Хабаровск город для жизни.

Хабаровский край. Реализация стратегии развития. Июня 2016

Грузам расширят выход к океану

Дальневосточная железная дорога подготовит на рассмотрение ОАО РЖД предложения по развитию подходов к морским портам после 2018 года. Особое внимание должно быть уделено участку Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань, где ежегодно растут перевозки.

В регионе с 2008 года идет реконструкция однопутной линии Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань (протяженность 468 км). За счет сдачи нового Кузнецовского тоннеля, реконструкции действующих станций, строительства новых разъездов, двухпутных вставок, а также на некоторых участках вторых путей ДВЖД ежегодно наращивает перевозки в адрес морских портов Хабаровского края. 

Как сообщил первый заместитель начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Виктор Демьянко, в прошлом году в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла было перевезено 25,8 млн т грузов, тогда как еще семь лет назад — 7,5 млн т. 

Прогнозы роста подтверждают российские отправители. К примеру, терминал СУЭК в бухте Мучке (оператором выступает АО «Дальтрансуголь») намерен к 2025 году выйти на перевалку 24 млн т, что на 8,4 млн превышает прошлогодний показатель. Недалеко от него строит свой перегрузочный комплекс ООО «Сахатранс». В 2017-2018 годах он планирует отгрузку на уровне 12 млн т, а с 2019-го — порядка 24 млн. Основной объем грузооборота терминала будет формироваться за счет отправок УК «Колмар», осуществляющего добычу угля на юге Якутии. В конце мая этот холдинг ввел в строй обогатительную фабрику «Инаглинская-1». «В планах компании — активный выход на рынок коксующихся углей в Японии. Уже в следующем году будет построена вторая фабрика»,— отметил начальник ДВЖД Николай Маклыгин. Согласно договору с ОАО «РЖД», перевозка продукции «Колмара» из Якутии в ближайшей перспективе составит не менее 12,2 млн т.

Другой крупный терминал появится в районе мыса Бурный, его оператором выступит «Дальневосточный Ванинский порт». Компания учреждена «Тувинской энергетической промышленной корпорацией», которая принадлежит Руслану Байсарову. К 2025 году стивидорное предприятие намерено перерабатывать 15 млн т. 

Не исключатся создание перегрузочных мощностей при участии иностранных инвесторов. Как сообщил в ходе недавнего визита в китайскую провинцию Цзилинь губернатор Вячеслав Шпорт, сейчас в стадии проработки находятся несколько совместных проектов с компаниями из Китая, среди которых добыча угля в Хабаровском крае для последующего экспорта в КНР, создание совместных деревоперерабатывающих производств, а также строительство грузового терминала в порту Ванино.

За счет потенциальных резидентов портовой зоны увеличит грузооборот и Советская Гавань. К примеру, планах ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» построить в районе мыса Марии терминал для отправок железнорудного сырья. Перевозки в его адрес могут достигнуть 7,1 млн т к 2020 году. Работать с контейнерами, рыбной продукцией, зерном планирует ООО «Морской порт Новая Советская Гавань». На первом этапе объемы составят 3,4 млн т с последующим увеличением до 6 млн. На перевалке сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов будет специализироваться ООО «Ремсталь». Мощность терминала оценивается 8-10 млн т в год.

Таким образом, в случае реализации планов стивидоров через девять лет перевозки в адрес Ванино-Совгаванского узла могут достичь 83-86 млн т. Тогда как ежегодная провозная способность линии Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань после завершения программы развития Восточного полигона ОАО РЖД в 2019 году составит только 37 млн т. 

Как отметил директор института «Дальгипротранс» Алексей Лобов, в свое время были разработаны пять этапов развития инфраструктуры на данном направлении. Первые два, которые вошли в программу Восточного полигона до 2019 года, как раз сегодня реализуются, поэтому с учетом дальнейших планов грузоотправителей остальные требуют своей актуализации. Так, третий и четвертый этап включают строительство сплошного второго пути между Комсомольском-на-Амуре и Совгаванью. На это понадобится 185 млрд руб., но в результате провозная способность линии возрастет до 110 млн т. Пятым этапом должна стать электрификация, ее целесообразно делать вместе с участком Волочаевка-2—Комсомольск-на-Амуре. Суммарные затраты в сегодняшних ценах составят 55 млрд руб. В результате железная дорога сможет обеспечивать перевозки в адрес Ванино и Совгавани на уровне 140 млн т в год.  

При этом, говорят эксперты, строительство вторых путей между Комсомольском и Совгаванью необходимо осуществлять по новой трассе. «Инженерно-геологические условия прохождения линии уникальны и сложны для сети РЖД. Это определяется пересеченным рельефом, сочетанием скальных и слабых грунтов в основании земляного полотна, очень сложными тектоническими условиями района, наличиями участков с повышенной сейсмичностью»,— отметил проректор по научной работе Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) Сергей Кудрявцев.

Он напомнил, что линия Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань строилась в годы Великой отечественной войны по нормам военного времени. Для экономии затрат тогда был выбран кратчайший выход к Татарскому проливу, но путь прошел по территории со сложной топографией. На ряде перегонов он идет прижимом к реке Тумнин и горным склонам. По словам представителя ДВГУПСа, если строить второй путь рядом с существующим, понадобится большой объем земляных работ, а это может сказаться на ограничении движения поездов по действующему участку.

При прокладке рельсовой колеи в местах, угрожающих обвалами скальных пород, в кривых пути малого радиуса целесообразно провести перетрассирование с последующим применением технологий эстакадного строительства. Строительство железнодорожного пути на эстакадах с 24 или 32-метровыми пролетами упростит сопряжение с имеющейся инфраструктурой. Положительный опыт при создании подобных транспортных объектов в России, уточнил Сергей Кудрявцев, получен в ходе создания инфраструктуры при подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012 и Сочи к Олимпиаде-2014.

Павел Усов