ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Март 2016

| история |

Не первый особый

Государство начинает проявлять повышенное внимание к развитию Комсомольска-на-Амуре уже не в первый раз. Это случалось и в первой половине прошлого века, и в период «застоя», а также в годы горбачевской перестройки. Не все было гладко, а часть задуманного — так и не осуществилась.

Первый взор к еще несуществующему городу был обращен в 1932 году, когда было принято решение о переносе площадки под строительство судостроительного завода в непосредственной близости к Хабаровску — в поселке Воронежский — в район села Пермское ниже по Амуру на 300 километров, подальше от границы с оккупированной японцами Маньчжурией. Тогда строительство города Юности стало первым делом, за которое по-настоящему отвечал Ленинский комсомол. Кстати, по иронии судьбы или по чистой случайности, последний город, строительство которого доверили комсомолу, был заложен в 1986 году, всего в 80 км ниже по Амуру от Комсомольска, в районе села Нижнетамбовское. Тот город так и не достроили, заморозив стройку в 1989 году.

Спустя полвека, в 1983 году, увидело свет постановление Совета Министров СССР от 1 ноября 1983 г. № 1042 «О мерах по дальнейшему развитию в 1984 — 1990 годах городского хозяйства г. Комсомольска-на-Амуре», а еще четыре года спустя, когда уже началась перестройка, появилось постановление Совета Министров РСФСР от 13.02.1987 № 55 «О генеральном плане г. Комсомольска-на-Амуре».

Постановление 1987 года, помещающееся на нескольких десятках листов, является как бы продолжением документа 1983 года, где в том числе критикуются некоторые министерства, которые тормозят ввод в эксплуатацию жилых домов, отмечены экологические проблемы и так далее. Но есть в документе весьма интересные детали.

Основные положения генерального плана Комсомольска-на-Амуре

По населению и промышленности

«1. Дальнейшее развитие города как крупного промышленного, транспортного и культурного центра на Дальнем Востоке с увеличением численности населения с 317 тыс. человек по состоянию на 1 января 1987 г. до 500 тыс. человек к концу расчетного срока». Расчетным в данном случае считался 2005 год, а в настоящее время население Комсомольска составляет менее 300 тысяч человек.

По территории и архитектурно-планировочной организации застройки

«6. Увеличение территории городской застройки с 4,5 тыс. до 7,3 тыс. га [общая площадь Комсомольска в настоящее время 32,5 тыс. га], в том числе селитебной территории с 2,6 тыс. до 3,8 тыс. га, за счет использования земель в пойме р. Амур. Резервирование территории для развития города за пределами расчетного срока в юго-западном направлении». Юго-западное направление в данном случае «в сторону Хабаровска», то есть в сторону комсомольского моста через Амур и озеро Мылки. К концу 80-х успели построить микрорайоны «66 квартал» и «Новое Ленино», а до 91-го года в районе самого крайнего на тот момент 66 квартала Комсомольска-на-Амуре успели еще засыпать песком площадь, равную 62 гектарам, образовав таким образом своеобразную «пустыню». Помню, были разговоры о том, что там планировалось построить ряд жилых домов, школу, детский сад и даже цирк.  В этой «пустыне» мы часто играли, будучи подростками, и когда собирались именно туда, говорили: «пошли на пески».

По основным магистралям, городскому и внешнему транспорту


«16. Создание общегородской магистрали непрерывного движения по улице Ленина и Комсомольскому проспекту со строительством транспортных развязок в разных уровнях, северной обходной дороги для грузового движения, а также улиц и магистралей с регулируемым движением, обеспечивающих удобные транспортные связи между жилыми и промышленно-коммунальными районами». Здесь не совсем понятно словосочетание «Комсомольский проспект», в Комсомольске всегда была улица Комсомольская, на которой я даже жил несколько лет, она идет параллельно улице Ленина. Тут либо недоработка в документе, точнее — ошибка, либо из Комсомольской планировали сделать проспект.

«17. Дальнейшее развитие городского общественного транспорта с увеличением протяженности линий трамвая до 43 км и автобуса до 156 километров. Организация в городе троллейбусного транспорта». Как известно, троллейбус в Комсомольске-на-Амуре так и не появился. Не вышло и с увеличением протяженности трамвайных линий. В СССР, да и в России, принято считать трамвайные пути в однопутном направлении. В Комсомольске-на-Амуре трамвайные пути проложены на расстояние 19 километров, но все пути двупутные, то есть «туда-обратно», таким образом, общая протяженность — 38 километров. Из этого вытекает, что генеральным планом была закреплена необходимость в добавлении 5 километров.

В самом конце 80-х мы с семьей переехали с улицы Комсомольской как раз на 66 квартал, и в то время в городе шли упорные разговоры о том, что будет дополнительно проложена трамвайная ветка от ДК «Судостроитель» (перекресток проспекта Мира и Аллеи Труда) до улицы Гагарина по Аллее Труда, то есть к 66 кварталу. Это расстояние составляет примерно 2,5 километра, то есть те самые 5 километров «туда-обратно», которые были заложены в генплане.

«18. Строительство трамвайного и троллейбусного депо, двух автобусных парков, гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, автостоянок общего пользования и сооружений технического обслуживания автомобильного транспорта, новой автостанции в районе железнодорожного вокзала». Если в Хабаровске автовокзал находится совсем недалеко от железнодорожного вокзала, то в Комсомольске — наоборот, в другом конце города, в непосредственной близости от речного вокзала. Впрочем, тогда Амур как система транспортного сообщения играл очень большую роль для города. 

С приходом 90-х годов практически все стройки города замерли и никакой речи уже не могло идти о прокладке новых трамвайных путей и появлении в городе троллейбуса. Хотя  идея (развитие экологичного транспорта) в промышленном центре Дальнего Востока — вполне продуманная.

Александр Леонкин




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)