ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Март 2016

| транспорт |

На перекрестке сообщений

Реализация плана комплексного развития Комсомольска-на-Амуре должна не только положительно повлиять на бизнес действующих крупных предприятий и будущих резидентов ТОР, но и повысить транспортную доступность второго по величине и значению города Хабаровского края. Сегодня попасть в Комсомольск можно всеми главными видами транспорта, но состояние инфраструктуры и уровень услуг оставляют желать лучшего.

Жить полетами

Местный аэропорт Хурба, как известно, является аэродром совместного базирования гражданских перевозчиков с Минобороны. Пассажиропоток сегодня невелик, регулярные круглогодичные рейсы выполняют пока только «ВИМ-авиа» — из Комсомольска-на-Амуре в Москву со стыковкой в Братске дважды в неделю (на летнее расписание число вылетов увеличится до четырех) летает его Boeing 757-200 — и КГУП «Хабаровские авиалинии» по маршруту Николаевск—Комсомольск-на-Амуре—Хабаровск.

Гендиректор АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Леонид Гамей сообщил, что сейчас в стадии согласования возможность прихода других авиаперевозчиков, но процесс этот идет не столь быстро. В частности, с «Авророй» консультации ведутся два года. 

«В советское время деятельность в Хурбе бурлила (в 1991 году услугами аэропорта воспользовалось 356 тыс. человек, для сравнения в 2014-м — в десять раз меньше). Сегодня производство в Комсомольске оживляется, предприятия получают госзаказы. Целесообразно развивать аэропорт, увеличивать частоту полетов, если не будем работать и зарабатывать, инвестиции сюда не придут»,— рассуждает гендиректор ООО «Авиакомпания „Амур“» Александр Шуриков.

С капитальными вложениями в настоящее время сохраняется неопределенность. На 2016 году не заложено инвестиций ни по линии Минобороны, ни по ФЦП «Развитие транспортной системы РФ», уточнил Леонид Гамей, хотя правительство края в последнее время подымает вопрос о необходимости модернизации и аэровокзала, построенного более 40 лет назад, и аэродрома.

Согласно ФЦП, реконструкция взлетно-посадочной полосы Хурбы, перрона, рулежных дорожек и светосигнального оборудования, оцениваемая ранее почти в 3 млрд руб., должна быть профинансирована главным образом федеральным бюджетом. Модернизировать ВПП — в планах и оборонного ведомства. В прошлом году руководство комсомольского аэропорта вышло с предложением содействовать объединению финансирования Минобороны и Минтранса и строительству новой полосы параллельно существующей. В Минвостокразвития проинформировали, что в план комплексного развития Комсомольска включен пункт о проработке возможности создания регулярного авиасообщения города с учетом намерений военных по дальнейшему развитию объектов. Заинтересованные стороны должны определиться, какой из аэропортов будет базовым для гражданских перевозок — Хурба или Дземги, который задействован больше для деловой авиации. Вопрос намечено решить течение 2016 года.

Статус для автотрассы 

Автомобильный транспорт остается наиболее доступным, но проблем у трассы Р-454 Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре немало. На различных уровнях говорится о том, что дорогу необходимо не только капитально отремонтировать, но и расширить до четырехполосной.  

В марте общественники фонда «Гражданский патруль» обследовали дорогу на протяжении почти 200 км, обнаружив немало мест с разрушенным дорожным полотном. Информацию о нарушениях на трассе они направили в краевые надзорные органы.  «Мы выявили более 30 участков дорожного полотна с выбоинами и разрушениями. На ряде отрезков дорога имеет опасные уклоны, что в период гололеда может привести к авариям. На нескольких участках трассы отсутствует асфальтовое покрытие»,— сообщил местным СМИ председатель МОО «Гражданский патруль» Ростислав Антонов.

Большая часть опасных отрезков трассы — это ямы в асфальтовом покрытии, которые образовались как в процессе износа, так и после некачественного ямочного ремонта. На мостах через реки Анюй, Большие Кучи, Большой Кочемар, а также на озере Гасси общественники обнаружили серьезные разрушения стыков монтажных элементов. 

Например, на отрезке дороги в районе мостового перехода через Анюй, который размыло во время наводнения 2013 года, шесть участков без асфальтового покрытия — просто гравийка. «Стоит отметить, что разрушение идет не по всей длине, а встречается отдельными участками по несколько сот метров, что может свидетельствовать о некачественной работе подрядчиков, осуществлявших ремонт автодороги»,— пояснил Ростислав Антонов. 

Впрочем, чиновники сходятся в том, что кардинально решить проблему с состоянием дороги поможет ее передача из собственности Хабаровского края в федеральную. «Дорога по направлению Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре требует капитального ремонта. Будем надеяться, что возможное изменение статуса трассы с региональной на федеральную сможет ускорить этот процесс»,— отметил председатель организации «Гражданский патруль». 

Но даже в случае решения проблем с автодорожной инфраструктурой остаются еще форс-мажоры, связанные с погодными факторами. Нынешней зимой из-за снегопадов на трассе несколько раз ограничивалось движение автомобилей, в том числе рейсовых автобусов. Похожая проблема возникала в конце марта в связи с гололедом. В такие дни становится все более востребованным железнодорожный транспорт.  

Разница в скоростях

В настоящее время в крае курсируют пассажирские поезда Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре, Владивосток—Советская Гавань. Но нарекания пассажиров касаются стареющего подвижного состава. Инвентарный парк Дальневосточного филиала «Федеральной пассажирской компании» (ФПК) на начало 2016 года составлял 1008 пассажирских вагонов. Средний их возраст — 21 год. При этом старение парка пассажирских вагонов опережает его обновление. За последние пять лет выбытие составило 128 вагонов, а пополнение — всего 25. Особую тревогу местных железнодорожников вызывает дальнейшее списание техники. До 2021 года предстоит исключить 480 вагонов — 47%. На Дальневосточной железной дороге обратились к РЖД по поводу обновления вагонного парка в свете ожидаемого развития Комсомольска-на-Амуре. 

Другой насущный вопрос — повышение скоростей поездов на действующей инфраструктуре. Как отметили в филиале ФПК, железнодорожный участок Хабаровск—Волочаевка-2—Комсомольск-на-Амуре протяженностью более 350 км в большинстве своем является однопутным и не электрифицирован. Кроме того, растет интенсивность движения за счет грузовых перевозок в адрес портов Ванино и Совгавани. Все это влияет на то, что расчетное время пассажирского состава по железной дороге между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре значительно уступает автомобильному сообщению. «Когда-то на этом направлении курсировало несколько пригородных маршрутов. Сейчас их функции, по сути, взяли на себя поезда дальнего следования. Остановок в пути много, что также сказывается на продолжительности поездки»,— пояснили в ФПК.

В последнее время обсуждается вопрос о скоростном железнодорожном движении. Его поднял в конце прошлого года на итоговой пресс-конференции губернатор Вячеслав Шпорт. «Конечно, для начала нужно электрифицировать магистраль. Пока там ходят тепловозы, а значит, о скоростном движении говорить трудно. Но мы уже начали прорабатывать с железной дорогой эту тему. Они говорят, что технически все возможно. На мой взгляд, надо эту идею продвигать. Реализовать такой затратный проект, конечно, нереально за год или даже за несколько лет. Но если мы говорим о необходимости развития Комсомольска и повышении его транспортной доступности, то начинать работать нужно уже сейчас»,— заявил Вячеслав Шпорт.

Месяц назад на совещании в Минтрансе РФ с участием РЖД было отмечено, что для организации скоростного движение поездов между Хабаровском и Комсомольском потребуется не менее 50 млрд руб. Сумма эта неокончательная. Правительство Хабаровского края взяло на себя проведение технико-экономического обоснования проекта в 2016-2017 годах. 

Отметим, что на Дальнем Востоке уже звучал вопрос об организации железнодорожного скоростного сообщения — между Владивостоком и Уссурийском. Проектировщики подсчитали, что организация подобных маршрутов на изолированном участке железной дороге (со строительством дополнительного пути на участке Вторая Речка—Надеждинское—Уссурийск, с устройством моста через акваторию Амурского залива протяженностью 13 км и прокладкой тоннеля длиной 1 км) обойдется в громадную сумму — 93,8 млрд руб. Вопрос был отложен на неопределенное время. 

По Амуру с белым парусом 

Нельзя сбрасывать со счетов и возможности речных перевозок в навигационный период, хотя пока они выглядят экзотикой. Водные сообщения предполагается наладить в рамках маршрутов по Амуру на направлении Большой Уссурийский остров—Николаевск-на-Амуре—Шантары. Речь идет о возрождении круизного судоходства по нижнему Амуру. Сейчас турпоездками по реке в Хабаровском крае пользуются порядка 8 тыс. человек в сезон, но спрос на них выше, говорят в краевом правительстве.

Для круизных маршрутов необходимо взять в лизинг соответствующие суда. Согласно проекту, ориентировочный объем инвестиций оценивается в 4 млрд руб., причем 3,4 млрд руб. предполагается привлечь из внебюджетных источников. Подсчитано, что окупаемость средств не превысит десять лет, организация круизов по Амуру будет ежегодно приносить 9,5 млрд руб. чистого дохода. 

По словам краевого министра культуры края Натальи Якутиной, компании местной туриндустрии готовы вкладывать средства в создание внутренних маршрутов. В 2015 году объем внебюджетных вложений в отрасль региона превысил 1,8 млрд руб. Не исключено, что к круизным поездкам пробудится интерес частных инвесторов. Кроме того, создание туристско-рекреационного кластера Остров Большой Уссурийский—Шантары не обойдется без помощи госбюджета. Проект, одобренный на федеральном уровне, получит финансирование из ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ до 2018 года».

Правда, государственные средства запланированы на другие цели. «До 2018 года мы предполагаем привлечь 650 млн руб. из федерального бюджета,— сказала Наталья Якутина.— Деньги пойдут на реконструкцию набережной Хабаровска, обустройство центра круизного и яхтенного туризма, подъездной дороги к туркомплексу „Воронеж“, а также строительство дамбы-дороги к памятнику археологии „Петроглифы Сикачи-Аляна“». 

Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)