ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Март 2016

| тема номера |

Комсомольску указали путь на вырост

Четвертый по величине город Дальнего Востока, его промышленная столица Комсомольск-на-Амуре привлек внимание первых лиц государства, посчитавших, что отток населения из муниципалитета нужно останавливать, а социальную сферу — восстанавливать. Федеральное правительство по инициативе региональных и местных властей подготовило предложения по развитию Комсомольска-на-Амуре стоимостью 63 млрд руб. Эксперты считают, что, несмотря на усилившееся внимание властей к городу, обусловленное сменой управленческих команд в Хабаровском крае, четкой концепции развития до сих пор нет.

Предпосланная подготовка

3 декабря прошлого года, выступая перед членами Федерального собрания с традиционным посланием на будущий год, президент Владимир Путин вдруг заговорил о дальневосточных городах, упомянув сразу три из них — Хабаровск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре. И если появлению первых двух в федеральной повестке никто не удивился, то третий на таком высоком уровне прозвучал впервые за долгие годы. Впрочем, этому предшествовала долгая подготовка. Так, в конце октября 2015 года вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Дальний Восток, провел совещание по развитию инфраструктуры Комсомольска-на-Амуре. Открывая совещание, Юрий Трутнев отметил, что Комсомольск-на-Амуре является инженерным форпостом Дальнего Востока и его развитию следует уделять особое внимание. «Надо сделать Комсомольск-на-Амуре городом, удобным для проживания людей. Там строят замечательные самолеты, будет возрождаться судостроение, но при этом условия жизни в нем оставляют желать лучшего»,— подчеркнул вице-премьер.

О том, что социальная среда города неконкурентоспособна, городская инфраструктура развита слабо, а качество жизни в Комсомольске-на-Амуре падает, региональные и местные власти знали давно. Это подтвердил на октябрьском совещании и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Однако только в 2015 году с высоких трибун заговорили не просто об этом, но и о том, что с этим делать. Процесс подтолкнуло создание в Комсомольске-на-Амуре правительственным постановлением первой на Дальнем Востоке территории опережающего развития. Льготный режим ведения бизнеса должен стать стержнем нового этапа развития города, считают власти. А привлечь кадры в предприятия будущей ТОР невозможно без обеспечения социальной среды. Так «социалка» оказалась включена в опережающее развитие, и для всех образованных на Дальнем Востоке ТОР (к моменту сдачи материала в печать их было уже 12) это случай уникальный. Нигде больше государство не будет строить для инвесторов-резидентов ничего больше, чем дороги и инженерные сети.

Все это случилось благодаря тому, что проработка потребностей Комсомольска-на-Амуре в инфраструктуре велась на протяжении всего 2015 года Минпромторгом, Минтрансом, Министерством образования и науки, Минздравом, Минспортом, Минстроем. В процесс вовлекли госкорпорации:  «Ростех», «Энергетические проекты», ПАО «Компания „Сухой“», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ООО «Газпром межрегионгаз», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Координировало работу Министерство по развитию Дальнего Востока. Так в послании президента Федеральному собранию появился Комсомольск-на-Амуре.

Высокий посыл

«За последние годы значительные ресурсы были вложены в обустройство Хабаровска и Владивостока, и люди видят эти изменения. Еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать и Комсомольск-на-Амуре,— сказал в послании Владимир Путин.— Это город с легендарной историей, с современной высокотехнологичной промышленностью, которая выпускает востребованную гражданскую продукцию и успешно работает на оборонную промышленность. Но городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии»,— констатировал президент.

И далее развил этот тезис: «Это касается и общего облика города, и объектов спорта, культуры, учреждений здравоохранения, образования — все это не соответствует потенциалу Комсомольска-на-Амуре, в том числе поэтому сюда сложно привлекать молодых перспективных специалистов, в которых остро нуждаются предприятия региона». Как итог, глава государства призвал «сконцентрировать ресурсы и не откладывая направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре». «Конечно, это нельзя сделать с сегодня на завтра, но нужно, во всяком случае, понять, что делать, как, каким темпом»,— уточнил он.

В Комсомольск-на-Амуре и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев ранее наведывались неоднократно, в последний раз — в рамках ликвидации последствий масштабного наводнения на Амуре 2013 года. А 18 декабря 2015 года премьер заговорил о Комсомольске-на-Амуре вновь. Правда, во Владивостоке — там прошло совместное заседание правительственной комиссии по импортозамещению и правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Но в повестке, посвященной в основном судостроению, второй по величине город Хабаровского края сумел не затеряться: по итогам заседания было сформировано целых 15 поручений о Комсомольске-на-Амуре различным ведомствам (см. «Контекст»). 

Открывая совещание, Дмитрий Медведев признал, что «существует необходимость превратить этот город в один из динамично развивающихся центров». «В последние годы здесь по известным причинам мало что происходило, делалось недостаточно. Четвертый по величине город региона за 25 лет потерял практически 20% своих жителей — почти четверть трудоспособного населения. Износ основных фондов в сфере ЖКХ, энергетики, транспорта достигает 75-80%, притом что речь идет об одном из весьма развитых в прошлом индустриальных центров гражданского машиностроения, металлургии, с развитой промышленной и научной базой, историческими традициями, инженерной школой. В общем, этот очевидный разрыв существует, особенно остро это чувствуешь, когда ездишь по городу»,— сказал премьер. По итогам совещания перед министерствами и госкорпорациями была поставлена задача сформировать комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре, координатором всех действий стало Минвостокразвития. 

Считанные миллиарды

К концу февраля министерство завершило работу по подготовке проекта комплексного плана и внесло его в правительство РФ. В итоговом проекте осталось 33 мероприятия и 27 объектов на сумму 62,9 млрд руб., из них 49,3 млрд руб. — из средств федерального бюджета. В конце февраля заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов, отвечавший за разработку и согласование комплексного плана, посетил предприятия Комсомольска-на-Амуре, а также провел совещание с чиновниками. Мероприятие было закрытым и, как рассказали сразу несколько его участников, прошло «в сугубо рабочем ключе».

В частности, чиновники договорились о том, что «дорожная карта» исполнения комплексного плана и проектно-сметная документация (ПСД) на первый объект, реконструкцию драмтеатра, будут готовы к 10 марта. Драмтеатр был частично реконструирован в 2013 году, второй этап предполагает замену окон, ремонт вестибюля, холла и фасадов. На эти работы вместе с затратами на внешнее благоустройство потребуется 485 млн руб., пояснили после совещания в мэрии. Из них уже в 2016 году 75 млн руб., уточняет один из чиновников, должно выделить Минкультуры, еще порядка 12 млн руб. — местные бюджеты. Финансирование начнет поступать в этом году лишь при условии получения положительного заключения экспертизы на ПСД к 1 июля. «Артур Ниязметов поставил четкую задачу это условие выполнить»,— рассказал один из участников совещания.

В 2016 году, по данным администрации Комсомольска-на-Амуре, также должны пойти средства федерального бюджета на завершение строительства комплекса обезжелезивания и деманганации вод, который готов уже на 80%. Городской водозабор строится с 2005 года, на него уже потрачено более 1,6 млрд руб. Две очереди объекта должны дать до 75 тыс. кубов воды в сутки (при общегородском потреблении 100 тыс. кубов). На завершение работ требуется 336 млн руб., большая часть будет выделена из федерального бюджета. В 2016 году финансирование из центра может составить 235 млн руб.

По поводу объектов, финансирование которых предполагается в 2017 году, «готова не вся ПСД, и из-за этого с планированием соответствующих расходов могут возникнуть вопросы со стороны профильных министерств», говорит один из источников. «Ведомства в течение марта подают заявки на бюджетное финансирование по федеральным адресным инвестиционным программам, через которые осуществляется финансирование инвестиций в новые объекты на 2017 год. Договорились, что Минвостокразвития со своей стороны объяснит министерствам, что план разрабатывался в крайне сжатые сроки и поэтому нас подождут. Но вся ПСД должна быть готова к сентябрю, это обязательство взял на себя край»,— отметил один из участников совещания. Впрочем, говорит он, по некоторым объектам ПСД будет готова раньше. Например, по инженерной школе, строительство которой обойдется ориентировочно в 550 млн руб., заключение госэкспертизы может быть получено к 1 апреля. 

Вопросы пообъектно

На более поздние сроки придется проектирование, например, транспортной инфраструктуры: трассы Хабаровск—Лидога—Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре и городской дорожной сети. Это одна из наиболее финансово тяжелых составляющих комплексного плана: в проекте распоряжения правительства зафиксировано, что на дороги нужно будет потратить более 27,6 млрд руб. Кроме того, объясняет один из участников совещания, «есть вопросы со стороны Минприроды по проектам инженерной защиты Комсомольска-на-Амуре».

«Должно быть построено несколько дамб, чтобы уберечь город от возможных повторений наводнения 2013 года. Проектант посчитал, что объекты будут стоить около 12,8 млрд руб. Но госэкспертизу ПСД пока не прошла, это ожидается к октябрю. В проекте комплексного плана на инженерную защиту зафиксировано всего 5,6 млрд руб. Минприроды принципиально необходимость дамб поддержало, но стоимость окончательно не согласована»,— утверждает чиновник. «Артур Ниязметов призвал разобраться в расхождении заявленных потребностей, возможно, на отдельном совещании, где должны быть согласованы позиции со всеми структурами, в том числе Росводресурсами, куда документация по двум этапам строительства инженерной защиты из трех уже сдана»,— уточнил он.

Глава Комсомольска-на-Амуре Андрей Климов по итогам визита господина Ниязметова заявил, что «много сделано в рамках подготовки документации и решения земельных вопросов». В 2016 году, подчеркнул мэр, начнется модернизация трех крупных объектов, чей ввод в эксплуатацию будет приурочен к 85-й годовщине образования города (отмечается в июне 2017 года). «Это драмтеатр, стадион „Авангард“ и реконструкция загса. Большая работа предстоит: подготовка ПСД и прохождение экспертизы по крупным объектам»,— сказал он. «Мы уже много сделали, в том числе за счет местного бюджета, осталось ожидать подписания документа и софинансирования»,— добавил глава Комсомольска-на-Амуре.

Персоны и приоритеты

Однозначно сказать, что экономика и социальная сфера Комсомольска-на-Амуре на протяжении последних 20 лет только стагнирует, нельзя, считает доктор социологических наук Григорий Говорухин. «Нельзя забывать, что и прежний губернатор края Виктор Ишаев, и прежний мэр Владимир Михалев стали заниматься регионом и муниципалитетом тогда, когда вся страна была в сложном положении — социальном, экономическом и политическом. Да, город проживал достаточно тяжелые времена: фактически он сокращался в размерах, причем локально, по участкам, где закрывались предприятия. Это были не лучшие периоды времени, тем более что на тот момент были живы воспоминания о советской эпохе прироста населения за счет внешней миграции. Естественно, возникало ощущение разрухи и падения. Прежде всего приостановилось строительство жилья, закрывались и передавались в частные руки детские сады, — это классика жанра для любого среднестатистического города постсоветского пространства»,— отмечает эксперт.

Однако в последние годы правления господина Михалева, ставшего главой города в 1991 году и покинувшего этот пост в 2014-м, строительство «реанимировалось — стало появляться жилье и торговые центры». «Город из серого силиката стал превращаться в нечто интересное для населения. Расширяются площади, стали появляться фонтаны, есть некое украшательство»,— признает господин Говорухин. Но это стало скорее частью политики уже нового губернатора — выходца из Комсомольска-на-Амуре Вячеслава Шпорта, получившего эту должность весной 2009 года. 

Владимир Михалев сформировал достаточно жесткую и консервативную административную систему, «которая была замкнута на саму себя», считает эксперт. «По большому счету, свежих лиц там не было, как и людей, которые могли бы кардинально изменить общую ситуацию. Сегодня мало что изменилось чисто внешне. Команда кардинально не меняется»,— отмечает Григорий Говорухин. Хотя позиция городских властей, которую ранее можно было выразить фразой «ничего страшного, что люди уезжают, оставшиеся должны работать интенсивнее», изменилась: «Сейчас такой риторики уже нет. По крайней мере, понимание проблемы возникло. От понимания перейти бы к действиям, это сложнее»,— говорит Григорий Говорухин. По его ощущениям, какого-то нового четкого видения перспектив развития всего города у властей нет, несмотря на проекты территорий опережающего развития и другие инструменты. Федеральное правительство планирует ими стимулировать бизнес и население на Дальнем Востоке, но «проекты пока сырые», считает он. «Самая большая проблема — дефицит кадров — пока не решается»,— говорит Григорий Говорухин. «А все основные направления деятельности должны быть связаны с этим: как удержать кадры внутри города и края. Ни одно краевое решение пока так и не дало результатов. Без этого всего все происходящее — „чистовая отделка“ города»,— отмечает эксперт.

Между тем, по данным соцопросов уровень доверия населения к Андрею Климову «меньше, чем был к Владимиру Михалеву, процентов на 10-15». «Процент поддерживавших предыдущего мэра был выше. Разница в уровне поддержки существенна. Это может быть связано с тем, что к новому градоначальнику не привыкли, а значит, население ощущает изменения на себе. Или с тем, что есть первое лицо, на которое „сакрально“ переносятся все новые проблемы. При этом население понимает, что кардинальных изменений в своей жизни люди пока не увидели»,— говорит эксперт. 

 


Контекст // О размещении высокотехнологичных производств и развитии социальной инфраструктуры в Комсомольске-на-Амуре

Минвостокразвития России (А. С. Галушке) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Правительством Хабаровского края и организациями внести в Правительство Российской Федерации до 20 февраля 2016 года проект долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, проработав вопросы:

а) разработки программы локализации на территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» производств по выпуску комплектующих для самолетов «Сухой Суперджет 100» и выпуску корпусов и надстроек кораблей из композиционных материалов в интересах Минобороны России;
б) развития металлургического предприятия ОАО «Амурметалл», в том числе снижения тарифов на железнодорожные перевозки лома черных металлов в направлении станции «Комсомольск-на-Амуре»;
в) создания в Приморском крае объединенной достроечной базы для испытания и сдачи судов и кораблей различного назначения, производимых предприятиями Дальневосточного региона, в том числе ПАО «Амурский судостроительный завод»;
г) включения в положения о закупочной деятельности ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», АО «Объединенная судостроительная корпорация» норм о планировании на долгосрочной основе закупок продукции, основных требований к ним, в том числе для закупок у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, участников инновационного территориального кластера и промышленного кластера;
д) создания в г. Комсомольске-на-Амуре центра сертификации и испытаний;
е) передачи автомобильной дороги Хабаровск—Лидога—Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре в собственность Российской Федерации;
ж) передачи пакета акций АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в собственность правительства Хабаровского края;
з) участия в программе «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» путем включения в данную программу участков для комплексной застройки в г. Комсомольске-на-Амуре;
и) включения в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск»;
к) создания межрегионального центра компетенций в г. Комсомольске-на-Амуре;
л) создания опорного университета на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»;
м) реализации пилотного проекта «Развитие инженерного образования» на базе образовательных организаций г. Комсомольска-на-Амуре;
н) обеспечения скоростного движения по маршруту Комсомольск-на-Амуре—Хабаровск—Аэропорт Новый;
о) разработки комплекса мер по реконструкции и развитию улично-дорожной сети и обновлению парка городского транспорта общего пользования;
п) строительства и реконструкции объектов социальной, транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
Минпромторгу России (Д. В. Мантурову) с участием АО «Объединенная судостроительная корпорация» обеспечить реализацию плана модернизации ПАО «Амурский судостроительный завод» в 2016 — 2018 годах в соответствии с утвержденными параметрами проектной документации и объемами финансирования за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2016 года.
Минобрнауки России (Д. В. Ливанову), Минпромторгу России (Д. В. Мантурову), Минвостокразвития России (А. С. Галушке), ФАНО России (М. М. Котюкову) совместно с РАН и заинтересованными организациями проработать возможность использования потенциала научных организаций Дальневосточного федерального округа в целях развития высокотехнологичных производств в г. Комсомольске-на-Амуре.
О результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2016 года.
Минвостокразвития России (А. С. Галушке), Минэкономразвития России (А. В. Улюкаеву), Минфину России (А. Г. Силуанову) совместно с АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» представить в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2016 года предложения по механизмам участия АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» в реализации инвестиционных проектов резидентов 
территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск».

Источник: Протокол совместного заседания правительственных комиссий по импортозамещению и по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона

 

Дмитрий Щербаков




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)