номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)