ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Сентябрь 2015

| повестка дня |

Дальний Восток показался партнерам

Во Владивостоке завершила работу сессия Восточного экономического форума. Презентация проекта «открытия» Дальнего Востока, в первую очередь Приморья, для азиатских инвесторов прошла успешнее ожиданий. Текущая экономическая обстановка в РФ увеличила шансы для проектов в регионе не только Китая и Южной Кореи, но и Японии, а также на инвестиции в регион стран Персидского залива.

Трехдневный Восточный форум, завершившийся 5 сентября во Владивостоке, начался как развернутая презентация российскими властями системы территорий опережающего развития (ТОР) в ряде дальневосточных территорий и режима свободного порта в самом Владивостоке. Президент Владимир Путин дополнил 4 сентября это предложение инициативой по распространению статуса свободного порта (он предполагает в первую очередь свободную таможенную территорию) на другие гавани региона. Также он анонсировал либерализацию визового режима для иностранцев: введение виз по прибытию на восемь дней для посещающих Владивосток позволит формировать турпоток в первую очередь из КНР и Японии. Мероприятия форума 4–5 сентября с участием азиатских делегаций позволяли оценить, насколько предложение России по региональной кооперации и развитию Дальнего Востока принято всерьез.

Экономические проблемы в российском госсекторе, судя по всему, увеличивают шансы на относительный успех системы инвестиционных зон по крайней мере в Приморье: если ранее проекты развития Дальнего Востока в основном ориентировались на российские госинвестиции (что обеспечивает интерес к проектам южнокорейских компаний, рассчитывающих на контракты в рамках транспортных, нефтехимических, судостроительных и машиностроительных компаний), то санкции и неизбежное сокращение в сравнении с периодом 2009–2014 годов инвестпрограмм «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», «Росатома», СИБУРа и «Русгидро» делают азиатских инвесторов неизбежными партнерами федеральной и региональных властей РФ в регионе. Отметим, санкционные проблемы все же влияют на инвестпроекты — так, первый зампред правления ВТБ Василий Титов прямо говорил об «излишне» внимательном отношении банков КНР к санкционному режиму в отношении РФ. Тем не менее снижение бюджетных доходов РФ и проблемы с внешними займами для компаний КНР, Южной Кореи и Японии отлично сочетаются с «открытием» Дальнего Востока — последней крупной составляющей АТР, в которой ранее практически не создавались современные свободные экономические зоны.

Китайскую делегацию на Восточном форуме возглавлял «экономический» заместитель председателя Госсовета КНР Ван Ян, который 5 сентября вместе с полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым провел совещание глав приграничных регионов КНР и РФ по вопросам развития. Ван Ян не скрывал определенной осторожности Китая в отношении ТОР и свободных портов, пояснив, что инвесторам КНР «не стоит создавать излишние хлопоты» РФ в случае нежелательности инвестиций в какие-либо проекты. По его словам, китайские компании в некоторых случаях считают риски инвестиций в РФ высокими и ожидают сопротивления властей дальневосточных регионов китайским проектам. В любом случае, подчеркнул Ван Ян, необходим «контроль общественного мнения» в РФ по поводу китайских проектов. В свою очередь, замглавы Госсовета КНР пообещал в собственной юрисдикции «наказывать» китайские компании, допускающие в инвестпроектах КНР нарушения экологического и трудового законодательства РФ.

При этом на открытых площадках Восточный форум уделил относительно немного внимания сверхкрупным кооперационным проектам КНР и РФ — газопровод «Сила Сибири», проекты скоростного движения РЖД, авиапроекты «Сухого» обсуждались в основном в ходе визита Владимира Путина в Пекин 2–3 сентября. Основная же неопределенность для проектов «уровнем ниже» — это объемы будущих вложений РФ в дальневосточную инфраструктуру: крупные инвестиции государства в инвесттерритории — практически общепринятые правила игры в регионе. Как пояснил „Ъ“ глава консалтинговой компании Strategy Partners Group Александр Идрисов, после введения механизма ТОР и свободного порта условия для работы компаний на Дальнем Востоке впервые станут сопоставимыми с другими особыми зонами в Азии и интерес китайских инвесторов заметен, хотя многие компании по-прежнему предпочитают действовать непублично.

Определенным открытием форума стала активность японских компаний на переговорах вокруг инвесттерриторий Дальнего Востока, неожиданная на фоне традиционно сложных внешнеполитических отношений РФ и Японии. Весьма активно на форуме выступал Маэда Тадаси, старший управляющий Japan Bank for International Cooperation, экспортно-импортного госбанка: он призывал обратить внимание на инструменты JBIC по финансированию инвестпроектов в иенах (ранее банк ограниченно сотрудничал со структурами РФ, в основном с ВТБ).

Отметим, традиционно инвесттерритории в АТР привлекают инвестиции не только из стран региона, и Дальний Восток в случае успеха проекта исключением не будет. Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил  „Ъ“ о том, что соглашение глава Российского фонда прямых инвестиций и китайского Фонда шелкового пути о дальневосточных проектах, подписанное накануне, предполагает привлечение в них инвестиций третьих сторон. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев в свою очередь сообщил, что речь может идти о вложениях в регион структур стран Персидского залива — ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии.


О чем говорил на ВЭФ Владимир Путин

Владимир Путин выступил перед участниками Восточного экономического форума на второй день. Он рассказал потенциальным инвесторам из азиатских стран о механизмах поддержки, а перечисляя преимущества запускаемого в октябре свободного порта Владивостока, предложил правительству рассмотреть возможность распространения льгот и на другие гавани Дальнего Востока. Интерес к порту проявляют компании из приграничных провинций Китая, сообщил президент.

Сейчас к особой зоне относятся порты по побережью около Владивостока от Зарубино до Находки. В списке льгот свободного порта — свободная таможенная зона, сниженные ставки налогов на прибыль (10% на десять лет) и страховых сборов (8% на десять лет), упрощенные таможенные процедуры: круглосуточные пункты пропуска, электронное декларирование грузов и их оформление через единый орган контроля при поставках, а также безвизовый режим до восьми дней. Управлять свободным портом Владивостока будет наблюдательный совет во главе с вице-премьером Юрием Трутневым.

Владимир Путин пообещал инвесторам и новые транспортные коридоры, в частности использование Северного морского пути для контейнерных перевозок; по словам главы «Росатома» Сергея Кириенко, использование двухосадочных атомных ледоколов позволит сделать навигацию круглогодичной с прохождением пути за 8–10 дней. Предложено было участникам из стран АТР и содействовать при создании крупного научного центра для фундаментальных разработок.

Также президент поручил скорректировать тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке, отметив, однако, что не везде они неконкурентоспособны, и призвал ускорить процесс докапитализации Фонда развития Дальнего Востока (предполагается, что это произойдет за счет налоговых поступлений от уже запущенных проектов, но на это потребуется время). Татьяна Едовина

 

ДМИТРИЙ БУТРИН, ТАТЬЯНА ЕДОВИНА, kommersant.ru




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)