ДФОбзор. Итоги года.

ДФОбзор. Итоги года. Февраль 2012.

ДВЖД расширяет международный формат. 2012 год пройдет под эгидой 175-летия российских железных дорог.

Международные грузоперевозки должны стать стратегическим вектором развития Дальневосточной железной дороги (ДВЖД), считают в руководстве ОАО «РЖД». С этой целью холдингом только в 2012 году предусмотрено около 27,7 млрд руб. инвестиций на развитие дороги. Как отметил на пресс-конференции, посвященной итогам 2011 года начальник ДВЖД Михаил Заиченко, за последние годы уже вырос грузопоток в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Сегодня дорога работает в интенсивном режиме, обрабатывает растущие объемы контейнерных, насыпных и наливных грузов, модернизирует инфраструктуру и начинает новые стройки.

• В 2011 году в границах дороги в рамках инвестиционной программы реализовывалось 426 инвестпроектов. Общий объем капиталовложений составил 30,3 млрд руб. (с ростом к уровню 2010 года в 1,6 раза). Ввод основных фондов составил 22,4 млрд руб., затраты на капитальный ремонт основных фондов 5,7 млрд руб. Инвестиционный план 2012 года составляет 27,7 млрд руб. Предстоит ввести основных фондов на сумму 37,4 млрд руб., что в 1,6 раза больше уровня текущего года.

Как следует из отчетных данных ДВЖД, по сравнению с 2010 годом рост импортных грузов составил 18,8%: возросло прибытие импортных контейнеров в порты Приморского края, а также увеличена погрузка глинозема, в том числе на ванинском направлении. Дорогой ведется постоянная совместная работа с ОАО «РУСАЛ» и ОАО «Ванинский морской торговый порт» по увеличению сдвоенных операций при погрузке глинозема. В результате модернизации оборудования крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Дальнего Востока – ЗАО «Альянстрансойл» и ООО «РН-Комсомольский НПЗ» отгрузка нефтепродуктов увеличилась на 3,2% к уровню прошлого года. На 1,4% выросла и отгрузка черных металлов, в том числе за счет стабилизации работы ОАО «Амурметалл». В начале 2012 года был подписан протокол между ОАО «РЖД», ОАО «Амурметалл» и ОАО «Ванинский морской торговый порт» о возобновлении объемов перевозок, и первые 10 тыс. т черных металлов терминал сможет переработать уже в феврале. Учитывая заинтересованность всех сторон и тот факт, что в 2011 году дорогой было перевезено около 702 тыс. тонн черных металлов, в будущем показатель может превысить миллион тонн. Также дорогой отмечен рост погрузки строительных грузов, он составил 2,7%. Показатель отражает как увеличение объемов путевых работ, так и растущее обеспечение грузами строек АТЭС-2012.

• Дальневосточная железная дорога выполнила годовое задание по погрузке на 2011 год еще 20 декабря. По итогам года погрузка возросла к уровню 2010 года на 7,8%. Рост грузооборота составил 8,4% к 2010 году и 48% к докризисному 2008 году. Среднесуточная выгрузка в 2011 году увеличена на 193 вагона,  или 3,7%. По году это 70,5 тыс. дополнительно выгруженных вагонов (или свыше 1 тыс. груженых составов). Прирост достигнут по следующим номенклатурам груза: каменный уголь + 8%, нефтепродукты + 2,6%, импортные грузы + 18,3%, строительные грузы +2,3%.

Чтобы обеспечить дальнейшее развитие международной портовой и приграничной инфраструктуры, Дальневосточной железной дорогой реализуются масштабные инвестиционные программы. Так, на базе Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла (ВСГТПУ) и инфраструктуры БАМа предусмотрено создание мультимодального логистического комплекса с полным набором логистических услуг и хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Развитие этого стратегического узла немыслимо без реализации «Стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали до 2020 года». На этом направлении при господдержке реализуется комплексный инвестпроект «Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля». Общая стоимость проекта составляет 59,6 млрд руб., а срок реализации рассчитан до 2016 года. В 2011 году на эти цели было направлено 3,5 млрд руб. Открыть движение по новому тоннелю планируется во второй половине 2012 года. После завершения работ по проекту в полном объеме и строительства новых разъездов на БАМе провозная способность в направлении Ванино-Совгаванского узла к 2015 году составит 35,5 млн т.
Для соединения Транскорейской магистрали с Транссибом совместно с северокорейскими партнерами идет реконструкция участка железной дороги Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) – Раджин (КНДР) с развитием контейнерного терминала ОАО «РЖД» в порту Раджин. Проект был начат в октябре 2008 года, и уже к середине 2012 года планируется завершить комплекс работ и начать коммерческую эксплуатацию объектов. На первом этапе через Раджин из России в страны АТР пойдет экспортный уголь. Мощности новой инфраструктуры рассчитаны на перевозки до 5 млн т этого груза. Одновременно будет прорабатываться возможность перевалки контейнерных грузов из Южной Кореи и других стран АТР в пределах 100 тыс. контейнеров в год.
Одним из первостепенных направлений работы ДВЖД является развитие инфраструктуры на острове Сахалин. В октябре 2010 года в состав Дальневосточной железной дороги вошла Сахалинская магистраль. Ее перевод на общесетевые габариты 1520 мм позволит заменить стареющий локомотивный парк и приступить к увеличению грузовой базы. В целом с момента начала переустройства (с 2005 года) введено в эксплуатацию 383,3 км трехниточного пути, сдано 39 мостов и 75 водопропускных труб, построены обходы тоннелей. Объём вложенных средств составил более 15 млрд руб.
Другой не менее важной задачей для ДВЖД и всего региона является подготовка транспортной инфраструктуры к  саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке. В ее рамках предусмотрена организация интермодальных перевозок по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи. Будет построена новая железнодорожная линия, возведен вокзальный терминал, обновлены вокзалы и остановочные пункты. Строительство пунктов посадки-высадки пассажиров планируется завершить в мае 2012 года, а реконструкцию вокзального комплекса на станции Владивосток – к июню 2012 года. После окончания работ аэроэкспрессы будут перевозить пассажиров между аэропортом и Владивостоком с большей скоростью и уровнем комфорта.

• Перед ДВЖД в 2012 году ОАО «РЖД» ставит задачу по дальнейшему наращиванию перевозок. Объем собственной погрузки на 2012 год установлен в размере 51 млн т, с увеличением к отчету 2011 года на 3,3% (+ 1,6 млн т). Рост объемов погрузки ожидается по следующей номенклатуре грузов: каменный уголь на 6,5% (1,17 млн т), нефтепродукты на 2,6% (0,28 млн т), лесные грузы на 3,6% (0,16 млн т). Прогнозируется рост пассажирооборота в 2012 году на 1,3 % к уровню 2011 года, он установлен в объеме 3,3 млрд пасс-км.

На 2012 год в соответствии со стратегией ОАО «РЖД» до 2030 года и основными приоритетами развития на среднесрочный период до 2015 года перед ДВЖД стоят масштабные задачи и проекты. Необходимо завершить реконструкцию участка железной дороги Хасан (РФ) – Раджин (КНДР), организовать постоянное пассажирское сообщение от Владивостока до аэропорта Кневичи, завершить подготовку объектов ДФО к  мероприятиям саммита АТЭС, а также ввести в эксплуатацию железнодорожный пограничный переход Камышовая (РФ) – Хуньчунь (КНР). А поэтапное внедрение проекта «Актуализация „Стратегической программы развития БАМа на перспективу до 2020 года“ позволит нарастить грузоперевозки к до 59,3 млн т к 2015 году, и до 92,8 млн т  к 2020 году.

• Через приграничные станции ДВЖД в 2011 году в обоих направлениях перевезено около 280 тыс. пассажиров. Через пункт пропуска Гродеково было перевезено 263,9 тыс. человек, что выше отчета 2010 года на 101,5 тыс. человек (+62,5%). Из РФ в КНР перевезено 119,3 тыс. человек – на 49,3 тыс. человек больше, чем в 2010 году (+70,5%), из КНР в РФ – 144,6 тыс. пассажиров, или на 52,2 тыс. больше, чем в предыдущем году (+56,5%). Через погранпереход Хасан – Туманган перевезено 15,3 тыс. человек, что на 298 человек больше, чем в 2010 году (+2%). Из РФ в КНДР перевезено 8015 пассажиров - на 1350 больше, чем в 2010 году (+20,3%). Количество пассажиров, следовавших в прошлом году из КНДР в РФ, уменьшилось на 1052 человек и составило 7248 (-12,7%).




Другие статьи номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)