ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Итоги 2013.

| АВИАЦИЯ |

Лететь с одним крылом

Идея создания объединенного дальневосточного авиаперевозчика наконец получила практическое воплощение. В ноябре свой первый рейс совершила авиакомпания «Аврора». Проект предполагает активное участие регионов. Однако не все субъекты ДФО восприняли появление нового перевозчика с воодушевлением.

У созданной на базе «Владивосток Авиа» и «Сахалинских авиатрасс» авиакомпании «Аврора» амбициозные цели. Общее количество рейсов через пять лет планируется увеличить со 172 до 534, количество направлений — с 30 до 128. При этом число перевезенных пассажиров должно возрасти до 2,4 млн человек. Таким образом, «Аврора» может прочно обосноваться в ведущей десятке российских авиаперевозчиков (по итогам 2012 года, в топ-10 из дальневосточных компаний входила только «Якутия»). Для сравнения, в прошлом году услугами «Владивосток Авиа» воспользовались 1 млн 160 тыс. человек, «Сахалинских авиатрасс» — 267 тыс.


Перевозчик уже заявил о пополнении воздушного флота — до 40 единиц к 2018 году. В частности, до конца этого года парк авиакомпании пополнится четырьмя лайнерами Airbus A319, во втором квартале 2014-го — еще двумя Airbus A319/A320. Будет увеличено число региональных самолетов, прежде всего за счет Bombardier Q300/400 и DHC-6 Twin Otter. «Мы исходим из трех основных критериев: обеспечение высокого уровня безопасности полетов в условиях труднодоступной гористой местности, возможность использовать уже существующую сеть аэродромов и посадочных площадок, максимальная экономическая эффективность. По всем этим критериям самолет DHС-6-400 Twin Otter канадского производства имеет наилучшие показатели по сравнению с конкурентами»,— говорит и.о. директора департамента промышленности и транспорта Приморского края Иван Тирских.
Несмотря на то что 51% акций ОАО «Авиакомпания „Аврора“» остается у «Аэрофлота», в деятельности нового авиапредприятия подразумевается активная роль дальневосточных регионов. Первыми решили войти в состав акционеров власти Сахалина. Сахалинские парламентарии согласовали приобретение в областную собственность 49% акций «Авроры». Пакет будет приобретен на общую сумму чуть более 180 млн руб. за счет областного бюджета. «Мы очень долго боролись за нашу авиакомпанию („Сахалинские авиатрассы“), пресекали неоднократные попытки более крупных конкурентов проглотить ее. Теперь же, когда появилась возможность поучаствовать в управлении, ее нельзя упускать»,— прокомментировал решение думы депутат Александр Болотников.


«На сегодняшний день региональный бюджет субсидирует авиаперевозки по области на сумму около 500 млн руб. Такую сумму нужно контролировать и иметь возможность влияния по целесообразности использования»,— пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Владимир Дегтярев.
Вместе с тем, сообщил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, компания ведет переговоры с главами других субъектов ДФО, поэтому доля Сахалинской области может уменьшиться. Одним из регионов, который намерен войти в капитал «Авроры», является Приморский край. Это может произойти в течение 2014 года.
После поступления самолетов DHC-6 власти Приморья планируют продолжить выполнение социально значимых авиаперевозок в отдаленные районы края: Кавалерово, Пластун, Терней, Максимовка, Усть-Соболевка, Амгу, Агзу, Самарга. «Также мы хотим реанимировать некогда существовавшие направления — из Владивостока в Арсеньев, Дальнереченск, Восток-2, Пограничный, Лазо, Ольгу, Уссурийск»,— перечислил Иван Тирских.


О желании участвовать в проекте проинформировали перевозчика также Магаданская и Амурская область. А вот в правительстве Камчатки интереса к новому перевозчику пока не проявили. Хотя еще в начале ноября камчатский губернатор Владимир Илюхин выразил надежду, что «Аврора» даст толчок для развития внутреннего туризма в регионе. «Я надеюсь, что цены на билеты новой авиакомпании будут доступны большинству россиян. Хочу, чтобы каждый человек, живущий в России, побывал на Камчатке со своей семьей. Этот край стоит увидеть»,— сказал губернатор. Буквально месяц спустя Владимир Илюхин заявил, что местные власти отказались участвовать в «Авроре». Он рассказал, что краевому правительству было предложено 10% акций новой компании в обмен на передачу объединенному перевозчику ГУП «Камчатское авиапредприятие». Но краю не представили, какой будет эксплуатироваться на местных линиях региональный самолет, а также условия предоставления субсидий на авиаперевозки и решения вопросов внутрирегиональных перевозок.
Не вызвало симпатий начало деятельности «Авроры» и у властей Хабаровского края.


«Авиакомпания, созданная специально для повышения доступности авиаперелетов для жителей Хабаровского края, не оправдывает свое предназначение»,— сделали предварительный вывод в правительстве региона. Там связали выход на рынок «Авроры» с повышением цен на авиабилеты из Хабаровска на международные рейсы в страны АТР. На конец ноября стоимость полета из краевого центра в Токио, по данным министерства промышленности и транспорта края, выросла с 13 тыс. до 20-27 тыс. руб. Тарифы до Пекина увеличились с 11-15 тыс. до 23 тыс. руб., а до Харбина — с 7-11 тыс. до 30 тыс. руб.
Впрочем, в «Авроре» отвергли обвинения в повышении цен. «Авиакомпания не выполняет перевозки по указанным направлениям (перевозки из Хабаровска в Токио начались с 9 декабря). В настоящее время проводится работа по модернизации парка воздушных судов и оптимизации маршрутной сети. Именно этим и воспользовались авиакомпании-конкуренты, взвинтив цены на направлениях повышенного спроса»,— заявили в пресс-службе «Авроры».
В свою очередь, для создания здоровой конкуренции Хабаровский край предлагает привлекать к авиаперевозке больше российских и зарубежных транспортных организаций. Тем более, сообщил заместитель министра культуры, начальник краевого управления по туризму Виталий Селюков, по инициативе правительства региона международный аэропорт Хабаровск (аэропорт «Новый») внесен в число 11 аэропортов России, на которых может быть распространен так называемый режим открытого неба.

Игорь Михайлов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)