ДФОбзор.Рейтинг 2011.

ДФОбзор. Рейтинг. Декабрь 2011.

Мультиплицировать торговлю

В хабаровской мэрии утверждают, что темпы роста ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ пока далеки от докризисных, уровень покупательной способности населения также не восстановился. Эксперты говорят, что ритейлеры это учитывают.

По данным городской администрации, розничная торговая сеть Хабаровска продолжает увеличивать обороты торговли и площади, несмотря на кризисные явления 2008-2009 годов. По статистике до 2008 года темпы роста оборота в рознице составляли от 13 до 19% (в сопоставимой оценке). Снижение покупательной способности населения привело к тому, что с 2008 года темпы замедлились. В 2009 году они составили всего 104,3%, в 2010-м — 107,7%. В 2011 году сфера торговли продолжает развиваться, хотя и не такими быстрыми темпами, как в докризисный период, говорят специалисты хабаровской мэрии. Так, за 6 месяцев 2011 года оборот розничной торговой сети составил 43,6 млрд руб., что, в сопоставимых условиях, составляет 102,8% к соответствующему периоду 2010 года.
По итогам 11 месяцев 2011 года оборот розничной торговли предприятий Хабаровска составил 88 млрд руб., в сравнении с 2010 годом это 110,5%. Но, с учетом уровня инфляции и сопоставимых цен, суммарный рост выглядит скромнее, не превышая 102%. Среднемесячные расходы в расчете на одного хабаровчанина по итогам 11 месяцев 2011 года составляют 12,2 тыс. руб.

2011 году на 1000 жителей Хабаровска приходится 775,9 кв. м торговых объектов при нормативе в 544 кв. м. Отмечается и прирост торговых площадей: за 1 полугодие 2011 года он составил более 30 объектов с торговой площадью 15,7 тыс. кв. м. В основном появляются небольшие объекты площадью до 300 кв. м., на их долю приходится почти 85% от общего количества открытых магазинов. Все активнее развиваются продуктовые торговые сети,— на данный момент в Хабаровске представлено девять крупных игроков.
По словам доцента кафедры «Экономика и управление на предприятиях торговли» Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП) Жана Чимитдоржиева, сегодня хабаровские ритейлеры демонстрируют интересные подходы к торговле, развивают мультиформатный бизнес, стремясь занять различные сегменты рынка. Рост оборотов и ввод новых площадей связан именно с диверсификацией и со стратегиями ведущих игроков.

В частности, компания «Невада» — владелец гипермаркетов «Самбери», — активно продвигает сеть «магазинчиков за углом» и уже запустила несколько мини-маркетов «Раз-Два» в режиме старт-ап. Группа компаний «Столица» первой начала продвигать формат дискаунтера и имеет позитивный опыт, в 2011 году запущена продуктовая сеть «Бонмарт», а также открыла винный бутик «Bon-Vin» в премиальном сегменте. На сегодняшний день активно продвигается за пределы Хабаровска «Super Good», у которого уже есть сеть магазинов в Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, а также в городах Приморья. «Что касается динамики покупательной способности, то наши контакты с торговыми сетями говорят, что особого роста потребительской активности нет,— утверждает эксперт.— Инфляция с тех, кризисных времен постепенно росла, зарплаты не повышались, люди в ожидании нового роста цен».
В этом ключе строят свои стратегии и ритейлеры. Например, ряд стратегий «сетевиков» предполагает снижение издержек за счет собственных торговых площадей. «Пеликан», например, площади в аренду не берет, в то же время у «Трех толстяков» около половины магазинов — арендуемые. «Невада» также стремится занимать собственные площади и вкладывается в строительство, в частности, строит огромный центр на улице Суворова. «Игроки готовы инвестировать не просто в покупку и переоборудование площадей, а в строительство «с нуля», по этому пути идет «Седьмая столица»,— говорит Жан Чимитдоржиев.— Также, на мой взгляд, сети будут все активнее осваивать пригороды Хабаровска — Переяславку, Некрасовку, Березовку, Ильинку и крупные населенные пункты края и региона».

Первостепенной задачей регионального бизнеса будет расширение сетевых структур и тесное взаимодействие с властями, говорит Жан Чимитдоржиев. В частности, администрации города стоит активно привлекать ритейлеров к освоению окраин Хабаровска, новых строящихся микрорайонов и тем самым оптимизировать развитие розничной сети торговли и общественного питания. «В центре множество торговых предприятий, и представлены большинство игроков,— говорит эксперт из Хабаровской государственной экономики и права.— В то же время, в ряде районов, иногда совсем недалеко от центра, один-два «сетевика», и несколько мелких магазинчиков, с совсем другой ценовой политикой и ассортиментом». Кроме того, по мнению Жана Чимитдоржиева, стоило бы активнее реализовывать через торговые сети продукцию местных производителей, здесь мэрия может взять на себя координационную и информационную работу и лоббировать местных производителей.

На 40% по сравнению с 2010 годом возросли инвестиции в основной капитал в секторе оптовой и розничной торговли в Комсомольске-на-Амуре, составив около 500 млн руб., сообщили в пресс-службе администрации города. В этом году торговая сеть города приросла на 57 объектов (45 магазинов и 12 нестационарных торговых объектов) и увеличилась на 7 тысяч кв. м. Общая торговая площадь составила 101 тысяч кв. м. Обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей увеличилась на 8% и составила 385 кв. м. В ближайшее время в Комсомольске завершиться возведение гипермаркета общей площадью 15 тыс. кв. м.

Ожидать прихода федеральных игроков на дальневосточный рынок не стоит, пока не будет решена проблема с логистикой, так считает специалист из ХГАЭП. Кроме транспортных тарифов и энергетики, которые делают доставку продуктов крайне дорогостоящим и рискованным бизнесом, развитие ритейла на Дальнем Востоке сдерживается рядом организационных проблем. Так, Хабаровску остро не хватает современных складских площадей. Как правило, предприниматели строят складские комплексы «для себя», а о том, чтобы организовать складской бизнес и обслуживать широкий круг клиентов, пока речи нет. «Но складская логистика требует огромных вложений, большого уровня компетенции персонала, применения IT-технологий,— добавляет эксперт. — Нам еще предстоит многому учиться, поэтому здесь полезен опыт зарубежных партнеров, например инвесторов из Incheon International Airport Corporation, которые хотят построить карго-хаб в аэропорту Хабаровска, который позволит решить ряд проблем по логистике».

Вадим Пасмурцев



Другие статьи номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)