ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Март 2016

| инфраструктура |

Город в мечтах

Долгосрочный план развития Комсомольска-на Амуре предусматривает создание в городе индустриального и инженерного центра Дальнего Востока, модернизацию его инфраструктуры, формирование современного городского пространства. Чтобы сделать город удобным для жизни и современным, предстоит решить множество задач — от архитектурно-градостроительных до образовательных и социальных.

Пространство решений

Город, основанный в пойме Амура на месте села Пермское и нанайского стойбища Дзёмги, быстро стал крупным промышленным центром Хабаровского края и Дальнего Востока. Архитектурный облик Комсомольска-на-Амуре с момента закладки города был подчинен прежде всего задачам производства. Второй по величине (в конце 2015 года в городе проживало 253 тыс. человек), но не по значимости промышленный центр Хабаровского края вытянут более чем на 30 км вдоль Амура, ширина речного русла в черте города достигает 2,5 км. Застройка начиналась от набережной — возводились первые дома, улицы, предприятия. Первые жилые кварталы, преимущественно барачного типа, вырастали вокруг заводов, так возникали десятки разрозненных «рабочих поселков». Город строился мастерами со всей России, что отразилось и на внешнем виде построек. Так, например, до сих пор в «частном секторе» Комсомольска-на-Амуре остаются построенные пермяками дома с резными деревянными кружевами.

Разработанный в 1939 году Ленинградским отделением Горстройпроекта план города осуществить помешала война. До середины 60-х годов облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций, чьи проектные институты и подразделения курировали застройку. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов.

Исторически Комсомольск-на-Амуре подразделяется на две части: район Дзёмги, возникший при строительстве авиазавода, и центральный, называемый просто «город» — здесь градообразующим предприятием является судостроительный завод. Их разделяет Силинский парк — сохраненный первостроителями островок тайги. Административное деление города возникло в 1943 году, когда Комсомольск-на-Амуре был разделен на Сталинский, Ленинский и Центральный районы. В первый из них входили жилой привокзальный массив и завод «Амурсталь». В 1957 году такое деление было упразднено, а в 1972 году появились Центральный и Ленинский районы. Кроме этого в советское время в городском округе располагался поселок городского типа Пивань. 

Современный генеральный план Комсомольска-на-Амуре был утвержден в 1987 году. Работа над внесением изменений в него началась в 2013 году. Предстоит не только привести документ в соответствие с современным законодательством, но и снять с него гриф «секретно», наложенный в советское время и действующий до сих пор. Также городской департамент архитектуры рассчитывает легализовать изменения, которые произошли в городской застройке за последние 25 лет, и сделать генплан инвестиционно привлекательным. В новом генплане, разработанном ЦНИИП по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук, отражены как имеющиеся проблемы городской среды, так и пути их решения.

Учитывая разрозненность городских районов и наличие свободных земель в городской черте, новое жилищное строительство, по мнению разработчиков генплана, должно основываться на комплексной застройке. Для этого понадобится зарезервировать 924,7 га свободных площадок — 85% всей территории нового жилищного строительства. Территории для реконструкции и развития составят 162,9 га — 15% всей территории нового жилищного строительства. Всего под новое жилищное строительство в 2013 — 2033 годах необходимо предусмотреть 1087,6 га территорий.

Учитывая, что к 2033 году население города должно достичь 350 тыс. жителей, объем жилищного фонда к этому сроку должен составить почти 12 млн кв. м. Это значит, что к уже имеющимся 5,7 млн кв. м в Комсомольске-на-Амуре необходимо построить около 6,3 млн кв. м жилплощади. В минстрое края утверждают, что на территории Комсомольска-на-Амуре определено 20 первоочередных площадок под строительство 270 тыс. кв. м жилья, в том числе 60 тыс. кв. м — в рамках микрорайона «Парус», который станет частью ТОР.

Для развития сопутствующей социальной инфраструктуры потребуется довести количество учебных мест в школах с 23,2 тыс. до 32-33 тыс., в дошкольных учреждениях – с 14,2 тыс. до 15 тыс. мест, вместимость стационарных медучреждений — до 4,7 тыс. человек, амбулаторий — до 6,3 тыс. посетителей в смену. Будет построен детский медицинский центр в Ленинском округе с поликлиникой и больницей, расширен межрайонный онкологический диспансер, построены новые станции «скорой помощи». Как полагает глава города Андрей Климов, решить часть вопросов можно за счет работающих в городе госкорпораций — ОАК, ОСК, «Газпрома», «Роснефти» и РЖД, заключив договор о социальном партнерстве между ними и муниципалитетом. По его словам, некоторые из этих предприятий участвуют в развитии социальной инфраструктуры города, «но зачастую это делается не системно, от случая к случаю».

Площадь предприятий розничной торговли должна вырасти с 95,4 тыс. кв. м до 98 тыс. кв. м, вместимость общепита — с 1,28 тыс. мест до 14 тыс. Эта задача будет решена за счет строительства нескольких крупных торгово-развлекательных центров. Гостиничный фонд должен вырасти с нынешних 800 мест до 2,1 тыс.


Губернатор Вячеслав Шпорт:
«Одними из приоритетов развития Комсомольска-на-Амуре должны стать здравоохранение, образование и культура. Мы уже построили современный хирургический онкологический центр и планируем дальше там выстроить систему реабилитации. Планируем построить больничный комплекс и самую современную детскую поликлинику. Образование мы здесь планируем сквозное инженерное, которое будет начинаться с детского сада и заканчиваться на заводах. Для этого мы будем строить инженерную школу, на которой мы отработаем схему подготовки. На первом этапе планируем превратить авиационный лицей в колледж, мы такие документы готовим. Это будет имиджевый объект, который, на мой взгляд, будет привлекать молодежь».  


Культурные запросы

Спрос горожан на услуги культурно-развлекательного плана с каждым годом растет, о чем свидетельствуют данные мониторинга городского отдела культуры. В то же время, существующих в городе учреждений культуры уже недостаточно для того, чтобы удовлетворить вкусы горожан. Сегодня в муниципальном ведении находятся драматический театр, дворец культуры «Алмаз», Музей изобразительных искусств, городской краеведческий музей, городская библиотека, детская художественная школа и детская музыкальная школа, Дворец творчества детей и молодежи, Дом детского творчества. Также действуют «отраслевые» дворцы культуры: судостроителей, авиастроителей, железнодорожников, ДК «Строитель». В Комсомольске-на-Амуре четыре кинотеатра, два крупных — «Факел» (на 850 мест) и «Красный» (на 300 мест) и два небольших — U-City (бывший кинотеатр «Юность») и 7D Cinema. Также действует несколько детских и подростковых клубов различного профиля — от робототехники до парусного спорта.

В то же время, сегодняшняя емкость клубных учреждений невелика — всего 4,7 тыс. зрительских мест. Новый генплан предусматривает, что к 2020 году в дворцах культуры и клубах города будет до 23 тыс. зрительских мест, а к 2033 году — до 28 тыс. мест. Дальнейшее развитие сети кинотеатров должно обеспечить к 2020 году до 7250 мест, а к 2033 году — до 8750 мест в зрительном зале. Театры должны располагать 1450 местами  к 2020 году и 1750 местами к 2033 году; концертные залы к этим срокам, соответственно, будут иметь 1015 и 1225 мест.

Будут отремонтированы драматический театр и центральный дворец культуры, который «в лихие годы» был продан, а сейчас возвращен в собственность Амурского судостроительного завода. Планируется построить киноконцертный комплекс в Ленинском районе, на проспекте Победы. Кроме того, в окрестностях Комсомольска-на-Амуре должна быть создана культурно-рекреационная зона с этнопарком и другими музеями под открытым небом, освещающими историю освоения Дальнего Востока, строительства города Юности, культуру коренных малочисленных народов Севера.

В Комсомольске-на-Амуре работает 422 спортивных сооружения, рассчитанные на 10 тыс. человек. Работают четыре муниципальные детско-юношеские спортивные школы. В черте города находятся горнолыжные базы и спортивно-оздоровительные комплексы, а в тридцати километрах от Комсомольска-на-Амуре один из крупнейших в стране — горнолыжный комплекс «Холдоми».

Сегодня прорабатывается вопрос о строительстве новых спортивных объектов. Это Ледовый дворец с ареной на 5 тыс. зрительских мест; Дворец спорта на 500 мест с универсальным спортивным залом, залом для спортивной гимнастики и акробатики, тренажерным залом, крытый 50-метровый бассейн, рассчитанный на единовременное обслуживание 146 человек, а также два новых спортзала стадиона «Авангард».

Емкость универсальных спортивно-зрелищных залов должна вырасти с существующих 1,6 тыс. зрительских мест до 2,1 тыс. к 2033 году. Емкость бассейнов с нынешних 1,5 тыс. кв. м зеркала воды — до 7 тыс. кв. м. Площадь плоскостных спортивных сооружений с существующих 29 га — до 140 га.

Профессиональная ориентация

Комсомольск-на-Амуре является индустриальным и инженерным центром Дальнего Востока. Именно здесь предполагается реализовать концепцию непрерывного инженерного образования и профессиональной переподготовки, которая позволит обеспечить кадрами высокотехнологичные предприятия города и края.

Сегодня в городе более 30 общеобразовательных школ, где обучаются около 23 тыс. учеников. Во многих уже действуют профильные классы и лаборатории, открытые при поддержке градообразующих предприятий. Работают десять профессиональных училищ и техникумов (около 4 тыс. учащихся), два вуза — Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет и Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (около 14 тыс. студентов).

Одна из ключевых задач системы образования в городе — развитие связей с производственными предприятиями, создание специализированных учебных заведений. Одним из таких проектов является создание Инженерной школы, которая станет отражением новой концепции подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Комсомольска-на-Амуре.

Памятная капсула в основание школы была заложена в 2015 году, в рамках второго Дальневосточного конгресса инженеров. Задача нового учреждения — способствовать формированию у детей инженерного мышления со школьной скамьи на основе современной материально-технической базы, передовых технологий. Речь идет о создании системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего и высшего профобразования.

В дальнейшем для профильных классов инженерной  направленности, которые будут действовать во всех образовательных учреждениях города, планируется создать сетевой Инженерно-консультативный центр для одаренных школьников, в том числе  с использованием дистанционного образования. 

Участие в проекте примет группа компаний «Энергия», которая является якорным резидентом ТОР «Комсомольск». «Развитие авиационного кластера на Дальнем Востоке, включая ТОР „Комсомольск“, невозможно без обеспечения предприятий региона качественным кадровым составом. Уровень подготовки работников напрямую определяется качеством образования, которое они получают. А образование, как известно, начинается со школьной скамьи. Уверена, что ребята, прошедшие подготовку в Инженерной школе, поступят в высшие учебные заведения и пополнят ряды ведущих предприятий региона, включая наше предприятие „Эпсилон-2“», — считает член совета директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева. Также в городе будет создан Центр профессиональной компетенции, чья задача — систематизировать, распространять и приумножать знания и практики, наработанные при развитии кластера авиа- и судостроения, создании ТОР.


Руководитель Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентин Тимаков:
«Принято решение о создании в Комсомольске-на-Амуре Центра профессиональных компетенций, который будет проводить обучение и переобучение специалистов высшей квалификации для нужд территорий опережающего социально-экономического развития и крупных инвестиционных проектов. Для Центра предназначено очень серьезное финансирование. На Дальнем Востоке потребуется около 13 тыс. специалистов для работы на создаваемых производствах в ТОР. На 70-80% — это рабочие высоких разрядов, потом — инженеры».


Стыковочное звено

Транспортный узел Комсомольска-на-Амуре объединяет две магистральные железные дороги (БАМ и дорога Комсомольск-на-Амуре—Волочаевка); пять автодорог (Хабаровск—Лидога—Ванино с подъездом к Комсомольску, Комсомольск-на-Амуре—Березовый—Сулук—Ургал, Комсомольск-на-Амуре—Эльбан—Волочаевка, Комсомольск-на-Амуре—Солнечный, Комсомольск-на-Амуре—Галичный); речной порт (связывает населенные пункты Нижнего и Среднего Амура), аэропорт (рейсы осуществляются как в рамках региона, так и в центральную часть страны).
Одна из ближайших задач по развитию транспортной системы — восстановление аэропорта «Хурба», который станет важнейшим транспортным мостом между регионами. Необходимо построить новый современный терминал, реконструировать взлетно-посадочную полосу. Несмотря на то что за предыдущие пять лет пассажиропоток воздушной гавани Комсомольска-на-Амуре удвоился, а перевозка грузов выросла в шесть раз, к 2018 году губернатор края поставил задачу довести эти цифры до 64 тыс. пассажиров и 10,8 тыс. тонн грузов в год. Предстоит реконструировать и «речной фасад» города — центральную набережную с речным вокзалом, автовокзал в комплексе с железнодорожным вокзалом.

Кроме того, идея открыть скоростное железнодорожное сообщение между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре прозвучала от губернатора края Вячеслава Шпорта, хотя говорить о сроках такого сложного и дорогостоящего проекта он считает преждевременным. В настоящее время поездка на фирменном поезде между городами занимает девять с половиной часов, на автобусе около пяти часов, на самолете — один час. При открытии высокоскоростного сообщения можно сократить время в пути до четырех часов. «Конечно, для начала нужно электрифицировать магистраль. Пока там ходят тепловозы, а значит, о скоростном движении говорить трудно. Но мы уже начали прорабатывать с железной дорогой эту тему. Они говорят, что технически все возможно. Реализовать такой затратный проект, конечно, нереально за год или даже за несколько лет. Но если мы говорим о необходимости развития Комсомольска и повышении его транспортной доступности, то начинать работать нужно уже сейчас»,— утверждает Вячеслав Шпорт. Также власти региона намерены приступить к расширению соединяющей два города автодороги.

Для развития внутригородской дорожной сети планируется создание общегородской магистрали непрерывного движения, для чего необходимо расширить Комсомольское шоссе, реконструировать проспект Ленина. Планируется расширение проезжей части дороги до трех полос движения в каждом направлении. Будет проведена реконструкция моста через ручей Теплый ключ. Также планируется оборудовать тротуары и велосипедные дорожки, установить новые и реконструировать существующие светофорные объекты. Предусмотрена и реконструкция наружного освещения.

Кроме того, планируется строительство новых дорог, развязок и путепроводов, без которых станет невозможным развитие жилищной и производственной инфраструктуры. Протяженность линий общественного пассажирского транспорта, которая сегодня составляет 180 км, должна быть доведена до 292 км. К 2020 году планируется обновить парк автобусов и трамваев, закупив более 340 новых единиц техники. 

Работа и энергия

Генерирующие мощности города изначально проектировались для снабжения крупных промышленных предприятий и в настоящее время активно модернизируются. На сегодняшний день Комсомольская ТЭЦ-3 является самой мощной электростанцией в Комсомольске-на-Амуре, самой молодой в крае и единственной на Дальнем Востоке, полностью работающей на газе. Годовая выработка электроэнергии составляет 1,35 млрд кВт·ч, тепла – 1,65 млн Гкал. Комсомольская ТЭЦ-2, которая также частично переведена на газ, имеет годовую выработку электричества 904 млн кВт·ч и 1,76 млн Гкал тепла.

Газификация Комсомольска-на-Амуре ведется с 1999 года. За 15 лет было газифицировано 10,4 тыс. квартир в 256 многоквартирных домах. Для того чтобы усилить энергобезопасность Комсомольска-на-Амуре и обеспечить потребителей дополнительным объемом природного газа, мэрия инициировала разработку генеральной схемы газоснабжения города до 2030 года. Предполагается возведение распределительного газопровода высокого давления от ГРС-2 до кранового узла в Комсомольске-на-Амуре, а также строительство распределительного газопровода высокого давления от кранового узла до ТЭЦ-2. 

Завершаются работы по строительству комплекса обезжелезивания и деманганации подземного водозабора. С вводом в эксплуатацию всего подземного водозабора Комсомольск сможет получать 75 тыс. куб. м питьевой воды, сейчас город потребляет в сутки около 100 тыс. куб. м. Общая производительность промышленных и коммунальных водозаборов города составляет 345 тыс. куб. м в сутки, текущее потребление воды — 132 тыс. кубометров в сутки, перспективное к 2033 году — 150 тыс. кубометров. Параллельно с развитием водопроводной инфраструктуры производительность очистных сооружений канализации должна быть доведена до 150 тыс. куб. м в сутки. Один из фундаментальных вопросов — возведение защитной дамбы, которая застрахует промышленный потенциал и жителей Комсомольска от повторения событий 2013 года, когда город оказался под угрозой затопления.

Вадим Пасмурцев




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)