Хабаровск город для жизни.

Энергетика Дальнего Востока

Дальний Восток наведет энергомосты

Сегодня небольшая часть дальневосточной электроэнергии в тех местах, где имеется ее избыток, отправляется по трансграничным ЛЭП в Китай. Возможно, в будущем Поднебесная получит еще больше российского электричества. А в более далекой перспективе Дальний Восток может продавать энергию и Японии через сахалинский энергомост. Однако для реализации всех проектов требуется не только участие инвесторов, но и решения государственного уровня.

По данным «Восточной энергетической компании» (входит в холдинг «Интер РАО», который в числе прочего занимается сбытом электроэнергии на зарубежных рынках), за 9 месяцев 2014 года объем экспорта электроэнергии в Китай составил свыше 2,63 млрд кВтч. В Монголию ОАО «ВЭК» поставило более 297 млн кВтч. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение по обоим направлениям на 4%. Поставки в Китай сократились из-за планового ремонта ЛЭП 500 кВ, а в случае Монголии это связано со спадом промышленного производства. Как сообщили в пресс-службе «Интер РАО», компания пока не строит прогнозов на 2015 год, но надеется, что «поставки будут на уровне не ниже показателей 2014 года». Причем именно Китай является главным импортером российской электроэнергии, опережая по объемам закупок таких крупных потребителей, как Казахстан, Литву и Белоруссию. 


При этом КНР готова и дальше наращивать объемы импортирования российской электроэнергии. В середине ноября «РусГидро» подписало с китайской госкомпанией Sanxia («Три ущелья», владеет крупнейшей в мире одноименной ГЭС) соглашение о создании СП для строительства противопаводковых ГЭС мощностью до 2 ГВт в бассейне Амура. Речь идет о Нижне-Зейской ГЭС на реке Зея ниже по течению от Зейской ГЭС, Селемджинской ГЭС на реке Селемджа, Гилюйской ГЭС на реке Гилюй и Нижне-Ниманской ГЭС на реке Ниман. Строительство всех четырех станций по предварительным оценкам обойдется в 230 млрд руб. «РусГидро» рассчитывает, что порядка 70-75% этих средств будет привлечено за счет проектного финансирования от банков КНР и РФ, остальное внесут участники СП, в котором 51% будет принадлежать российской компании, 49% — китайской. 
Руководство «РусГидро» оценивает потребность Китая в российской электроэнергии в объеме порядка 10 ГВт. В импорте могут быть заинтересованы не только приамурские провинции, но и Пекин, где все острее встает вопрос замещения небольших угольных станций более экологичными источниками электроэнергии. «На начальном этапе мы ориентируемся на следующую модель: определенная часть электроэнергии может поставляться на внутренний рынок, где возможными крупными промышленными потребителями могут стать объекты газотранспортной системы «Сила Сибири», но большая часть выработки все же пойдет на экспорт», — пояснил заместитель гендиректора ОАО «РусГидро» Джордж Рижинашвили. По его словам, конкретные объемы поставок будут понятны после того, как «Три Ущелья» завершат переговоры с Государственной электросетевой компанией Китая о заключении долгосрочных экспортных договоров. Эта задача китайской стороны зафиксирована в соглашении.


Но мощности Дальнего Востока интересны не только китайцам. Сейчас снова возвращается интерес к проекту энергетического моста «Россия — Япония» через Сахалин. Возможность строительства этого энергомоста велось с японской стороной еще во времена РАО «ЕЭС России» в рамках более глобального проекта «Азиатского суперкольца», которое должно было объединить энергосистемы России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии, но дальше обсуждений дело не зашло. В 2012 году правительство Японии утвердило новую энергетическую программу, согласно которой страна может отказаться от использования АЭС к 2030 году. Это увеличило потребности Японии в импорте электроэнергии и вернуло обе страны к переговорам об энергомосте. Холдинг «РАО ЭС Востока» подготовил предложения по возобновлению реализации проекта «Строительство энергомоста Россия — Япония», которые предварительно были обсуждены с менеджментом японских компаний «Мицуи Корпорейшн», «Сумитомо Корпорейшн» и «Кавасаки Хэви Индастриз». 

 

Строительство энергомоста предусматривает три этапа. Первый заключается в реализации существующих планов по развитию энергосистемы Сахалинской области. Он включает в себя строительство трех очередей Сахалинской ГРЭС-2, продление эксплуатации ГРЭС-1, модернизацию Ногликской ГТЭС, а также строительство высоковольтных линий электропередач для увеличения надежности энергосистемы и подводного кабеля в Японию через пролив Лаперуза. Завершить этот этап планируется до 2020 года. Далее на Сахалине могут быть построены новые генерирующие мощности, ориентированные на экспорт электроэнергии, мощностью до 1000 МВт, и дополнительные линии на юг Сахалина.

В долгосрочной перспективе возможно объединение энергосистемы Сахалинской области с ОЭС Востока по подводному кабелю, чтобы экспортировать в Японию энергию крупных объектов с материковой части Дальнего Востока. Объем такого экспорта может составить порядка 2-4 ГВт, общая стоимость всех этапов проекта составляет $5,7 млрд. 
Японская сторона продемонстрировала заинтересованность в реализации проекта энергомоста, но менеджмент японских компаний подчеркнул, что для этого необходима политическая воля. Дополнительным условием реализации проекта является внесение изменений в японское законодательство, которое в настоящий момент не предусматривает возможность импорта электроэнергии в Японию с территории прочих стран.


Контекст: Водород из Магадана

Еще одной интересной статьей энергетического импорта из России для Японии может стать сжиженный водород. В связи с этим холдинг «РАО ЭС Востока» совместно с ОАО «РусГидро» и японской «Кавасаки Хэви Индастриз» в 2015 году планирует выйти на разработку банковского технико-экономического обоснования проекта строительства завода сжиженного водорода в Магаданской области. В рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между тремя сторонами в 2013 году, энергокомпании выступят в качестве основных поставщиков электроэнергии, а Кавасаки предоставит технологии в сфере производства, хранения и транспортировки сжиженного водорода. Интерес к проекту обусловлен структурными изменениями в энергетике Японии, где все больший вес приобретают «зеленые» технологии. Так, к 2025 году потребность в водороде для автомобилей в Японии ожидается на уровне более 200 000 т/год.


На первом этапе реализации проекта в 2019 году планируется ввести в эксплуатацию пилотный комплекс мощностью 11,3 т в сутки, при полном развитии к 2026 году мощность завода составит уже 200 т в сутки. Комплекс будет потреблять до 510 МВт электрической мощности из местной энергосистемы. Это позволит надежно дозагрузить местные генерирующие объекты – Колымскую и Усть-Среднеканскую ГЭС. 


«Появление крупного промышленного потребителя позволит решить вопрос использования профицита мощности магаданских гидроэлектростанций, загрузив их энергоемким, но при этом экологически чистым и инновационным производством этого нового вида сжиженного топлива. Совместная работа Группы РусГидро и Кавасаки Хэви Индастриз приведет к созданию на Дальнем Востоке абсолютно высокотехнологичного предприятия, аналогов которому в мире не так уж много», — отметил генеральный директор РАО ЭС Востока Сергей Толстогузов, представляя проект на 4-м заседании Российско-Японского Консультативного Совета по модернизации экономики России.
Согласно предварительной оценке, стоимость промышленного комплекса может составить 239 млрд йен. В окрестностях Магадана выбраны перспективные площадки, на которых может вестись строительство.