ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. Чиновники сошлись на «большой дороге»

ДФОбзор. Май 2012

| ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА |

Чиновники сошлись на «большой дороге»

В хабаровских пробках виноваты транзитный транспорт, узкие улицы и тяжелые грузовики, считают специалисты мэрии. Бюджетных вливаний отрасли не хватает — только на ремонт и обслуживание ежегодно требуется около 1 млрд руб. При этом городу и краю предстоит осилить крайне затратный проект — «Восточный обход Хабаровска».

РАЗРУШАЮЩАЯСЯ СЕТЬ
О том, в какое состояние пришли хабаровские дороги в результате автомобилизации горожан, речь шла на коллегии при мэре города в конце апреля. Как объяснил замначальника управления дорог и внешнего благоустройства хабаровской мэрии Олег Гроо, протяженность дорожной сети города — 936,5 км, из них только 622,5 км — с асфальтобетонным покрытием. В рамках одного лишь «ямочного ремонта» дорожные службы должны ежегодно обслужить не менее 300 км дорог, и эта цифра неуклонно растет. При этом городские улицы, по мнению специалистов мэрии, недостаточно широки для существующих транспортных потоков. Средняя ширина их проезжей части сегодня составляет от 10 до 17,5 метра, но в нынешних условиях дороги нужно расширить до 17-24 метров.

При этом из-за недостаточной ширины магистралей и отсутствия дублирующих дорог городской транспорт «концентрируется на ограниченном числе улиц». Это, к примеру, улицы Краснореченская, Проспект 60-летия Октября, улица Павла Морозова и Тихоокеанская.

Размер бюджетных ассигнований на строительство новых дорог, впрочем, увеличивается, признают в мэрии. За последние пять лет объем финансовых вложений в дорожную отрасль города превысил 1 млрд руб. В целом на строительство, ремонт и содержание городских дорог за 2000–2011 годы направлено 7,4 млрд руб., в том числе из бюджетов вышестоящих уровней — 840 млн руб. Однако «прирост городской дорожной сети при таком финансировании невозможен», утверждает Олег Гроо. «Принимая во внимание, что 45% жителей края проживают в Хабаровске, мы сформировали заявку на софинансирование важных для города объектов на сумму 1,166 млрд руб. Мы просим деньги на строительство улицы Дикопольцева, капитальный ремонт Матвеевского шоссе, улиц Волочаевской, Тихоокеанской и Краснореченской»,— объяснил господин Гроо.

ПУСТИТЬ В ОБЪЕЗД.
Приоритетным  проектом названо строительство объездной федеральной трассы «Восточный обход города Хабаровска» на условиях софинансирования с краевыми властями. Но это потребует от муниципалитета новых расходов. «Весь бюджет налоговых доходов Хабаровска составляет 6 млрд руб., фактически мы отрываем средства от других программ и направляем их на развитие дорожной сети. В бюджет 2011 года закладывали 840 млн  руб. расходов на все проблемы управления дорог и благоустройства. Завершили год с расходами в 1,2 млрд руб. Любые возможные изысканные средства направляются в дорожную отрасль»,— заявил на коллегии мэр Александр Соколов. По его словам, для участия муниципалитета в проекте строительства объездной трассы потребуется привлечение заемных средств, и вариант оформления открытой кредитной линии уже проработан.

В настоящее время автомобильные потоки с трассы М-58 пересекают реку Амур по мостовому переходу вблизи Хабаровска, затем следуют по городским улицам и выходят на трассу М-60. В проекте, представленном на градостроительном совете Хабаровского края в начале апреля, предусмотрено, что «перемычка» между М-58 и М-60 пройдет за городской чертой по сельхозугодьям и частично по дачным участкам. Протяженность четырехполосной автодороги составит около 30 км, скоростной режим — до 140 км/ч. С городскими магистралями ее соединят девять развязок. Стоимость строительства оценена в 16 млрд руб., но местные власти готовы взять на себя лишь 20–25% от этой суммы. Остальное должны составить инвестиции частных компаний.

Первый заместитель губернатора края по вопросам модернизации и промышленной политике Виктор Чудов считает, что трасса должна быть платной — это позволит инвестору окупить затраты. «Порог окупаемости платной автодороги начинается с 10 тыс. автомобилей в сутки, а оптимум — не менее 20 тыс. автомобилей в сутки, в таком случае трасса окупится за шесть-семь лет»,— говорит доцент кафедры «Автомобильные дороги» Тихоокеанского госуниверситета Владимир Ярмолинский. При этом по направлению М-58 — М-60 через Хабаровск проходит около 1,5 тыс. транзитных машин в сутки, считают эксперты. «Сомнительны технические характеристики трассы. Для чего на 30-километровом участке скоростной режим до 140 км/ч, если на дорогах Дальнего Востока действует ограничение 90 км/ч?» — задается вопросом председатель Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто» Виктор Шпаков.

ВЫТЕСНЯЯ БОЛЬШЕГРУЗ
О борьбе с еще одной городской напастью, большегрузным транспортом, на коллегии при мэре рассказывал начальник управления административно-технического контроля администрации Хабаровска Александр Якимов. По его словам, большинство хабаровских дорог проектировались и были построены в расчете, что нагрузка тяжелого транспорта не превысит 10 т на ось. Построенные и строящиеся в постсоветское время дороги рассчитаны на осевую нагрузку в 11,5 т. В то же время, перевозчики «с целью получения дополнительной прибыли и невзирая на последствия» нередко нарушают эти ограничения. Главное последствие — разрушение дорожного полотна, которое так отчаянно латают дорожные службы из года в год.

По данным городского отдела ГИБДД, в 2009 году по дорогам Хабаровска перемещалось более 200 трехосных грузовых автомобилей, чей общий вес с грузом составлял более 50 т, а нагрузка на одну ось (согласно техпаспортам) — от 15 до 19 т. Это более чем в три раза превышает допустимые нормы, установленные основным нормативным документом — «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов». В настоящее время в Хабаровске фиксируют нарушения, хотя положительная статистика налицо, говорят в мэрии. В 2010 году из 1270 проверенных грузовиков было выявлено почти 60% автомобилей с превышением весовых ограничений. В 2011 году из 3032 — 41,5%. В 2012 году до 3 апреля (с этой даты вступили в силу ежегодные «временные ограничения», связанные с ухудшением несущей способности дорожного полотна на рубеже «+» и «-» температур) факт превышения был выявлен только в 35% случаев, причем по 86 фактам можно было привлечь предпринимателей к административной ответственности.

В Хабаровске и в других городах России действует практика весенних ограничений по осевой нагрузке и полному весу грузовиков, когда промерзший грунт начинает таять, а осадки, температурные скачки и тяжелые автомобили разрушают дорожное полотно. Сроки данного ограничения, равно как и предельная осевая нагрузка, вводятся специальным постановлением. В 2012 году в Хабаровске ограничения действовали с 3 апреля по 12 мая и ограничивали нагрузку до 3,5 тонны.

В обращении ассоциации «Хабаровскавто» на имя прокурора Хабаровского края от 29 марта предприниматели просили проверить действия мэрии на соответствие российским законам и судебным решениям. «В соответствии с со ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 57-ФЗ „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, владелец дорог (мэрия города Хабаровска) должен составлять реестр дорог. Для каждой дороги вносятся ее технические характеристики и вид использования»,— отмечают предприниматели. Однако такого реестра в Хабаровске нет. Кроме того, «в постановлении (имеется в виду постановление мэрии от 29 марта 2012 года №1138) администрация снижает нагрузку в 2,85 раза, хотя несущая способность дорог, как показывает практика, снижается лишь на проценты, а не в разы», сказано в письме ассоциации автотранспортников. Такое снижение противоречит действующим нормативным актам. В 2009 году Арбитражный суд Хабаровского края отменил пункт с таким снижением весовых параметров. Кассационная жалоба мэрии в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа осталась без удовлетворения.

Кроме того, по нормативным актам, в соответствии с погодно-климатическими  условиями ограничения вводятся до 30 суток, и только при аномальных климатических условиях они могут составлять 40 суток. «По сведениям Гидрометеоцентра, в эту зиму никаких аномальных отклонений в климате не было. В постановлении мэра города записано 40 дней»,— указывают в ассоциации. Прокуратура в конечном итоге не обнаружила в действиях мэрии противоречий с действующими нормативными актами и в очередной раз посоветовала ассоциации обратиться в суд. «Для мэрии весенние ограничения — источник дополнительных доходов,— считают автотранспортники. — Цена вопроса — более 150 млн руб.». «Коллектив кафедры „Автомобильные дороги“ ТОГУ проводил исследования, которые позволяют снизить ограничения для большегрузного транспорта в городской черте»,— утверждает доцент кафедры Павел Пегин. «Но это невыгодно администрации — в настоящее время ограничения вводятся сроком на месяц, это фиксированный источник взимания платы»,— говорит эксперт.

Вадим Пасмурцев




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)