ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. Краеугольный спрос

ДФОбзор. Май 2012

| ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ |

Краеугольный спрос

Перевозки угля становятся ключевыми для транспортной системы Дальнего Востока. Близость к рынкам стран АТР, испытывающим большую потребность в энергоресурсах, переориентировала часть экспортных потоков в направлении портов региона. но для роста грузопотока нужно создавать новые мощности.

УЙДУТ В БОЛЬШОЙ ЗАБОЙ
Значимость для российской экономики портовой и припортовой инфраструктуры Дальнего Востока становится все заметнее. «География вагонопотоков с прошлого года резко изменилась. Активно пошел экспорт, он вырос почти на 40%. В свою очередь снизилась погрузка для получателей внутри страны. Если сравнить конъюнктуру к периоду 2008 года, то грузопоток направлением на Дальний Восток увеличился на 68%. И рост ожидается дальше»,— заявил в апреле во время визита в Хабаровск вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек.

Большая часть российского экспорта приходится сегодня на энергоносители, и в особенности уголь. «Если с Кузбасса в прошлом году вывезли 184 млн т угля по всем направлениям, то по этому году выйдем на 216 млн. Хотя желания отправителей — 278 млн т»,— сказал Анатолий Краснощек.  
О росте отгрузок продукции свидетельствуют сами угольщики. Так, в «Сибирской угольной энергетической компании» сообщили, что в первом квартале добыли 25,8 млн т угля. В сравнении с аналогичным периодом 2011 года добыча увеличилась на 4%. При этом объемы международных продаж выросли на 7% и составили 8,8 млн т. Среди основных потребителей продукции — Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония.

За счет экспорта наращивают производство дальневосточные шахтеры. С января по апрель этого года на станциях Дальневосточной железной дороги погружено 7 млн т угля (вся погрузка на ДВЖД составила 16,5 млн т), или 121% к прошлогоднему периоду. При этом в прошлом месяце угля было отправлено на 39% больше, чем в апреле 2011-го. В частности, вдвое увеличило отгрузки ОАО «Ургалуголь». Как известно, прошлой осенью эта компания запустила новую лаву. На 35% погрузило больше ОАО ХК «Якутуголь» и на 20% — предприятия, входящие в ОАО «Приморскуголь». На 22,4% выросли отправки по железной дороге у шахтеров Сахалина.

Тенденция роста, по прогнозам, будет сохраняться как минимум лет пять. И портовики готовятся к перспективным объемам. Например, ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» заключило соглашение с монгольской Energy Resources LLC о перевалке угля с месторождения Таван Толгой. Иностранные компании готовы вкладывать средства в развитие специализированных терминалов. В частности, южнокорейская Samsung инвестирует в модернизацию порта Углегорска на Сахалине $50 млн, после того как приобрела его долю. «В результате проведенных работ будет увеличена экспортная отгрузка угля с углегорских месторождений с 800 тыс. до 3 млн т, — эту рамку мы ставим на следующий год»,— сообщила министр инвестиций и внешних связей Сахалинской области Екатерина Котова.

ЭКСПОРТНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД
Всего в 2011 году в адрес дальневосточных портов железнодорожным транспортом было перевезено 72 млн т различных экспортных грузов. Но уже сейчас потенциальные грузоотправители заявляют, что только через порт Ванино в недалекой перспективе готовы повезти более 100 млн т. Большая часть объемов как раз придется на уголь.
Чтобы доставить такие объемы, необходимо развитие железнодорожных подходов к отгрузочным терминалам. Недавно институт «Дальгипротранс» подготовил проектные предложения по развитию Ванино-Совгаванского узла. Прежде всего они касаются модернизации станции Ванино (парк Токи) в увязке с технологией работы угольного терминала ЗАО «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК) в бухте Мучка. В прошлом году комплекс переработал 10,1 млн т угля — на 26,6% больше, чем в 2010-м. Сейчас он выходит на проектный годовой объем перевалки в 12 млн т. В дальнейшем СУЭК планирует удвоить отправку угля с учетом развития пропускной способности северного широтного хода Дальневосточной дороги Комсомольск — Ванино — Советская Гавань.

«Но больше 12 млн т этому терминалу отгрузить будет сложно. Хотя задел в перегрузочных мощностях есть, проблема встает с уборкой после выгрузки подвижного состава. Путевое развитие недостаточное, поэтому к действующему парку отправления предлагается строительство еще одного — в обход Токи»,— говорит начальник отдела станций и узлов ОАО «Дальгипротранс» Виктор Губкевич. «Сегодня выдвигается много предложений по созданию припортовой инфраструктуры, но они по большей части носят фрагментарный характер. Поэтому назрела необходимость в разработке единой генеральной схемы развития Ванино-Совгаванского железнодорожного узла, с последующим утверждением в ОАО „РЖД“, чтобы затем последовательно двигаться в реализации планов»,— подчеркивает Виктор Губкевич.
К примеру, для обслуживания перспективного поездопотока в адрес трех терминалов понадобится мощный пункт экипировки магистральных тепловозов. В настоящее время изучается вопрос его оптимального размещения.

ВЫХОД К ДУНАЮ
Для строительства новых угольных портов рассматривается и территория Приморского края. В частности, изучаются пять потенциальных площадок в Шкотовском районе. Из них, уточняют в «Дальгипротрансе», наиболее перспективные две — в районе мыса Голый и Теликовского. К этой зоне проявляют интерес потенциальные инвесторы. Один из них рассматривает возможность перегрузки на морские суда угля, добываемого на Элегестском месторождении в Туве. Для его вывоза с места добычи в республике строится железная дорога Кызыл — Курагино. 

«После отработки Дальневосточной дорогой технических условий начнутся серьезные изыскательские работы. К концу 2012 — началу 2013-го они могут быть закончены. Затем надо будет приступить к разработке проектной документации. На это уйдет два года, плюс строительство терминалов займет еще минимум три. Таким образом, при благоприятном исходе комплексы заработают лет через пять»,— говорит Виктор Губкевич.

Для подачи-уборки подвижного состава на будущие терминалы предстоит проложить порядка 50-60 км дополнительных путей с учетом строительства станций примыкания и внутрипутевого развития портов. А для доставки грузов к комплексу на мыс Теликовского нужно возвести еще мост через речку Шкотовка.
Собственно, перевозка угольных грузов через территорию Приморского края, прежде всего в направлении Уссурийск — Смоляниново — Находка, и так неуклонно растет. В прошлом году на станции Находка-Восточная выгружено 18,7 млн т угля, на станции Находка — 3 млн тонн. В текущем году там планируется выгрузка в объеме 23,2 млн и 4,2 млн тонн. В 2015-м этот показатель может достичь 27,6 млн и 8 млн т.

Стоит сказать, в порту Восточный планируется построить еще один углеперегрузочный комплекс — на территории так называемого четвертого районного парка. Его перерабатывающая мощность — до 23 млн т ежегодно. Предполагается, что на экспорт пойдет 20 млн т. Еще 3 млн т высококалорийных углей ценных марок для российской металлургии планируется импортировать из Австралии.

ЛОГИСТИКА К ПОРТАМ ДОВЕДЕТ
Но для освоения дополнительных экспортных потоков нужно не только развивать и строить сопутствующую инфраструктуру. В условиях роста грузоперевозок важно эффективное управление перевозочным процессом. Как известно, из года в год возникает проблема, когда на подходе к припортовым станциям железнодорожникам приходится «бросать» поезда.
Как правило, ситуация обостряется в зимнее время. Например, в первом квартале этого года порядка 1 тыс. вагонов в среднем в сутки приходилось отставлять от движения из-за неприема грузов получателем. Из-за смерзания сыпучих грузов, сильной вязкости нефтепродуктов портовики не могли освоить заявляемые объемы выгрузки. В свою очередь «брошенные» на путях промежуточных станций составы осложняли продвижение других поездов. В результате нарушался планомерный подвод грузов к местам массовой выгрузки.   
Для обеспечения ритмичности перевозок в апреле в Хабаровске заработал Дальневосточный логистический центр. Совместно с грузоотправителями и грузополучателями отправки теперь будут планироваться таким образом, чтобы график погрузки был привязан к графику подач вагонов на фронты выгрузки в портах. Отсюда должен произойти более организованный подход грузов на стыковые станции ДВЖД, принимающие составы с других железных дорог сети, что позволит если не допускать на магистрали «бросания» поездов, то намного минимизировать проблему.

У центра уже есть определенные результаты. «По отношению к марту в апреле среднесуточно на 20 „брошенных“ поездов было меньше. А если брать прошлогодний период — то на 37, — сообщил начальник логистического центра Эдуард Чашков. — Этого добились благодаря качественному и количественному подводу поездов к припортовым станциям, проведенной работе со многими грузополучателями, стивидорами».

В свою очередь в портах намерены бороться со смерзающимся углем. По словам управляющего директора ОАО «Торговый порт Посьет» Игоря Прищепова, в 2011 году шло активное строительство нового технологического комплекса, который будет располагать тепляком для размораживания сыпучих грузов и вагоноопрокидывателями. Соответствующее оборудование начало поступать. Помимо решения проблемы новые мощности позволят заметно увеличить перевалку углей в Посьете с Якутии и Южного Кузбасса.
Аналогичным путем намерен пойти и «Евраз Находкинский морской торговый порт». В прошлом году была разработана инвестиционная заявка по реконструкции одного из причалов НМТП, согласно которой запланирована установка вагоноопрокидывателя производительностью 20 тыс. т в сутки.

Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)