ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Рейтинг 2013.

| ТРАНСПОРТ |

Грузы по расписанию

В 2013 году впервые после первой волны кризиса стала сокращаться погрузка на Дальневосточной железной дороге. За девять месяцев со станций магистрали отправлено около 36,7 млн т различных грузов, что на 3,3% ниже аналогичного прошлогоднего показателя. Однако результат мог быть еще хуже, если бы не увеличили отгрузку своей продукции крупные предприятия Хабаровского края. В свою очередь, чтобы привлечь дополнительные объемы грузов, железнодорожникам приходится совершенствовать перевозочный процесс.

Как сообщил начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО; входит в структуру ОАО «РЖД») Максим Белоусов, по итогам 2013 года ожидается ощутимый рост погрузки нефтепродуктов Хабаровского НПЗ (отправителем груза выступает ЗАО «Альянстрансойл») — на 12%, или 410 тыс. т к прошлому году. Увеличение отправок продукции предприятия идет как за счет реконструкции нефтеперерабатывающего завода, так и оптимизации перевозок, в частности, обращения количества порожних вагонов собственности ЗАО «Альянстрансойл» на участке между станцией Первая Речка (Владивосток), где расположена нефтебаза НК «Альянс», и станцией Хабаровск-1.


На повышенные объемы производства ХНПЗ вышел еще в начале года. За первое полугодие переработка нефти здесь составила 2,09 млн т, что на 11,7%  больше, чем за такой же период 2012 года. По данным НК «Альянс», готовой продукции получено 2,03 млн т, что превышает прошлогодний показатель на 13,6%. Увеличилась выработка дизельного топлива (+12,2%; всего 123,2 тыс. т), судового (+16,5%; всего 597 тыс. т), а также высоковязкого экспортного топлива (+ 39,6%; всего 53,3 тыс. т). 
Львиная доля продукции ХНПЗ отправляется потребителям по железной дороге. И как прогнозируют в ТЦФТО, в 2014 году ЗАО «Альянстрансойл» продолжит наращивать погрузку нефтепродуктов: до 3,8 млн т (это +3% к ожидаемому результату 2013 года), а в 2015-м — до  4,1 млн т. 

 

Погрузка на ДВЖД, по номенклатурам основных грузов, млн т

 


Обещает рост отправок нефтеналивных грузов и Комсомольский НПЗ (входит в НК «Роснефть»). Предприятие в текущем году, наоборот, сократило железнодорожные перевозки, в результате чего общая погрузка нефтепродуктов на Дальневосточной дороге в январе — сентябре упала на 1,1%. Но, как планируется, в 2014 году КНПЗ увеличит отгрузку на 5% — до 7,1 млн т. Эти планы соотносятся с продолжающейся модернизацией Комсомольского предприятия. Как уточняют в «Роснефти», масштабной программой модернизации НПЗ, сравнимой со строительством нового завода, предусмотрено строительство современных установок гидрокрекинга, риформинга и коксования, а также 25 объектов общезаводского хозяйства. Часть работ уже выполнена: в 2011-м построена установка замедленного коксования, в 2012-м проведена реконструкция установки каталитического риформинга. Строительство комплекса гидрокрекинга мощностью 2 млн т в год со сроком ввода в декабре 2015-го позволит увеличить глубину переработки нефти до 95%. 


«К 2016 году планируется выход завода на объем переработки 8 млн т, то есть ежесуточно в летние месяцы может грузиться 400 вагонов с продукцией КНПЗ. В связи с чем, при согласии грузоотправителя (выступает ООО «РН-Транс».— Ред.), необходимо организовать движение поездов по расписанию со станции погрузки Дземги к нефтебазам в Ванино и Находке (станция Крабовая)»,— отмечают в ТЦФТО. В Центре добавили, что формирование маршрутных отправок в рамках организации движения грузовых составов по жесткому графику сегодня осуществляется пока при доставке металлов из Западной Сибири на экспорт через торговый порт Находка. Это уже привело к сокращению времени перевозки экспортных грузов. 
По словам директора представительства «РН-Транс» в Комсомольске Станислава Борисова, совместно с «Первой грузовой компанией» отправитель уже организовал подвод порожних вагонов маршрутами со станции Крабовая на Дземги. Это позволило ускорить оборот цистерн, что выгодно как грузовладельцу, так и перевозчику. Поэтому, сказал менеджер, нужно идти дальше, наладив организацию прямых уже груженых маршрутов из Дземги в направлении станций Крабовая, Блюхер, Ванино, где расположены крупные нефтебазы Дальневосточного региона. Формирование таких составов будет происходить на путях необщего пользования самого Комсомольского НПЗ.
«Мы полностью поддерживаем продвижение продукции по утвержденным „ниткам“ графика и готовы подписать соответствующий договор»,— сказал Станислав Борисов. 
Тем более, уточнил он, сегодня на станции Уяр (Красноярская железная дорога) приняты все меры по равномерной отгрузке сырой нефти в адрес завода в тех объемах, которые необходимы для текущей переработки. 


К организации маршрутов с согласованным временем отправления и прибытия проявляют интерес и другие предприятия Хабаровского края, к примеру, ОАО «Ургалуголь» (входит в СУЭК). Здесь также идет увеличение объемов производства. По предварительным данным, угольщики отгрузят в 2013 году 4,8 млн т продукции, что на 4%, или 202 тыс. т, выше погрузки 2012 года. В следующем году объем перевозки ургальского угля сможет вырасти более чем на треть — до 6,5 млн т. «На „Ургалугле“ запущена фабрика по обогащению угля, что позволит повысить конкурентоспособность продукции предприятия на внешнем рынке. Необходимо будет обеспечить ежесуточную погрузку 300 вагонов и организовать перевозку грузов с согласованным временем отправления и прибытия по направлению Чегдомын — Ванино»,— поясняет Максим Белоусов. 
Добавим, экспортные направления перевозок СУЭК позволяют компенсировать потери на внутреннем рынке. Дальневосточные предприятия, входящие в холдинг, теряют в сбыте энергетического угля из-за продолжающейся в регионе газификации. В частности, сокращение потребности в своей продукции ощутил «Приморскуголь» — в немалой степени в связи с переводом на газ Владивостокской ТЭЦ-2.


Усовершенствовать порядок вывоза грузов железнодорожники планируют и в свете лесных перевозок. В целях увеличения отправок древесины на ДВЖД намерены внедрить технологию графиковой обработки лесопогрузочных станций маневровыми локомотивами. Погрузка этой номенклатуры груза падает на дороге из года в год. По итогам третьего квартала, лесных грузов было погружено 2,82 млн т, что на 9,5% ниже прошлогоднего результата. Такая динамика обусловлена общим состоянием отрасли. Например, в 2012 году в Комсомольском районе Хабаровского края было произведено только 679 тыс. куб. м круглых лесоматериалов, что ниже предыдущего года на 11%. Из 14 зарегистрированных предприятий — арендаторов лесного фонда осуществляли деятельность только 11. Из них семь работали неполный календарный год. «В 2013-м прекратили свою деятельность еще четыре предприятия. Выпуск деловой древесины, по данным первого полугодия, в районе составил 210 тыс. куб. м против 395,6 тыс. за аналогичный период прошлого года, то есть упал до 53%»,— констатирует главный специалист отдела экономического развития Комсомольского района Евгения Васильева. 


К существующим проблемам в этом году добавились погодные. «Из-за затяжных проливных дождей этим летом на Дальнем Востоке оказались размыты многие лесовозные автодороги (до лесопогрузочных станций), плюс сырая древесина падала в цене — покупатели в Китае либо не хотели ее приобретать, либо предлагали крайне низкую стоимость, что невыгодно было местным лесозаготовителям»,— говорит Максим Белоусов. 


Впрочем, рост отправок своей продукции демонстрирует крупнейший отправитель лесных грузов в регионе ООО «Торговый дом РФП». За январь — август он обеспечил отправление по железной дороге 719,8 тыс. т — на 2% выше уровня предыдущего года. Компания расширяет свою деятельность, в том числе в Амурской области. По словам начальника ТЦФТО, в 2013 году «Торговый дом РФП» начал производить погрузку со станции Улак. В целом на следующий год холдинг планирует увеличить отправление лесных грузов на 5%. Прогноз на 2014 год — 1,3 млн т. 


Для нормального обслуживания новой грузовой базы на ДВЖД разрабатывается единая технология работы станций БАМа, а также подъездного пути к Эльгинскому месторождению. Как известно, для его освоения «Мечел» построил железнодорожный участок Улак—Эльга протяженностью 321 км. В 2014 году по нему планируется отправить свыше 1 млн т угля. «Необходимо учесть, что по ближайшей к Улаку станции Верхнезейск также осуществляется активная отгрузка леса. Крупнейшим грузоотправителем является „Торговый дом РФП“»,— уточнил Максим Белоусов.

Игорь Михайлов / Фото: rzd.ru




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)