ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Сентябрь 2016

| ресурсы |

Лес на распил

Как показал Восточный экономический форум, наиболее успешными в области лесной промышленности стали реализуемые в Хабаровском крае проекты компаний RFP Group и «Бизнес Маркетинг». Чтобы стимулировать отрасль к дальнейшему развитию перерабатывающих мощностей в Дальневосточном регионе, правительство РФ рассматривает вопрос о выделении квот на вывоз круглого леса по минимальным таможенным пошлинам.

Расширяя рынки

«Еще в 2005 году мы поставили стратегическую задачу — повышение эффективности использования лесных ресурсов на основе переработки. В 2008-м построили первый завод, который сегодня вышел на стопроцентную расчетную мощность по выпуску 150 тыс. куб. м сухих пиломатериалов ежегодно,— рассказал гендиректор ООО „Азия Лес“ (входит в группу компаний „Бизнес Маркетинг“) Александр Пудовкин.— Повышение качества нашей продукции позволило нам выйти на рынки Европы, Японии и Южной Кореи, тогда как раньше практически весь экспорт шел в Китай».

В настоящее время «Азия Лес» реализует проект создания перерабатывающих производств в поселке Березовый. Компания строит новый завод, состоящий из трех линий: по ежегодному производству 330 тыс. куб. м пиломатериалов, 290 тыс. куб. м технологической щепы и 84 тыс. т топливных гранул. Объем частных инвестиций составит 7,6 млрд руб., из которых уже освоено 5,8 млрд. 

Сейчас на промышленной площадке ведутся работы по созданию инженерной инфраструктуры, строительству котельной, сушильного оборудования, монтажу технологического оборудования для изготовления пеллет. В следующем году инвестор планирует запустить лесопильное производство, а в 2018-м — выпуск профилированных пиломатериалов.

При этом компания намерена диверсифицировать бизнес. «Мы видим перспективы у деревянного домостроения и начали расширение производства за счет создания линии по выпуску деревянных домокомплектов»,— сообщил Александр Пудовкин. 

Другой крупный комплекс, способный перерабатывать до 1,5 млн куб. м древесины ежегодно, строит RFP Group в Амурске. В этом году там налажено производство лущеного шпона. «Мы сформировали достаточно оптимистичный план по его продажам, который сейчас перевыполняем»,— отметил президент RFP Group Константин Лашкевич. До конца 2016 года холдинг планирует ввести в строй завод и по выпуску до 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов.  

Кстати, в Амурске создается одна из площадок ТОР «Комсомольск» с соответствующей специализацией. Поэтому в RFP Group ожидают приход других компаний-резидентов. «В Амурске мы концентрируем свои перерабатывающие мощности, но они первого уровня. Выпускается шпон, доска, щепа, это соответственно исходный материал для дальнейшей переработки»,— ранее говорил Константин Лашкевич. Например, пояснил он, шпон может превратиться в фанеру, щепа — в пеллеты (биотопливо), продукты нефтехимии.

Помимо производств RFP Group и «Бизнес Маркетинг» первый зампред правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василий Шихалев называет другие потенциальные точки роста отрасли. Это заводы «Римбунан Хиджау» в поселке Хор и «Аркаима» в Ванино с мощностями переработки древесины 0,5 млн и 1,2 млн куб. м соответственно. Впрочем, на последнем предприятии введена процедура наблюдения, но краевые власти надеются на кооперацию с китайскими партнерами. За счет создания СП «Аркаим — Цзиньда» предусматривается расширение лесозаготовки и деревопереработки в Хабаровском крае, а также выпуск новых продуктов из древесного сырья — антиоксидантов и пребиотиков. 

Круглые квоты
О развитии лесопромышленных предприятий Хабаровского края свидетельствует динамика сбыта лесопродукции. К примеру, в январе — августе на Дальневосточной железной дороге погрузка древесины и пиломатериалов в адрес потребителей превысила 3,1 млн т. Это на 8,5% больше, чем годом ранее. Как сообщили в отделе маркетинга Территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), наиболее значительный рост наблюдался на станциях Комсомольского региона ДВЖД, которые обслуживают крупных лесопромышленников. Там погружено 1,7 млн т лесных грузов — на 10% выше прошлогоднего показателя. 

Хотя по-прежнему везется много необработанной древесины (только в Хабаровском крае и ЕАО железнодорожным транспортом отправлено более 1,5 млн т пиловочного бревна), увеличиваются перевозки продукции лесопереработки. К примеру, привели данные в ТЦФТО, в Комсомольском регионе отгружено 337 тыс. т пиломатериалов против 301 тыс. в прошлом году. Погрузка лущеного шпона возросла с 5,5 тыс. до 24,6 тыс. т.

Чтобы стимулировать дальнейшее развитие лесопереработки, власти рассматривают меры поддержки. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов заявил на ВЭФе о том, что ведомство будет предлагать снижение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину хвойных пород для тех компаний, которые вложились в перерабатывающие мощности. Спрос на дальневосточный кругляк по-прежнему высок в азиатских странах, в первую очередь в Китае, где вводились ограничения на вырубку леса. 

«Размер этой предоставляемой квоты будет рассчитываться исходя из объема переработки древесины конкретным предприятием»,— сказал Виктор Евтухов. По его словам, суммарная лесная квота для Дальнего Востока оценивается почти в 4 млн куб. м. 

По сути речь идет о дополнительных 2,4-2,8 млн т леса. Стоит сказать, в 2007 году, до ввода последнего этапа повышения заградительных пошлин на вывоз необработанной древесины, со станций ДВЖД было отправлено 7,1 млн т лесных грузов. Уже в следующем году погрузка упала до 4,7 млн.

Отходы — в дело
Другие перспективы роста имеет промышленное использование низкотоварной древесины (балансы, горбыль), а также отходов лесопиления. Как сообщил глава Рослесхоза Иван Валентик, сегодня на Дальнем Востоке до 40% добываемых лесных ресурсов (в 2015 году лесозаготовка в регионе составила 16 млн куб. м) остается в лесосеке, они не используются. «В частности, перерабатывается пиловочник (пиловочное бревно), а балансовая древесина остается. Тем самым ухудшается санитарная, пожарная безопасность, а также получаем экономические потери,— подчеркнул Иван Валентик.— Системным решением для Дальнего Востока было бы строительство крупного утилизатора — целлюлозно-бумажного комбината». 

Пока на Дальнем Востоке нет ни одного ЦБК, но это дело времени, считают эксперты. Директор управления лесоперерабатывающего комплекса Внешэкономбанка Павел Билибин уверен, что потенциал для создания такого производства достаточно велик. «Лесопромышленная база региона лежит в радиусе 700 км. Это вполне экономически доступное расстояние для доставки низкосортной древесины, отходов переработки»,— говорит он. В свою очередь, Константин Лашкевич уверен, если в регионе будет сконцентрирован ряд предприятий по лесопереработке, то ЦБК обязательно появится. 

Василий Шихалев напомнил, что проработка экономического обоснования данного проекта началась еще два года назад. Идею планирует реализовать ООО «Монолог» с привлечением заинтересованных инвесторов. Стоимость строительства комбината по выпуску сульфатной целлюлозы оценивается порядка $1 млрд. «Думаю, в начале 2017 года мы подойдем к заключению контракта на разработку проектной документации»,— сказал Василий Шихалев. 

Другой вариант использования отходов — развитие биоэнергетики через производство пеллет, или топливных гранул. По словам Константина Лашкевича, в биотопливе сегодня заинтересованы азиатские импортеры — Южная Корея и Япония. Поэтому в Амурске RFP Group намерена построить третий по счету завод, как раз ориентированный на выпуск пеллет. Топливные гранулы в настоящее время делает «Аркаим» в Ванино. Возможности производства биотоплива из низкотоварной древесины и отходов деревопереработки рассматривают другие компании. По оценке министерства природных ресурсов Хабаровского края, в ближайшие годы местные предприятия смогут выпускать до 300 тыс. т топливных гранул ежегодно, причем и на экспорт, и на внутренний рынок. 

Дороги дороги
Между тем развитие отрасли сдерживает нехватка технологических автодорог для вывоза древесины. Как сообщил глава Рослесхоза Иван Валентик, в 2015 году объем лесозаготовки в ДФО составил всего 18% от допустимого изъятия. В числе главных сдерживающих причин — расположение крупных участков расчетной лесосеки в недоступных районах. За годы промысла лесной фонд, тяготеющий к магистральной инфраструктуре, практически освоен.   «Многие проекты в области освоения дальневосточных лесов губит недоступность сырья, сложности и дороговизна ее доставки к месту переработки. Это делает даже самые интересные инвестпроекты порой нерентабельными»,— говорит гендиректор «Азия Лес» Александр Пудовкин. По словам менеджера, чтобы создать крупное производство, способное переработать 1 млн куб. м ежегодно, нужно построить ориентировочно 100 км магистральных автодорог. Многие российские банки, продолжает он, считают подобные проекты наиболее рискованными и неохотно инвестируют в них средства. 

«Без системного инвестирования в развитие и строительство лесовозных дорог дальнейшее освоение лесных участков на Дальнем Востоке, да и в целом на территории России, представляется крайне затруднительным. Здесь нужны новые механизмы, нужно развивать механизмы концессий»,— заявил Иван Валентик. Он уточнил, что вложения в автодорожную инфраструктуру на 1 куб. м лесосеки оцениваются от $1 до $5 в зависимости от территории. 

И уже появляются примеры государственно-частного партнерства при создании инфраструктуры. Так, проект «Азия Лес» стал третьим, отобранным для получения государственной инфраструктурной поддержки в Хабаровском крае. Как рассказал Александр Пудовкин, за счет бюджетных средств компания получит субсидию в размере 850 млн руб. за построенный участок дороги с мостовым переходом через реку Немелен. 

На создание инфраструктуры по подобной схеме рассчитывают, к примеру, в Якутии. По словам директора ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаила Брука, на юге республики появится лесопромышленный кластер как часть будущей ТОР. Придется строить транспортные подходы к его объектам. Как напомнил Михаил Брук, корпорация имеет положительный опыт государственно-частного партнерства в строительстве сопутствующей инфраструктуры. С угледобывающей компанией «Колмар», которая строила горно-обогатительный комбинат Инаглинский, за счет федерального бюджета была проложена железнодорожная ветка и высоковольтная линия электропередачи с подстанцией. 

Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)