ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

Специальный выпуск «Страницы победы» 2015

| |

Локомотив Победы / Какой вклад внес Дальний Восток в ленд-лиз Великой Отечественной

Во время Великой Отечественной войны существовало несколько транспортных схем, по которым в Советский Союз доставлялась помощь союзников. Из них Тихоокеанский маршрут обеспечил около половины поставок по ленд-лизу. Большую роль в доставке груза играли корабли ТОФ, но затем вся тяжесть переправки на запад ложилась на работников железной дороги, где женщины трудились наравне с мужчинами. А летом 1945-го им же нужно было обеспечить переброску войск на восток.

Путь предстоял не из легких — Охотское море, через которое он пролегал, весьма неспокойно. Кроме того, маршрут был опасен и тем, что приходилось идти через японские территориальные воды, ведь Курилы и Южный Сахалин тогда занимали японцы. 

Хотя после вооруженного конфликта в конце 1930-х на Хасане и Халхин-Голе Япония заключила с СССР перемирие (стороны подписали пакт о нейтралитете), она вела активные боевые действия с американцами. По этой причине ленд-лизовские грузы везли суда под советским флагом. Но японцы останавливали, досматривали, нередко арестовывали гражданские корабли, а бывало, и топили. Поэтому приходилось осуществлять конвой караванов силами Тихоокеанского флота. 

«Весь маршрут от порта Владивосток был заминирован. Для того чтобы прошли гражданские корабли, военные суда-сопроводители должны были вначале бомбить фарватер глубоководными бомбами, только после этого все проходили»,— вспоминает ветеран Виктор Сергеевич Иванушко, служивший на боевом корабле «Зарница». 

С ноября 1941-го и до окончания войны из США было поставлено в СССР около 15 тыс. самолетов, свыше 7 тыс. танков, 8 тыс. зенитных орудий. Кроме военной техники союзники отправляли тракторы, автомобили, мотоциклы, продукты питания, обмундирование и др. Большинство грузов до расположения частей Красной армии доходили по железной дороге. 

«Весь грузопоток шел через порт Владивосток. Владивостокский железнодорожный узел стал работать с небывалой нагрузкой. По сравнению с довоенным временем она увеличилась в 36 раз»,— рассказывает председатель совета ветеранов войны и труда моторвагонного депо Первая Речка Анатолий Закорюкин. Всего со станций Дальневосточной магистрали было отправлено почти 8 млн т ленд-лизовских грузов. Кстати, по ленд-лизу поступала и железнодорожная техника — паровозы серии Еа и Ем. Их строили по старым отечественным чертежам на заводах «Американской локомотивной компании». Машину так и называли — «Русский американец». 

Через Владивосток из США в Советский Союз поступило более тысячи таких паровозов. Приходили они на специально оборудованных пароходах, после чего технику готовили в депо Первая Речка для дороги на запад. 

Приходил и другой подвижной состав. В Уссурийске (тогда Ворошилов-Уссурийск) начали собирать платформы, транспортеры и кислотные цистерны, также поступавшие из-за океана в разобранном виде. В августе 1943-го в городе открыли вагоносборочные мастерские — будущее рефрижераторное вагонное депо. 

Эля Абрамович Хесин был командирован туда одним из первых. Собирал платформы для перевозки танков. «К ним шли отдельно тележки и рама. Мы ее ставили на колеса, устанавливали борта, собирали автотормоза. Затем испытывали, сдавали все как положено. Кровь из носа, но в сутки — за две смены — нужно собрать 50 платформ»,— отметил ветеран.  

Вплоть до Победы выходных у рабочих не было. Условия труда поначалу были сносными, в сборочном цеху имелось централизованное отопление, однако в первую зиму по чьему-то недогляду из-за аварии батареи оказались переморожены. Тепло до конца войны так и не восстановили. «Зимой 1944-1945 в цеху разводили костры, чтобы немного обогреться. Крутишь гайки, руки немеют от холодного металла. И спецодежды не было, донашивали свое. Но настроение у всех было боевое, знали, насколько то, что мы делаем важно,— рассказал Эля Хесин.— Хотя порой едва хватало сил дойти до дома после затянувшейся смены».

В августе 1945 по договоренности с союзниками СССР открыл войну с Японией. «Если с 1941 года весь грузопоток шел на запад, то после 9 мая началась переброска войск на Дальний Восток. Причем все проходило в режиме полной секретности. И когда Красная армия стала освобождать Маньчжурию, в том числе используя Китайско-Восточную железную дорогу, через пограничную станцию Гродеково вели воинские эшелоны локомотивные бригады Первореченского и Уссурийского депо»,— говорит Анатолий Закорюкин.  

Операция прошла молниеносно — 2 сентября Япония капитулировала. А «Русский американец» продолжал трудиться еще долгие годы. Во Владивостоке к 50-летию Победы на постамент у местного вокзала поставили один из паровозов серии Еа. С тех пор здесь ежегодно 9 мая собираются владивостокцы. Паровоз — это и свидетельство союзничества в годы Второй мировой. В знак этого в 2008 году у паровоза установили мемориальную доску. В торжестве помимо ветеранов приняли участие моряки из США.

«С одной стороны, об этом факте не знают тысячи людей, путешествующих по Транссибу, и, в частности, туристы из США. С другой, паровоз Еа может стать и своеобразным памятником ленд-лизу — символом союза наших стран, которые, объединившись, сумели одержать победу в самой страшной войне ХХ века»,— подчеркнул тогда на церемонии генконсул США во Владивостоке Томас Армбрустер. 

Эти слова не теряют актуальности до сих пор.

Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)