ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Май 2014

| РЕСУРСЫ |

Манна Поднебесная

Начало года ознаменовало определенное оживление в лесной отрасли Дальнего Востока. Выросли объемы поставок круглого леса и продукции первичной деревообработки, предприятия выходят на новые рынки сбыта. Впрочем, дальнейшее развитие во многом зависит от главного потребителя дальневосточной древесины — Китая, где недавно обрушились цены на сырье.

Падение с прошлого

  В январе — апреле дальневосточными лесниками на железнодорожный транспорт отгружено более 1,5 млн т древесины и пиломатериалов (порядка 1,2 млн куб. м), что на 16,4% выше прошлогоднего показателя. Стоит сказать, 2013 год для лесной отрасли был далеко не лучшим. Только в Хабаровском крае по сравнению с 2012-м снижение производственных объемов составило около 800 тыс. куб. м.

Повлиял на ситуацию целый ряд факторов. Так, после смены собственника у ОАО «Ванинский морской торговый порт» и увеличения операций по перевалке угля там ограничили прием древесины. Многим лесозаготовителям, особенно в Хабаровском крае, пришлось выстраивать новую логистику, к примеру, налаживать экспорт через Советскую Гавань. На все понадобилось время. Сыграла свою роль также неблагоприятная конъюнктура рынка — китайские потребители поначалу предлагали за лес достаточно низкие цены. Сказывалась вторая волна кризиса, в частности, из-за проблем с финансированием приостановил работу завод «Аркаим» в Ванино.

Впрочем, начиная с лета, отгрузки древесины и пиломатериалов стали постепенно восстанавливаться, однако неприятностей добавила стихия. Из-за проливных дождей в Приморском крае, паводка в Приамурье оказались размыты лесовозные автомобильные дороги, отсутствовала возможность завоза древесины на лесопогрузочные площадки. Да и качество леса ухудшилось.

 

Забрезжил свет в лесу

Начало 2014-го вселило надежду. Увеличил спрос Китай — главный потребитель дальневосточного леса. Большим каналом поставок древесины остается железнодорожный пограничный переход Гродеково—Суйфэньхэ. В первом квартале экспорт лесных грузов увеличился через него на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Лес (всего через пункт пропуска в Гродеково было экспортировано 1,038 млн т) по-прежнему занимает весомую долю — более 50% — в грузоперевозках между РФ и Китаем на этом направлении.

Кроме того, впервые за несколько лет на японском рынке наметился рост потребления лиственницы из России. Тем более укрепление главных валют к рублю играет на руку экспортерам. «Ценовая ситуация улучшается незначительно,— сдержан в прогнозах заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края председатель комитета лесной промышленности Вячеслав Ковалев.— Но это помогает нам произвести продукции больше».

Растут объемы лесопереработки. В частности, «Амурская лесопромышленная компания» в первом квартале отправила потребителям 18 тыс. т шпона — более чем в десять раз выше уровня 2013 года. Приступил к выпуску фанеры завод в приморском селе Чугуевка. «Уже осуществляются ее отправки в контейнерах в Республику Корея, Новую Зеландию и Китай. Просчитывается возможность доставки продукции в Германию»,— рассказал директор ООО «Инфра» Дмитрий Шаповалов. 

Дальнейшие перспективы отрасли связаны с развитием в регионе крупных деревоперерабатывающих производств, в том числе по выпуску лущеного шпона, древесно-волокнистых плит в Амурске (инвестор RFP Group), комплектующих для домостроения в поселке Сукпай (ООО «Рос ДВ»), строганных и профилированных пиломатериалов в поселке Березовый (ООО «Азия-Лес»).

 

Китай наломал дров

Однако наметившееся улучшение сменилось обрушением цен на древесину в КНР. Негативная тенденция на главном рынке сбыта стала разворачиваться со второй половины апреля из-за перепроизводства лесоматериалов на юге Китая. Ряд дальневосточных экспортеров отказался работать себе в убыток.

«Цены рухнули, и 5 мая мы практически остановились»,— констатировали в ООО «Торговый дом РФП» (входит в RFP Group). По словам начальника территориального центра фирменного транспортного обслуживания Максима Белоусова, за 18 дней мая на Дальневосточную железную дорогу недогружено 58 тыс. т лесных грузов. При этом многие лесопогрузочные площадки заполнены древесиной, а подготовленный для их вывоза подвижной состав простаивает, что ведет к потерям ДВЖД и операторов вагонного парка.

По данным на середину мая, уточнил председатель ассоциации Дальэкспортлес Александр Сидоренко, убыток на продаже Китаю 1 куб. м древесины у дальневосточных поставщиков составил $20. При этом, предположил он, улучшение конъюнктуры может произойти ориентировочно к июлю. «В южные китайские порты завезено 4 млн куб. м древесины. Это трехмесячный запас, и пока он не снизится до 1 млн, какого-то движения цены вверх не произойдет»,— говорит Александр Сидоренко.

Тем не менее, считает председатель ассоциации, приостановка экспорта древесины будет недолгой: госсовет КНР озабочен нынешним положением дел и намерен поддержать своих потребителей леса. В частности, в логистическую зону Суйфэньхэ китайские власти инвестируют $235 млн. За счет господдержки ежегодная потребность у нее в лесных грузах должна увеличиться с 3 млн до 5-6 млн куб. м. «Таким образом, пограничный переход Гродеково—Суйфэньхэ будет основным направлением для экспорта леса»,— резюмирует Александр Сидоренко.

Пока что в условиях неблагоприятной конъюнктуры дальневосточники изыскивают, за счет чего можно сократить издержки. К примеру, отправители лесных грузов убеждают операторские компании временно снизить свои ставки на перевозку древесины в вагонах.

 

Путь к льготам

Впрочем, говорят эксперты, для нормального развития отрасли на Дальнем Востоке нужны долгосрочные льготы. Речь идет прежде всего о снижении или полном обнулении таможенных пошлин на экспорт древесины. Как отметил Александр Сидоренко, в результате заградительных мер на вывоз леса дальневосточные заготовители потеряли азиатские рынки, а выйти со своей продукцией в центральную и западную часть России не смогли. Они не выдерживают конкуренцию, к примеру, с компаниями из Сибири из-за более высоких энерготарифов и дорогой логистики. За последние годы многим предприятиям пришлось закрыться.

О необходимости поддержки рассказали в ООО «Римбунан Хиджау МДФ» («дочка» малазийской RimbunanHijauGroup). Компания запросила снижения тарифа по перевозке низкотоварной древесины в адрес своего предприятия по изготовлению древесноволокнистых плит в поселке Хор.

«Чтобы подвезти по железной дороге к нашему заводу низкосортное сырье („баланс“, щепа, горбыль) с Комсомольского узла и других участков региона, необходимо снизить транспортную составляющую,— пояснил представитель компании.— Помню, еще во времена МПС отправлялся низкосортный лес на Байкальский ЦБК со станции Горин. Было тогда понимание у государства по сниженному тарифу. Мы хотели бы получить аналогичную поддержку сегодня и собрать всю низкосортную древесину региона с получением специальной тарифной ставки при поставке сырья на станцию Хор».

Сейчас данный вопрос решается в ОАО «РЖД», однако прийти к соглашению непросто — государство в этом году отказало в индексации тарифов монополии.

«За последние три года стоимость провоза по железной дороге выросла в два раза, а стоимость продукции лесного комплекса на внешнем рынке выросла лишь на 3%. Сложно говорить о хорошем развитии производства. Наши партнеры из Китая, Японии, Кореи, которые импортируют лес, говорят, что логистика для нашей страны — очень большая проблема»,— сказал Вячеслав Ковалев.

Игорь Михайлов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)