ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Сентябрь 2015

| машиностроение |

Китай увидел в РФ сборочную площадку

Китайские Jiangsu Baoli и Xi`an Aircraft вложат $200 млн в производство ближнемагистральных самолетов МА-600 в Комсомольске-на Амуре мощностью 50 судов в год. Этот проект может стать альтернативой сорвавшимся из-за санкций планам «Ростеха» и Bombardier по локализации в РФ Q400, но китайцы рассчитывают на РФ — в первую очередь как на сборочную площадку с налоговыми льготами. Платежеспособного спроса на такие самолеты в России сейчас почти нет, отмечают эксперты.

Китайские Jiangsu Baoli International Investment и Xi`an Aircraft Industrial Corporation (AIC) подписали с Минвостокразвития на Восточном экономическом форуме соглашение об организации сборки турбовинтовых самолетов МА-600 и деталей для них в ТОР Комсомольска-на-Амуре. Мощность производства составит 50 самолетов. Инвестиции в проект на первоначальном этапе в Jiangsu Baoli (должна предоставить средства) оценивают в сумму около $200 млн, AIC внесет технологии и получит контроль в СП. По словам министра Александра Галушки, китайские компании заинтересовала ТОР из-за налоговых льгот и девальвации рубля. По его словам, финансово-экономическая модель проекта появится к 30 октября. Президент Jiangsu Baoli Чжоу Дехун уточнил, что на первом этапе СП займется «финальной сборкой», а потом перейдет к производству элементов самолета.

МА-600 — узкофюзеляжный двухмоторный турбовинтовой региональный самолет, разработан на базе Ан-24. Рассчитан на 60 пассажиров, с 2000 года выпущено около 80 МА-60 (предыдущая версия) и 4 МА-600.

Jiangsu Baoli занимает свыше 30% рынка асфальтово-битумных смесей в КНР, на конец 2014 года активы — 2,36 млрд юаней (сейчас $370 млн), чистые активы — 1,63 млрд юаней ($260 млн). Свыше 57% акций Xi`an AIC у государственной Xi`an Aircraft Industrial Corporation. Выпускает военные и гражданские самолеты. Общий объем активов AIC — свыше 17 млрд юаней ($2,7 млрд), чистые активы — 9,8 млрд юаней ($1,54 млрд).

Коммерческий директор российской структуры Jiangsu Baoli «Баолирус Интернейшнл Инвестментс» Елена Евсеева сказала, что руководство китайской компании решило заняться международными инвестициями и финансовым лизингом. У Baoli уже есть проект в РФ: весной она заключила с Минвостокразвития меморандум о строительстве в ТОР «Хабаровск» завода составов и изделий на основе битума стоимостью около $50 млн. В ближайшие несколько лет Jiangsu Baoli планирует вложить в РФ до $2 млрд. Госпожа Евсеева пояснила, что в будущем в Комсомольске будет сборка не только самолетов, но и комплектующих (двигателей и титановых элементов). В качестве партнера Jiangsu Baoli видит «Ростех» — стороны продолжают переговоры, конкретных договоренностей пока нет. Елена Евсеева отметила, что строительство может начаться в 2016 году, производство планируется запустить через полтора года, но точные сроки будут после разработки финансово-экономической модели в октябре. Планируется поставлять самолеты в Китай и другие страны, возможно, и в РФ.

Сейчас в России нет производства самолетов, аналогичных МА-60, хотя еще в начале 2010-х годов спрос на самолеты на 60-70 пассажиров был высок. Французская ATR в 2012 году оценивала спрос в СНГ до 2017-2018 годов в 150-200 судов. Китай давно хотел выйти на российский рынок турбовинтовых самолетов, говорят на рынке: «Способствовать этому могли недавние договоренности о поставках 100 SSJ 100 в Китай, тогда вход на российский рынок мог быть предоставлен в обмен». Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что стоимость ближнемагистральных самолетов (каталожная цена Q400 — $30 млн) делает возможной их закупку авиакомпаниями только при субсидировании государством, что маловероятно.


ННК создает СП с китайской Jiangsu Baoli 

ННК и Jiangsu Baoli International Investment подписали на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) соглашение о сотрудничестве, которое предполагает создание СП для строительства битумного завода, в котором 51% будет принадлежать ННК, а 49% — Baoli. В сообщении компаний отмечается, что завод будет производить битумы, ПБВ и битумосодержащую продукцию, его мощность составит до 1 миллиона тонн в год. Продукция будет реализоваться на рынках российских дальневосточных регионов и Китая. Сырье для производства битумов будет поставлять входящий в ННК Хабаровский НПЗ. До конца 2015 года стороны планируют согласовать устав и утвердить бизнес-модель проекта. В пресс-релизе отмечается, что Baoli «предоставит услуги по проектированию завода и выбору технологии производства, а также эксклюзивные права на использование патентов, технологий, ноу-хау по производству высококачественных битумов». Кроме того, китайская компания «будет содействовать совместному предприятию в привлечении проектного финансирования для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию завода». Егор Попов, Владивосток

 

ЕГОР ПОПОВ, АНАТОЛИЙ ДЖУМАЙЛО, kommersant.ru




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)