Хабаровск город для жизни.

Телеком Дальнего Востока 2017

Курьерский скорый

Мобильные мессенджеры все больше охватывают аудиторию, сегодня они являются и средством связи, и полноценными каналами продвижения товаров и услуг, и новыми медиа. Дальнейшее развитие рынка мессенджеров связано с социальной коммерцией и созданием самодостаточных универсальных платформ, объединяющих разнообразные сервисы внутри одного приложения.

Связной на треть населения Земли 

О проникновении мобильных мессенджеров (от англ. messenger — связной, курьер) свидетельствуют, в частности, данные «ВымпелКома». Согласно анализу Big Data, количество их пользователей среди абонентов «Билайн» в декабре в 2016-го выросло в 1,3 раза в сравнении с июлем того же года. Как сообщил руководитель пресс-службы регионов Сибири и Дальнего Востока ПАО «ВымпелКом» Сергей Рогачев, на конец прошлого года в WhatsApp общались 68,7% пользователей месcенджеров, Viber — 45,7%, Skype — 38,3%, Telegram — 7,5%. При этом аудитория Telegram в декабре выросла на 60,5% в сравнении с июлем. Количество пользователей WhatsApp увеличилось на 39,9%, Viber — на 34,2%, Skype — на 21,5%. Что касается активности абонентов, то в декабре на WhatsApp пришлось 59,6% совершенных сессий, на Viber — 22,4%, на Telegram — 11,6%, на Skype — 5,6%. Доля остальных мессенджеров лишь 0,8%. В целом количество совершенных сессий в этих каналах коммуникаций за полгода увеличилось в полтора раза, а объем сгенерированного трафика — вдвое. 

«Абоненты „Билайн“ стали передавать больше голосового и видеотрафика в месcенджерах — его объем вырос в декабре в 1,4 раза по сравнению с июлем. Доля голоса и видео в общем объеме трафика месcенджеров составила по состоянию на конец 2016 года 20%», — уточнил Сергей Рогачев.
О том, что популярность коммуникационных сервисов продолжает расти в 2017 году, говорят в Дальневосточном филиале ПАО «МегаФон». В компании сравнили их востребованность в праздники, в частности 8 Марта. Активность дальневосточников в мессенджерах в этот день была на 70% больше, чем ровно год назад. Причем, если в прошлом году пальму первенства делили WhatsApp и Skype, в 2017-м WhatsApp стал безоговорочным лидером.

Оператор также отмечает переход части трафика от SMS-сервисов в альтернативные каналы коммуникаций. «Если посмотреть динамику этого сервиса на горизонте нескольких лет, видно, что его востребованность медленно, но верно снижается. И одна из главных причин — стремительно растущая популярность мессенджеров, основные из которых WhatsApp, Viber и Skype», — комментирует официальный представитель Дальневосточного филиала «МегаФона» Дмитрий Кошевой. 

«Мы в Viber в последние годы наблюдаем, что темпы роста аудитории мобильных мессенджеров опережают оценки аналитиков: сегодня ими пользуется уже почти треть населения Земли. Увеличение количества пользователей, в свою очередь, служит импульсом к развитию их функционала. Так, уже сегодня с помощью приложения Viber можно не только общаться с друзьями и близкими посредством текстовых сообщений, но и звонить на городские номера, отправлять короткие видеосообщения, делиться конфиденциальной информацией в секретных чатах, узнавать последние новости, оформлять интернет-заказы, оплачивать автомобильные штрафы или услуги ЖКХ посредством Viber-кошелька и многое другое», — говорит глава Viber в России и СНГ Евгений Рощупкин. 

Развиваются и инструменты для бизнеса: с ноября 2016 года помимо сервисных сообщений предлагаются компаниям возможности платформы паблик-аккаунтов. «В будущем мы продолжим разрабатывать единую мобильную коммуникационную платформу Viber и делать сервис более удобным как для конечных пользователей, так и для организаций в самых разных отраслях рынка», — проинформировал Евгений Рощупкин. 

Обратная сторона — монетизация
Как отмечают в J’son & Partners Consulting, до сих пор ни одному из российских операторов не удалось создать проект в области мобильного мессенджинга, который бы мог конкурировать по популярности с мировыми брендами. Хотя попытки операторов создать аналогичные сервисы не прекращаются. В прошлом году «МегаФон» перезапустил «Мультифон» (проект eMotion), а в этом «ВымпелКом» планирует вывести на рынок приложение Veon. Собственный сервис в свое время был запущен МТС, и, как утверждают в компании, он пользуется спросом. «RCS-приложение МТС Connect пользуется популярностью у абонентов: число пользователей за последний квартал выросло на 20%», — уточнила менеджер по связям с общественностью филиала ПАО «МТС» в Хабаровском крае Анна Романова. По ее словам, популярность МТС Connect в первую очередь связана с тем, что оператор связи гарантирует высокий уровень передачи голоса и доставку сообщений, и это выгодно отличает его от сервисов сторонних разработчиков. 

Собственно, в мире есть примеры успешного запуска операторами мобильных мессенджеров. Один из них — проект BiP турецкого сотового оператора Turkcell (более 10 млн загрузок к концу 3 квартала 2016 года), однако способы монетизации BiP для экспертов пока остаются неясными. Сегодня эту проблему разработчики приложений пытаются решить разными путями, например, за счет социальной коммерции, продажи коммерческой рекламы, создания платформ для сторонних приложений и сервисов, комиссии с владельцев бизнес-аккаунтов. Вероятнее всего, мессенджеры будут практиковать разнообразные способы своей монетизации, прежде чем остановятся на нескольких ключевых оптимальных моделях. 

«В условиях популярности пакетных тарифов мы не видим значительных преимуществ для абонентов в бесплатных вызовах через приложение. При этом мы делаем ставку на создание дополнительных преимуществ абонентам — на удобство пользования МТС Connect, на предоставление возможности совершать и принимать звонки, обмениваться сообщениями с любого номера на любой номер и в любой интернет-сети. Оператору же RCS-приложение позволяет снижать отток клиентов в ОТТ-сервисы», — в свою очередь пояснила Анна Романова.

В развитых странах при помощи мессенджеров выстраивается модель коммуникаций между потребителями и брендами. Тот же Viber планирует развиваться в сфере электронной коммерции: 6 марта 2017 года была запущена бета-версия функционала для шопинга внутри чатов мессенджера на территории США. Благодаря ему американские пользователи приложения смогут совершать покупки, не отвлекаясь от общения, быстро находить нужные им товары, а также узнавать мнение о них друзей и близких или общаться с представителями производителей и магазинов.

Россия в этом направлении делает первые шаги. В частности, мессенджеры активно используются в таких онлайн-услугах, как прием заказов, бронирование билетов, обеспечение службы поддержки, консультации и т.п. 

Мессенджеров ждет регулятор
Операторы связи сетуют на то, что, в отличие от них, деятельность мобильных мессенджеров, которые предоставляют, по сути, те же услуги, никак не регулируется. В ноябре 2016 года на сайте Медиакоммуникационного союза был опубликован законопроект о регулировании работы ОТТ-сервисов. Документ, в частности, обязывает разработчиков мессенджеров работать в России только по договору с операторами связи, идентифицировать пользователей и ограничивать передачу запрещенной информации. 

Разработка законопроекта началась в 2015 году и была раскритикована интернет-компаниями, управляющими мессенджерами и видеосервисами. Тем не менее в проекте стратегии развития информационного общества на 2017—2030 годы, опубликованном на сайте Совета безопасности России, предполагается, в том числе, усиление правового регулирования соцсетей и мессенджеров. 
«Пока мессенджеры не заключают ни с кем договоров, не платят никаких налогов и живут замечательно», — говорил в декабре 2016 года руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, после этого операторы «выстроят с мессенджерами товарно-денежные отношения и, таким образом, опосредованно тоже внесут лепту в российскую экономику».

В марте законопроект о регулировании работы мессенджеров прошел финальные согласования в государственных ведомствах. Внесением проекта будет заниматься Медиакоммуникационный союз, делать это он будет через депутатов Госдумы. Вероятность регулирования альтернативных каналов коммуникаций в России в том или ином виде в J’son & Partners Consulting оценивают как высокую. Основные аргументы связаны с необходимостью идентификации пользователей и блокировки нежелательного контента с целью предотвращения противоправных действий.
 


Контекст// Skype сдает позиции

По данным TeleGeography, в число крупнейших мессенджеров в мире входят WhatsApp (1,2 млрд пользователей в конце 2016 года), Facebook Messenger (1 млрд в середине 2016 года), QQ (900 млн на 3 квартал 2016 года), WeChat (846 млн на 3 квартал 2016 года), Skype (более 300 млн на конец I квартала 2016 года), Viber (260 млн на конец 2016 года) и Line (217 млн в конце 2016 года.) В прошлом году международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный — 552 млрд минут против 546 млрд в 2015-м.
Согласно опросу, проведенному J’son & Partners Consulting в конце 2016 года, в тройку наиболее популярных в России мобильных мессенджеров и соцсетей вошли «ВКонтакте», WhatsApp и Viber. По сравнению с данными на середину 2015-го проекту «ВКонтакте» удалось взлететь с 5-го на 1-е место, а Skype (абсолютный лидер по итогам 2013 года) сместился с 3-го на 4-е место после WhatsApp и Viber. Снижение популярности Skype в России подтверждается данными и других опросов, отмечают в J’son & Partners Consulting, это связано с недостаточно высоким качеством связи, обилием рекламы, а также необходимостью поддерживать приложение активным для возможности коммуникаций в реальном времени. Игорь Михайлов

Павел Усов