ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

Телеком Дальнего Востока

| инновации |

Налет железного интеллекта

9 апреля в пятый раз отмечался Международный день интернета вещей. Это новое явление способно во многом изменить нашу жизнь. А умные подключенные устройства (Smart Connected Products — SCP) должны трансформировать промышленность и производственную сферу.

В прошлом году Oxford Economics совместно с компанией PTC провели исследование, в ходе которого опросили несколько сотен руководителей производственных предприятий из 13 стран мира и разных отраслей относительно их взгляда на SCP. Оказалось, что они уже вовлечены в процесс создания интернета вещей (IoT). Более трети (34%) сообщили, что внедрили определенные услуги, которые предоставляются на базе «умных» изделий, подключенных к сети. Такое же количество опрошенных используют их для сбора и управления данными об эксплуатации оборудования.

Главное, что они получают от внедрения данной технологии,— это повышение качества выпускаемой продукции, а также инновации, которые могут создать дополнительную ценность для конечных потребителей. К примеру, в новые автомобили концерна Volvo Cars встроено множество датчиков, которые сообщают производителю о состоянии двигателя и других элементов. С одной стороны, это помогает компании собирать данные, которые позволят улучшить следующий продукт. С другой — дает владельцу транспортного средства возможность избежать поломок.

Похожим образом действует компания Leica Microsystems, выпускающая микроскопы и другое научно-исследовательское оборудование. Производитель предпочел решать проблемы до их возникновения и внедрил специальное программное обеспечение Axeda, которое удаленно мониторит микроскопы и гистопроцессоры Leica и даже осуществляет их техническую поддержку: обновляет системное ПО. Сотрудники компании наблюдают за функционированием оборудования, которое используют клиенты, через специальный сайт Leica RemoteCare. Они сравнивают множество текущих параметров с заданными характеристиками, и если какой-то из них выходит за пределы допустимого диапазона, система подает сигнал тревоги и клиенту отправляют электронное письмо с предупреждением. 

Эти примеры иллюстрируют, как происходит трансформация производственной сферы под влиянием технологий. Компания PTC называет движущие силы этой трансформации, некоторые из них появились совсем недавно, а другие можно считать традиционными. Это регулирование со стороны государства, переход от выпуска изделий к продаже пакета услуг, относящихся к этому изделию, возможность подключить практически любой предмет к глобальной сети, насыщение изделий специальным программным обеспечением, глобализация, цифровизация, персонализация под специфические потребности клиентов. В ходе исследования, названного выше, 68% руководителей сообщили, что ожидают существенной трансформации бизнес-процессов их компаний в ближайшие три года.

В ближайшие три года, судя по результатам этого исследования, число компаний, которые уже выпускают интеллектуальные изделия, увеличится с 38% до 53%. А в сегменте высокотехнологичных предприятий их станет 71%.

Такая трансформация, происходящая в данной сфере, ведет к полному переосмыслению сути бизнеса производственных предприятий. В новой парадигме они не просто создают какие-то функциональные предметы, они управляют всем циклом их существования: от зарождения в форме идеи до их физической смерти — утилизации. К этому производственные компании подталкивают потребители, которые уже оценили преимущества нового подключенного мира и интернета вещей.

В Россию интернет вещей и SCP уже пришли. По словам Алексея Лукацкого, менеджера по развитию бизнеса Cisco, в нашей стране есть компании, разрабатывающие технологии Connected Cars, а также Connected Roadway и Connected Transportation. В развитии технологий Connected Transportation очень заинтересованы муниципальные предприятия (администрации крупных городов), которые стремятся к тому, чтобы автоматизировать важные городские системы, например, уборку мусора, освещение, работу парковок.

«АСУ ТП, которые управляют промышленными контроллерами, исполнительными устройствами и датчиками, тоже могут быть отнесены к интернету вещей — только индустриальному,— говорит господин Лукацкий.— В этом сегменте Россия чувствует себя очень неплохо, постепенно заменяя устаревшие аналоговые системы на цифровые, которые и можно считать элементами индустриального IoT. Многие компании сегмента ТЭКа, металлургической, пищевой, легкой промышленности и других отраслей уже несколько лет активно переводят часть своих процессов на цифровые рельсы, по сути внедряя у себя интернет вещей».

Подобные технологии применяются и на железнодорожном транспорте. На Дальневосточной магистрали внедряется автоматизированная система управления инфраструктурой. Дорожный мастер Партизанской дистанции пути (Приморье) Александр Стурза рассказал, что на предприятии организуют так называемые мобильные рабочие места — посредством устройства, напоминающего смартфон, сотрудники могут эффективно планировать работы по текущему содержанию и ремонту железнодорожного полотна, управлять производством на расстоянии.

По данным исследования рынка IoT в регионе CEMA (Центральная и Восточная Европа, а также Ближний Восток и Африка), 11,7% из числа опрошенных организаций уже начали применять определенную форму решения M2M/IoT, примерно 2,8% планируют использовать интернет вещей в проектах автоматизации бизнеса в ближайшие пару лет. Однако около 59,9% не намерены внедрять решения IoT и почти 19% даже не знакомы с этой концепцией. 

«У рынка IoT есть свои сложности как в Европе, так и в нашей стране. В РФ — это нишевый сегмент, который находится пока в зачаточном состоянии. Достаточно сложно найти специалиста по комплексным решениям и оборудованию. Пока не очень ясны основные стандарты взаимодействия „умных“ устройств между собой. Концепция „умный дом“ для среднестатистического россиянина пока представляется модной и дорогой игрушкой»,— объясняет старший аналитик IDC Russia/CIS Наталья Виноградова. 

Хотя рынок IoT в стране только формируется, он имеет большие перспективы, в том числе на территории Дальневосточного региона, уверен директор макрорегионального филиала «Дальний Восток» компании ТТК Иван Линник. «Интернет вещей может приносить пользу обществу за счет превращения данных, генерируемых миллиардами подключенных к интернету устройств, в полезную информацию, но для этого необходимо наличие четких моделей взаимодействия всех участников отрасли»,— считает Иван Линник. По его мнению, создание на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития напрямую будет способствовать активности интернета вещей.

Определенные ожидания с развитием рынка IoTсвязывают и в «МегаФоне». «Исследования в этой области ведут многие крупнейшие ITкомпании. Они ведутся такими темпами, что можно не сомневаться, в самом ближайшем будущем эти решения будут все больше проникать в бизнес-процессы, в повседневную жизнь. И интернет вещей станет еще одной точкой роста для операторов связи»,— подчеркнули в Дальневосточном филиале компании.

Светлана Рагимова, Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)