ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Октябрь 2014

| ТУРИЗМ |

Компенсирующий эффект

Лето 2014 года стало для российского туристического рынка испытанием на прочность, и многие туроператоры его не выдержали. Для Дальнего Востока это вылилось в «приостановление деятельности» единственного дальневосточного организатора чартеров «Авиачартер-ДВ». Причиной стало прекращение сотрудничества с «Оренбургскими авиалиниями», которые осуществляли перевозки и для других ушедших с рынка туроператоров. Клиенты «Авиачартер-ДВ» теперь тоже встали в очередь за компенсациями страховых агентств. Но глобально на туристическом рынке Дальнего Востока ситуация не отразилась, считают его участники.

Проблемы начались с середины июля: 16 числа о приостановке деятельности объявил один из крупнейших отечественных туроператоров — турфирма «Нева». За ней по принципу домино посыпались другие компании: «Авиачартер», «Роза ветров. Мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт» и так далее.


На этом фоне дальневосточная компания «Авиачартер-ДВ» в середине августа объявила о досрочном прекращении полетной программы и о снятии рейсов до Гуама и Сайпана (США) на сентябрь и до конца октября. Тогда в компании заверили, что это решение вызвано организационными мероприятиями, а не проблемами московского авиаброкера «Авиачартер».  Однако 15 августа, «Оренбургские авиалинии» объявили об отмене начиная с 17 августа девяти чартерных рейсов «Авиачартера-ДВ» на острова Сайпан и Гуам из-за отсутствия предоплаты за рейс в размере 24 млн руб.


В результате конфликта под вопросом оказалось возвращение с островов Сайпан и Гуам 800 дальневосточников. «Оренбургские авиалинии» в итоге вывезли всех отдыхающих в несколько рейсов за свой счет, хотя, по словам председателя дальневосточного отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Александра Осауленко, являющегося также зампредом ассоциации «Турпомощь», руководство авиакомпании рассчитывало, что возвратные рейсы будут выполнены за счет фонда «Турпомощи». Однако средства фонда могут быть израсходованы только в случае банкротства туроператора, чего не произошло.


Сам «Авиачартер-ДВ» 29 августа объявил о приостановке деятельности «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам о реализации туристского продукта».  Пострадавшими остались около 100 клиентов компании, которые приобрели путевки, но не смогли вылететь на острова из-за отмененных рейсов. «Авиачартер-ДВ» должен им около 20 млн руб.


Гражданская ответственность оператора застрахована в компании «Восхождение» на сумму 30 млн. рублей, срок действия договора с 11 апреля 2014 по 10 апреля 2015 года. Ситуацию осложняет то, что Центробанк отозвал у СК «Восхождение» лицензию. Кроме того, в компании были застрахованы клиенты и других разорившихся туроператоров.


Российский туристический рынок «переживает глубокий системный кризис», признают в РСТ. По данным организации, в 2014 году снижение турпотока составило 30-50%. Для сравнения, в кризисный 2009 год турпоток уменьшился на 15-20%. «Отсутствие оборотных средств и жесткая конкуренция на туристическом рынке, когда предложение значительно превышает спрос, вызвали „эффект домино“»,— говорится в официальном сообщении РСТ.


Для Дальнего Востока ситуация не должна стать критичной, считает Александр Осауленко. «Исходя из объема рынка, здесь не может быть такого объема перекредитования и задолженностей, как это случилось с московскими туроператорами»,— пояснил он. При этом есть дефицит чартерных перевозчиков на Дальнем Востоке.
Гендиректор одной из турфирм Мария Кожедуб согласна, что дальневосточный рынок более стабилен, чем западный, благодаря меньшей конкуренции со стороны регулярных рейсов. По ее словам, на местном рынке действует несколько московских операторов, которые занимаются другими направлениями, они работают уже давно и в них «есть уверенность». «Но приходят и новые туроператоры, будут рейсы на Хайнань, во Вьетнам — за них отвечать сложно»,— призналась госпожа Кожедуб.
Что касается другого популярного на Дальнем Востоке направления — Китая, то пока о каких-либо тенденциях в сторону увеличения потока за счет любителей других стран нельзя, говорит директор туристической компании «Старый город» Лариса Демчук. По ее словам, каждый сезон проходит непредсказуемо, несмотря на прогнозы, и какие-либо выводы можно будет сделать только по его итогам.

 

Антон Иванов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)