ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Май 2016

| |

Новые вехи в развитии Инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края

Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края создан в 2012 году подписанием Меморандума о создании. Целью данного объединения является создание условий для встраивания малых и средних производственных предприятий в цепочку поставщиков якорных участников Кластера. Автономная некоммерческая организация «Дальневосточное агентство содействия инновациям» осуществляет координацию работы всех участников объединения. На данный момент в кластер входит более трех десятков участников.

В 2016 году проект планирует выйти на следующий уровень развития, предполагающий создание сертификационного центра. Об этом и о других планах рассказал заместитель директора по развитию федеральных и региональных инфраструктурных проектов автономной некоммерческой организации «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (АНО ДАСИ) Алексей Плотников. 

— Алексей Владимирович, как мы знаем, основной целью кластера является создание в регионе системы кооперации отраслевых флагманов с предприятиями малого и среднего бизнеса. Какова картина в этом плане на сегодня?

— Создание системы аутсорсинга для промышленных гигантов — цель стратегическая. В рамках кластера совместно с его участниками, представителями госкорпораций, вырабатывается понимание того, как следует выстроить организационную работу. Первый этап — это создание условий для прихода в регион инвесторов, готовых ставить производство, развивать существующее или вступать в кооперационные связи с местными предприятиями. В качестве дополнительного стимула для этого будут использоваться площадки ТОСЭР, которые создаются в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. 

Второй этап — организация условий для процессов сертификации. На сегодня большинство сертификационных процедур можно проходить только в западных регионах нашей страны.  Как правило, такие процедуры занимают достаточно долгое время и являются дорогостоящими. На региональном уровне уже принято решение о создании Центра стандартизации сертификации и испытаний, заявку в федеральные органы мы подали и получили одобрение экспертов. Его работа будет направлена преимущественно на малый и средний бизнес, и прежде всего производственный. 

Третий этап, обозначенный на ближайшую перспективу, — создание центра компетенций по работе с композитными материалами и технологиями производства изделий из них. Данное направление актуально для судостроения: например, из подобных материалов состоит надстройка судов, строящихся на Амурском судостроительном заводе. В этом году уже планируем подать заявку на обеспечение финансирования создания этого центра. Предполагается оснастить центр необходимым оборудованием, на котором предстоит проводить обучение. Специалистами в этой области располагает опорный вуз кластера — Комсомольский-на-Амуре технический университет (КнАГТУ).

— Есть ли у вас перед глазами примеры развитых систем аутсорсинга, на которые можно равняться?

— Одно из направлений нашей работы — изучение опыта работы зарубежных крупных верфей, авиазаводов. Ориентиром остаются подобные проекты в соседних странах АТР. Так, побывав в Пусане (Республика Корея), представители Кластера посетили крупную промзону рядом с известным на весь мир портом. Промзона — огромная территория, много небольших зданий в два-три этажа, где находится порядка 900 производственных предприятий. И все они обслуживают судостроительную отрасль, крупные верфи Пусана. Специализация у них самая разная: кто-то делает маленькие соединители для шлангов, кто-то — судовые гребные винты. Налицо многоуровневая система выполнения крупных проектов.

Похожий кластер, но в больших масштабах, наблюдали и в Китае. Делегаты от Кластера побывали в технопарке (по площади примерно сопоставимом с территорией ТОСЭР в Комсомольске-на-Амуре), заполнен он не полностью, но даже при этом генерирует просто сумасшедшее количество идей и готовой продукции. И опять же в нем присутствуют компании различных уровней и направлений, кто-то проектирует, кто-то разрабатывает новые технологии сварки, кто-то разрабатывает и собирает микроэлектронику. Опыт соседей показывает, что в этот цикл можно включить самый разнообразный малый и средний бизнес и данная экономическая модель более устойчивая. 

— Что предпринимается агентством для популяризации инновационных подходов, технологий, знаний?

— В течение двух лет в рамках мероприятий Кластера у нас проходят обучающие мероприятия. Основные направления — это подготовка операторов различного оборудования с программным управлением, освоение современных систем инженерного проектирования и анализа (CAD/CAE). Весь мир идет в этом направлении, нам пора догонять, таких компетенций у нас недостаточно. Стоит отметить, что помимо курсов подготовки новых кадров имеется достаточно большое количество программ повышения квалификации инженерных кадров, так как те же программные комплексы, которые уже используются участниками Кластера, постоянно усложняются, появляется более совершенное оборудование, совершенствуются подходы к организации производства и контролю качества продукции.

Есть у нас также Школа инновационного предпринимательства, в рамках мероприятий которой мы объясняем предпринимателям, что такое производственный бизнес, какими знаниями надо обладать, чтобы подготовить свое предприятие для вхождения в систему поставщиков для авиа- и судостроительных отраслей региона.

Не менее важным для Кластера направлением является профориентация детей школьного и даже дошкольного возраста. Ежегодно содействуем проведению в Комсомольске-на-Амуре совместно с техническим университетом (КнАГТУ) мероприятия «Технологии будущего — Инженеры будущего». В прошлом году участниками данного мероприятия были 326 человек, в 2014 году — 380. В планах 2016 года организация и проведение подобного мероприятия и в Хабаровске.

Всего в рамках наших образовательных мероприятий, без учета детского форума, в 2015 году прошли обучение 280 человек, в 2014 году — 435. Разумеется, мы будем продолжать образовательные программы.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)