ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Итоги 2013.

| ТРАНСПОРТ |

Двух магистралей мало

После крупного проекта по организации железнодорожного сообщения в Сочи к Олимпиаде ОАО «РЖД» в следующем году приступает к еще более масштабному строительству — увеличению пропускной способности Восточного полигона. Модернизация БАМа и Транссиба, оцениваемая в 560 млрд руб., к 2018 году должна увеличить провозные мощности этих двух магистралей на 55 млн тонн. Правда, прогнозы потенциальной грузовой базы говорят, что и этого окажется недостаточно.

Заявки на спрос
Всего за десять лет в России существенно изменилась география перевозок грузов по железной дороге. Значительно возросло количество экспортных и импортных контрактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На востоке страны развивалось несколько морских портов. Как следствие, на Восточном полигоне нагрузка на сеть ОАО «РЖД» увеличилась почти в два раза (с 340 млрд до 570 млрд тонно-километров в год). И продолжает расти, несмотря на общее падение перевозок в этом году. Неразвитая железнодорожная инфраструктура, в свою очередь, сдерживает загрузку дальневосточных портов, в которые вложили серьезные средства крупные сырьевые компании.
В июне президент Владимир Путин принял решение о выделении из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 450 млрд руб. на развитие транспортной инфраструктуры. В том числе 260 млрд руб. (110 млрд руб. прямо из бюджета, 150 млрд руб. из ФНБ) должны были пойти на Восточный полигон РЖД. Решению предшествовали долгие споры. Ситуация на БАМе и Транссибе стала заметно осложняться еще в 2007-2008 годах. Уже тогда стало понятно, что вскоре придется пойти на значительные инвестиции. Обсуждались предложения проложить сплошные вторые пути на БАМе. Проект оценивался почти в 1 трлн руб. и позволял увеличить пропускную способность магистрали до 80 млн тонн вместо нынешних 12 млн тонн. Однако Минэкономики предложило самый осторожный вариант.
Конъюнктура рынка угля и железной руды в странах АТР очень неустойчивая, и там нет недостатка в этих ресурсах, поскольку относительно дешевое сырье добывают и возят из Австралии и Индонезии, пояснили в Минэкономики. В том же Китае добывают большое количество собственного угля, однако местная железнодорожная сеть загружена и не может провести его в северные провинции. К тому же российское топливо более качественное. Именно поэтому между Россией и Китаем в 2010 году был подписан меморандум о намерениях, в котором говорится о поставках 20 млн тонн угля в северные провинции из России.
Это стало основой решения о расширении провозной способности уже построенной инфраструктуры. Акцент делается на строительстве двухпутных вставок, удлинении приемных путей на станциях, реконструкции искусственных сооружений, создании новых технологических систем.
«В рамках проекта будет выполнено расширение восточной части БАМа — участки Тында—Комсомольск-на-Амуре и Волочаевка—Комсомольск, завершение комплексного проекта по развитию участка Комсомольск—Совгавань, строительство нового Кузнецовского тоннеля, электрификация участка Борзя—Забайкальск, развитие линии Барановская—Хасан, развитие припортовых и портовых сортировочных станций,— перечисляет генеральный директор Института экономики и транспорта ОАО «РЖД» Федор Пехтерев.— Будет построено 500 км новых главных и дополнительных путей, 47 разъездов, Тобанский тоннель (6,6 км), усилено 92 станции и энергоснабжение железной дороги. Реализация проекта создаст на этапе строительства, а затем и эксплуатации порядка 40 тыс. новых рабочих мест».
Каждая из железных дорог полигона представила свои предложения по ускорению движения. Так, Красноярская сделала инвестиционную заявку на 15 мероприятий общей стоимостью 43 млрд руб. Основное — возведение второго пролета железнодорожного моста через Енисей, поскольку только тогда появится возможность пропускать по нему 75 пар поездов в сутки. Именно столько нужно для расчетного грузопотока к 2018 году.
РЖД несколько раз опрашивали 47 крупнейших грузовладельцев, рассчитывали объем перевозок по возрожденному методу транспортного баланса. Анализ показал, что 55 млн тонн дополнительных грузов гарантировано в любом случае. Перспективные заявки достигают 100 млн тонн. На том же БАМе объем заявленных перевозок оценивался в 54,2 млн тонн. Однако для обеспечения таких перевозок требовалось 1,1 трлн руб. в ценах 2011 года и 1,6 трлн руб. в прогнозных ценах 2017 года. Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, пришлось планировать рост пропускных способностей магистрали только до 32 млн тонн.
«Мы сейчас на Элегестском месторождении добываем не более 3 млн тонн угля, остальное нет возможности вывезти,— говорит генеральный директор ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Руслан Байсаров.— Как только в 2018 году появится возможность транспортировать 15 млн тонн, мы сейчас же выйдем на эти объемы». Его компания предполагает инвестировать в строительство железной дороги Кызыл—Курагино (выходит на Транссиб), в ГОК, в порт и сопутствующую инфраструктуру 217 млрд руб. Корпорация в октябре первая подписала с РЖД соглашение о гарантированном вывозе заявленного объема груза. Уже в феврале следующего года по плану-графику проекта, разработанному правительством и РЖД, железнодорожники планируют подписать подобные соглашения с другими крупными грузоотправителями. В том числе с «Мечелом», который построил железную дорогу Улак—Эльга для вывоза 12 млн тонн угля к порту.

За что платит бюджет
План модернизации Восточного полигона в перспективе ставит задачу разделить функции БАМа и Транссиба. По БАМу в основном будут перевозиться сырьевые грузы, а по Транссибу те, что требуют большей скорости,— контейнеры, рефсекции, сельхозпродукция, а также пассажиры. Без такого разделения полноценного транзитного коридора из Азии в Европу может не получиться.
В зоне тяготения БАМа и Транссиба реализуется несколько крупных сырьевых проектов. По словам Федора Пехтерева, в 2013 году протяженность участков с лимитированной провозной способностью на Восточном полигоне составляет 3,2 тыс. км. Если ничего не инвестировать, то к 2018 году будет уже 8,1 тыс. км — 75% от всей сети полигона.
Утвержденный проект модернизации двух магистралей позволит увеличить средний вес поезда и сохранить участковую скорость. Первый этап начнется с модернизации восточного участка БАМа для вывоза эльгинского угля. Этот этап будет реализован на средства самого ОАО «РЖД», поскольку он окупаем, а значит, есть возможность взять кредитные средства. Западную часть, сложную в геологическом отношении, придется обустраивать на бюджетные деньги.
Для привлечения финансирования принято решение, что ФНБ выкупит 5% привилегированных акций РЖД за 150 млрд руб., их доходность определена в 2-3% начиная с шестого года, то есть когда строительство будет закончено и технологии перевозок отлажены. В целом окупаемость проекта модернизации Восточного полигона лишь немного превышает 30 лет, а накопленные средства в бюджетах различных уровней к этому сроку превысят 680 млрд руб.
Согласно постановлению правительства, крупные инвестиционные проекты должны проходить технологический аудит и общественные слушания на Открытом правительстве.
«Весь проект разбит на три больших пула, и РЖД планируют сделать три больших консорциума,— говорит старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов.— В каждом должны быть специалисты из „большой четверки“ аудиторских компаний, из инвестиционных банков и эксперты-технологи, а также другие необходимые специалисты. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что компетенций по таким крупным проектам в стране немного».
По плану-графику правительства в декабре на конкурсной основе должен быть выбран независимый финансовый консультант для разработки бизнес-плана и финансовой модели, в январе 2014 года создан график проектно-изыскательских работ. В этом же месяце предстоит провести независимый ценовой и технологический аудит.

 

Сергей Плетнев




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)