ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. События и Люди 2012 года

| ТЕЛЕКОМ |

Операторы увеличили спрос с машин

«Большая тройка» сообщила о росте спроса на сервисы М2М (Mashine2Mashine), наибольшим спросом технологии пользуются в сфере мониторинга транспорта, системах безопасности и в ЖКХ. Поставщики навигационных услуг GPS/ГЛОНАСС, в частности, активно используют sim-карты мобильных операторов, однако жалуются, что использовать технологии 3G в этой сфере нельзя из-за загруженности сети.

В конце прошлого года операторы, подводя предварительные итоги, заявили о существенном росте сегмента M2M-услуг в регионах Дальнего Востока. По данным директора Хабаровского филиала ОАО «МТС» Михаила Чернышова, количество задействованных в телематических сервисах sim-карт оператора с начала года увеличилось в 1,5 раза. Наибольшую долю в M2M-сервисах занимают услуги в сфере мониторинга транспорта и подвижных объектов — 33%, охраны и безопасности — 20%, платежных систем — 19%, передачи показаний датчиков в энергетике — 15%. Sim-карты МТС обеспечивают мониторинг транспорта ОАО «Хабаровский аэропорт», НК «Роснефть», НК «Альянс», ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», общественного транспорта Хабаровска и машин коммунальных служб. По словам коммерческого директора филиала МТС Романа Дяблова, внедрение М2М-систем на транспорте на 20% сокращает издержки в части расхода топлива, оптимизации маршрутов и рабочего времени. Кроме того, М2М-сервисы МТС используются для мониторинга счетчиков «Иркутскэнерго» в Иркутской области, в Приморье — для мониторинга водо- и электроснабжения Владивостока. Также sim-картами МТС оснащены банкоматы Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк». В целом около 1 тыс. компаний региона используют М2М-сервисы МТС, заявили представители оператора.

Конкуренты МТС по «большой тройке» подтверждают, что спрос на сервисы М2М неуклонно растет. «Учитывая, что они не только более эффективны, но и весьма экономичны по сравнению с традиционными средствами сбора информации, мы прогнозируем значительное увеличение доли клиентов М2М, появление новых продуктов и услуг»,— заявил менеджер по связям с общественностью Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон» Дмитрий Кошевой. По его словам,  дочерняя компания «Мегафона» MegaLabs планирует запуск на базе ГЛОНАСС своей большой платформы М2М в начале следующего года. Из уже реализованных Дальневосточным «Мегафоном» проектов Дмитрий Кошевой выделяет запуск услуги «Автодозор» в партнерстве с компанией «Медиа Лайн». Также с конца 2011 года оператор оказывает телематические услуги в рамках федерального проекта ФСИН «Система электронного мониторинга подконтрольных лиц» (СЭМПЛ) на Дальнем Востоке. Система представляет собой комплекс электронных устройств, в состав которого входит электронный браслет и контрольное устройство с sim-картой, передающее сигнал о местонахождении носителя браслета. Также оператор предоставляет услугу «Управление удаленными объектами». Это техническое решение, которое обеспечивает защищенную коммуникацию с банкоматами, POS-терминалами, датчиками охраны, бензоколонками, производственными объектами через мобильную сеть «Мегафон». «Большинство охранных предприятий также активно используют эту услугу в охранных системах, пожарных сигнализациях»,— добавил Дмитрий Кошевой.

Константин Солохин, старший менеджер по внешним коммуникациям Дальневосточного региона ОАО «Вымпелком», сообщил, что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири число sim-карт «Билайн», используемых в M2M-решениях, увеличилось за год в 10 раз, трафик вырос в 26 раз. Оператор сегодня предоставляет услуги передачи данных с возможностью самостоятельного контроля sim-карт и трафика. Также «Вымпелком» нацелен на развитие комплексных М2М-сервисов «под ключ». Господин Солохин уточнил, что два года назад «Вымпелком» заключил эксклюзивный контракт с Jasper Wireless, разработчиком М2М-платформ. В результате был создан «Центр управления М2М» от «Билайн» Бизнес. «В прошлом году „Билайн“ Бизнес начал предоставлять корпоративным клиентам комплексные сервисы, например, продукт „Автомониторинг“. В дальнейшем он получил свое развитие в виде решения „Автомониторинг ГЛОНАСС“. Также „Билайн“ Бизнес запустил „коробочное“ решение „Видеоконтроль“,  с помощью которого клиенты имеют возможность  через MMS-камеру наблюдать за помещениями своего офиса и другими объектами»,— объяснил он. Как добавляют в «Билайне», в рамках проекта по оснащению службы скорой помощи системой ГЛОНАСС оператор обеспечивает автомобили СМПSIM-картами, подключенными к «Центру управления М2М» от «Билайн» Бизнес. Помимо Хабаровска М2М-услуги от «Билайн» Бизнес используют службы скорой помощи Комсомольска-на-Амуре и ряда больниц в районах края. В общей сложности, SIM-картами «Билайн» в крае оборудовано более 120 автомобилей скорой медицинской помощи.

Генеральный директор Дальневосточного центра спутникового мониторинга (ООО «Бизнес-Навигация») Илья Чаплинский рассказал, что компания использует sim-карты МТС для навигационного оборудования «АвтоГРАФ». «Бизнес-Навигация» сегодня обслуживает более 7 тыс. абонентов по Дальнему Востоку, половина из них пришли за последние два года, сказал собеседник. На первом месте среди абонентов строительные организации, в частности «Дальмостострой», «Дальспецстрой». На втором месте горные компании, в частности «Полиметалл», Petropavlovsk, «Многовершинное». Сервисы М2М используются на приисках компаний для управления горной и вспомогательной техникой. «Первоначально у горняков стояла задача обеспечить своих сотрудников мобильной связью, они разместили на приисках базовые станции. Потом оказалось, что это можно использовать для транспортной телематики»,— пояснил собеседник. На третьем месте — транспортные компании, в частности Сахалинский и Хабаровский аэропорты, инкассаторские службы. Сегодня одним из условий продвижения М2М является пропускная способность сетей. Впрочем, как отметил Илья Чаплинский, в транспортной телематике производители отказались от использования 3G. «Тенденция такова, что потребителей  3G все больше, и каждый следующий ворует скорость у предыдущего. Модемы, основанные на технологии GPRS,  дешевле, и скорости приемлемые»,— пояснил Илья Чаплинский. По его словам, потребители навигационных систем просили включить в них видеоуслуги, «мы долго совещались с различными производителями и в результате отказались».

Стоит отметить, что не все поставщики телематических услуг пользуются мобильной связью от операторов «большой тройки» для передачи данных. К примеру, на прииске Кондер в Аяно-Майском районе Хабаровского края (лицензией на разработку прииска владеет ОАО «Артель старателей „Амур“») поставщик услуги, ООО «ВИСТ Групп» настроил собственный канал связи. Горнодобывающая компания начала внедрение систем М2М на своей производственной площадке с осени 2012 года. На конец года в автоматизированную систему управления горнотранспортным комплексом (АСУ ГТК) прииска Кондер было интегрировано около 200 единиц техники, связь между машинами и диспетчерским центром обеспечивало семь радиовышек. Покрытие осуществляется по технологии MeSH от Motorola, также на транспортных объектах стоят автографы WiFI. «Еще на этапе обследования мы обнаружили, что мобильная связь работает не всегда, не на всех полигонах прииска. Канал связи слишком узкий. Поэтому решили построить собственную сеть. При этом каждая единица техники является и приемником, и ретранслятором, то есть действует принцип мобильной соты. Чем больше техники в одном месте, тем плотнее покрытие»,— объяснил Денис Коробцов, руководитель проекта ООО «ВИСТ Групп». В настоящее время мобильную связь на Кондере обеспечивает «Вымпелком», в связи с удаленностью прииска (1100 км от Хабаровска) передача данных идет по спутниковому каналу.

Как признались в «Артели старателей „Амур“», из всех технических решений, представленных поставщиками М2М-услуг, предложение «ВИСТ Групп» было «не самым дешевым». Участниками тендера, состоявшегося в начале прошлого года, стало семь организаций, в том числе две иностранных. В итоге на заседании центральной тендерной комиссии было представлено три кандидата, это ООО «ВИСТ Групп», ООО «Ресурс» и ООО «Бизнес навигация». Тем не менее, окончательный выбор пал на ООО «ВИСТ Групп».
Как заявил в конце года первый заместитель  руководителя ОАО «Артель старателей „Амур“» Дмитрий Ильдеров, ожидаемый эффект от внедрения автоматизированной системы управления — сэкономленные 1,38 млрд руб. за пять лет, среднегодовая экономия составит около 277 млн руб. экономии, а срок окупаемости АСУ ГТК — два года.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», оценил доходы от М2М в общей структуре выручки операторов связи в пределах 1-3%. Однако M2M на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений телекоммуникационного рынка, считает он. Пока в России этот рынок остается сравнительно небольшим: по экспертным оценкам, его объем составляет около 40 млрд руб. по итогам 2011 года, а уровень проникновения оценивается в 10%, ссылается господин Клягин на исследования J’son&Partners Consulting. «Спрос на М2М-решения формируется сегодня очень на высоком уровне, что позволяет сектору демонстрировать впечатляющую динамику. Средние темпы роста в последние несколько лет составляют здесь около 50-60%»,— утверждает Максим Клягин.

Вадим Пасмурцев, Ольга Гончарова




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)