ДФОбзор. Итоги года.

ДФОбзор. Итоги года. Февраль 2012.

Контейнерный маятник качнулся

Увеличение погрузки контейнерных грузов стало наиболее устойчивым трендом в перевозках на Дальнем Востоке по итогам прошлого года. На рост объемов повлияло восстановление импорта комплектующих для сборки автомобилей на заводах России и СНГ, а также бытовой техники. Вместе с тем, эксперты указывают на продолжающиеся в мире кризисные тенденции и, как следствие, — подверженность данного сегмента перевозок колебаниям.

По данным регионального филиала ОАО «Трансконтейнер», крупнейшего оператора контейнерных перевозок, в 2011 году со станций Дальневосточной железной дороги отправлено 232,8 тыс. контейнеров, в том числе более 214,5 тыс. — крупнотоннажных (20- и 40-футовых). Рост к 2010-му составил, соответственно, 21% и 25,8%. Всего в контейнерах было погружено почти 4 млн т различных грузов. При этом средний вес одного контейнера превысил 17 т, что на 3,6% больше предыдущего периода. Отметим, что в целом по России результат «Трансконтейнера» выглядит скромнее. Объем перевозок у компании увеличился в целом на 13,3% по сравнению с 2010 годом, переработка крупнотоннажных контейнеров — на 14,4%.
Тенденция роста отражается также в отчетах портовиков и судовладельцев. Во Владивостокском морском торговом порту переработано 432 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении). По словам гендиректора ОАО «ВМТП» Владимира Корчанова, объем перевалки контейнеров по сравнению с предыдущим годом возрос на 27%. Кроме этого, значительно выросли отправки поездов, формируемых «Владивостокским контейнерным терминалом»: со 158 в 2010-м до 299 в 2011-м.
Другой стивидор — ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» — увеличил перевалку грузов в контейнерах на 42,3%. Им было обработано свыше 108 тыс. TEU.
Заметный рост и у «Дальневосточного морского пароходства», входящего в транспортную группу FESCO. За девять месяцев 2011 года (данные за весь год группа пока не публиковала) объемы экспортно-импортных морских контейнерных перевозок выросли на 28,2%, достигнув 282,3 тыс. TEU. При этом перевозки в каботаже показали снижение на 6,9%, с общим объемом в 45,8 тыс. TEU.

Перевалка грузов
k

Как сообщили в FESCO, растущий спрос заставляет ставить на международные азиатские направления суда большего водоизмещения. Так, в конце года в рамках работы линии порты Китая — Восточный — Владивосток компания произвела замену теплохода Kapitan Maslov, способного принимать 1,7 тыс. TEU, на контейнеровоз FESCO Almathea вместимостью до 3,1 тыс. TEU. Участники рынка, говоря о тенденции, указывают на расширение международных морских контейнерных линий с участием дальневосточных стивидорных компаний. Так, сегодня с портом Восточный работают такие крупные перевозчики контейнеров, как Maersk, Sinokor, APL, PCL. Не так давно он был включен в ротацию международного контейнерного сервиса компании CMA CGM.

Как следствие, увеличивается число регулярных ускоренных поездов, отправляемых с припортовых станций железной дороги. По данным пресс-службы транспортной группы FESCO, два года назад, когда начинались железнодорожные отправки по маршруту Владивосток — станция Силикатная (Москва), в рамках данного сервиса уходил один состав в неделю. Сейчас на этом направлении еженедельно курсируют пять-шесть поездов. В планах Владивостокского контейнерного терминала (ВКТ) на 2012 год дальнейшее развитие железнодорожного сервиса: открытие нового направления на Екатеринбург, а также увеличение частоты регулярных поездных отправок в Москву и Новосибирск до семи и двух в неделю соответственно. «В общем же, ВКТ в текущем году прогнозирует на 30% увеличить объем грузов, отправляемых по железной дороге»,— проинформировали в FESCO.
Появляются и новые операторы, способные формировать маршруты на постоянной основе. Осенью ООО «Восточная стивидорная компания» и ЗАО «Евросиб» отправили первый контейнерный поезд со станции Находка-Восточная в Новосибирск. В планах увеличение поездок с одного до двух-трех раз в неделю.
Примечательно, что в кризис 2008-2009 годов сегмент контейнерных перевозок подвергся серьезному падению – фактически на треть. А по итогам прошлого года он вернулся к докризисному уровню.

«Прирост свидетельствует об оживлении в стране потребительского спроса. Уже в первом квартале 2011 года почти в пять раз увеличилось отправление контейнерных поездов с импортом со станции Находка-Восточная на станции Московского узла — 95 составов против 20 в прошлом году. В числе перевозимых грузов продукция таких производителей, как Samsung, LG Electronics»,— рассказали в филиале «Трансконтейнера».
По оценкам торговой ассоциации «РАТЭК», российский рынок бытовой техники и электроники в 2011 году вырос на 15-20% по сравнению с предыдущим годом и достиг докризисных показателей. У отдельных ритейлеров рост даже выше. Например, ОАО «Компания „М.видео“» (управляет более чем 240 гипермаркетами) увеличило розничные продажи на 29,7%.
Активизация контейнерных перевозок, говорят в «Трансконтейнере», произошла и за счет импорта деталей и запчастей для российского автомобилестроения. В течение всего года из порта Восточного регулярно ходили контейнерные поезда с комплектующими для сборочных производств машин Daewoo в Узбекистане, а также в адрес компании «Дервейс» в Черкесске (наладил выпуск китайской Haima) и Таганрогского автозавода (собирает модели Hyundai). Кстати, в «Трансконтейнере» рассчитывают на обеспечение поставками предприятия Hyundai Motors под Санкт-Петербургом, которые пока осуществляются морем. С этой целью были организованы демонстрационные поездки контейнерных поездов со станции Находка-Восточная до станции Шушары.

Именно в разгар кризиса, когда отечественный автопром резко снизил производство, перевозки автокомплектующих с Дальнего Востока в западные регионы России упали до минимума. В прошлом же году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в стране было продано 2,6 млн легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, что на 39% превосходит результат годичной давности. В десятке лидеров по моделям среди продаваемых автомобильных марок — Hyundai и Daewoo.
Впрочем, полагают эксперты, в 2012 году динамика российского автомобильного рынка существенно замедлится, а в случае развития негативных тенденций на финансовых рынках может произойти спад продаж. По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, согласно оптимистическому сценарию в этом году рынок вырастет на 5-10%, до 2,78-2,92 млн автомобилей, по пессимистическому — упадет на 15-20%, до 2,1-2,3 млн единиц.
По мнению аналитика ФК «Открытие» Ирины Ступаченко, несмотря на хорошие операционные результаты «Трансконтейнера», все же имеются опасения в отношении глобальной макроэкономической стабильности в 2012 году и высокой подверженности перевозочного бизнеса цикличным колебаниям.

В администрации Приморского края считают, что нужно не только рассчитывать на импорт контейнеров (в обратном направлении они, как правило, следуют порожними), но привлекать на российскую инфраструктуру контейнерные потоки из соседних стран. Годовой суммарный контейнерооборот государств Северо-Восточной Азии оценивается в 100-150 млн TEU. Доля России в этих перевозках в настоящий момент всего 0,6%. Как заявил начальник краевого департамента промышленности и транспорта Игорь Хрущев, российской транспортной системе необходимо занять 7-8% рынка, это ежегодно бы приносило $10-15 млрд.
По его словам, географическое расположение и наличие потенциальных международных транспортных коридоров «Приморье-1» (Суйфэньхэ — Гродеково — порт Владивосток/Восточный — порты юга Китая) и «Приморье-2» (Хуньчунь — Краскино — порт Зарубино — порты АТР) дает региону возможности в обслуживании транзита из Южной Кореи, Японии и Китая.

Для этого, продолжает чиновник, целесообразно создать на юге Приморского края два крупных порта-хаба. Один из них может появиться близ Зарубино в бухте Троица, другой — на основе нынешнего порта Восточный. При этом власти Приморья выступают за создание в Восточном особой портовой экономической зоны. Упрощение таможенного оформления и налоговые послабления сделали бы порт привлекательным в обеспечении транзитного потока. «Сократилось бы число посредников в транспортной цепочке, выросла загрузка Транссиба, преференции резидентам зоны значительно укрепили бы их позиции на рынке, снизили себестоимость продукции и услуг. Таким образом, сформировались бы условия для появления в регионе порта-хаба»,— поясняет Игорь Хрущев.

В случае реализации всех планов по «взрывному» сценарию объем ежегодного контейнерооборота составит 12-13 млн TEU, по сдержанному — 5-6 млн TEU, по пессимистичному — 2-3 млн TEU. На данный момент все дальневосточные морские порты переваливают порядка 1 млн TEU в год. «Цифры могут показаться фантастикой, но на фоне сопредельных стран они скромны»,— сказал Игорь Хрущев.

По словам директора филиала ОАО «РЖД-Логистика» во Владивостоке Станислава Маликова, сегодня Китай заинтересован в более широком использовании транзитных возможностей России при организации контейнерных перевозок направлением Восток — Запад. «Сейчас ведем переговоры с „Восточной стивидорной компанией“ на отправку поездов с контейнерами, приходящими морем из Шанхая. Кстати, у китайских отправителей есть большой интерес использовать международный транспортный коридор „Приморье-2“. Однако для организации данного сервиса необходимо техническое оснащение в порту бухты Троица, которое пока не располагает крановой техникой для работы с 40-футовыми контейнерами»,— говорит Станислав Маликов.

Впрочем, не все разделяют оптимизм приморских властей. Делать транспортникам ставку на контейнерные транзитные перевозки, рассуждают оппоненты, было бы неверно. «Ожидается, что в ближайшее время в Приморье придут большие сырьевые потоки. Решить проблему привлечения контейнерных перевозок мы пока не можем, а экспорт сырья не ждет»,— считает заместитель гендиректора ОАО «Дальневосточный НИИ морского флота» Евгений Новосельцев.

Павел Усов



Другие статьи номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)