ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. №5 2014

| ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО |

Опережение в законе

Законопроект о территориях опережающего развития внесен в Госдуму и может быть принят до конца этого года. Минвостокразвития в ходе его доработки сохранило две базовые идеи — серьезные налоговые льготы для резидентов ТОР и значительное упрощение для них большинства административных процедур. В ведомстве полагают, что именно это сделает экономику макрорегиона конкурентоспособной по сравнению с экономиками стран АТР, привлечет по 19 рублей частных средств на каждый бюджетный рубль и в итоге позволит к 2025 году удвоить совокупный ВРП субъектов Дальнего Востока.

Восток как старт

15 октября министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка внес в Госдуму пакет законопроектов, касающихся режима территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). В состав пакета вошли собственно проект закона о ТОРах (законопроект № 623874-6 «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ»), проекты изменений Налогового кодекса и некоторых иных законодательных актов. Рассмотрение проекта предварительно намечено на 12 ноября. 

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что создание территорий опережающего развития — это одна из форм господдержки регионов. Изначально ТОР позиционировались как особый режим, устанавливаемый только для регионов Дальнего Востока. Но в ходе работы над законопроектом концепция поменялась. И сейчас текстом законопроекта определено, что ТОР — это «часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением правительства установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности». При этом в проекте закона уточняется, что в течение трех лет со дня вступления в силу закона ТОР могут создаваться только на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. А вот по истечении трех лет — уже и «на территориях остальных субъектов РФ».
Александр Галушка, представляя пакет законопроектов о ТОР в Госдуме, отметил «две ключевые идеи — масштабное дерегулирование и значительное налоговое стимулирование». ТОР, подчеркнул министр, должны дать экономике Дальнего Востока «реальную международную конкурентоспособность». В странах Азиатско-Тихоокеанского региона она, по оценкам специалистов Минвостокразвития, обеспечивается целым рядом условий. Например, установлением ставки налога на прибыль не более 10% (как в Южной Корее), стоимостью электроэнергии не более семицентов (как в США), получением разрешений на строительство в срок не более 26 дней (как в Сингапуре). Именно такие преимущества и льготы и должен обеспечить резидентам ТОР внесенный в Госдуму законопроект. 

 

 


«Законопроект учитывает международный опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур. Функционирующие на территории указанных государств особые территории действуют, как правило, на основании отдельного правового акта высшей юридической силы, который содержит существенные изъятия из общих правил регулирования в сфере земельных отношений, предпринимательской, инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных режимов и т.д.»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.


Согласно порядку, устанавливаемому законопроектом, ТОР создается постановлением правительства на основании предложения уполномоченного органа (предполагается, что это будет Минвостокразвития). Предложение должно быть  согласовано с субъектом и муниципалитетами, в границах которых образуется территория. Затем все они заключают трехстороннее соглашение о создании ТОР, а их представители плюс представители управляющей компании (УК) включаются в наблюдательный совет ТОР. 


Законопроект предполагает, что полномочия по управлению ТОР будут распределены между Минвостокразвития и УК. Ведомство будет выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов в границах ТОР (или за ее пределами, но обеспечивающих функционирование территории), кроме автодорог федерального значения, согласовывать схемы территориального планирования субъекта РФ и генпланы муниципалитетов, где создается ТОР, а также правила землепользования и застройки в них. Министерство будет утверждать проект планировки территорий и порядок ведения реестров резидентов ТОР, контролировать деятельность УК и исполнение резидентом соглашения об осуществлении деятельности. 


Ведомство же будет предоставлять земельные участки в границах территории и резервировать и изымать их для федеральных нужд. Процесс изъятия недвижимости для госнужд в ТОР упрощен. 
На основании ходатайства УК принимается соответствующее решение с заключением соглашения об изъятии. Если собственник против определенного размера компенсации и оспаривает его в суде, участок все равно изымается по судебному решению. Разбирательство в данном случае сможет повлиять лишь на итоговый размер компенсации, но смену собственника и регистрацию перехода прав не предотвратит. В отношении земельных участков также могут устанавливаться сервитуты — в целях строительства, эксплуатации и ремонта линейных сооружений инфраструктуры ТОР, провоза через участок стройматериалов и тому подобных случаев. Установление сервитутов осуществляется по решению Минвостокразвития, причем без проведения общественных слушаний.


УК, как следует из текста законопроекта, выступает застройщиком объектов инфраструктуры, получателем техусловий подключения к сетям, организует обеспечение функционирования всей инфраструктуры. Она же ведет реестр резидентов ТОР и организует предоставление им услуг, необходимых для функционирования ТОР, в том числе юридических, бухгалтерских и таможенного представителя. УК становится многофункциональным центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) для граждан. 


УК становится для ТОР главной обеспечивающей жизнедеятельность структурой. На ней — организация строительства и эксплуатации автодорог, транспортное обслуживание, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, сбор и вывоз ТБО и мусора, строительство и благоустройство объектов по утилизации биологических отходов, благоустройство и озеленение.  


Ради ускоренного создания инфраструктуры законопроект предусматривает для ее строителей существенные послабления не только в области земельного законодательства. Например, для размещения объектов, необходимых для создания инфраструктуры, в ТОР можно проводить рубки лесных насаждений без ограничений — во всех видах лесов, кроме особо охраняемых природных территорий и особо защитных участков лесов. Документация по планировке территорий в ТОР утверждается без проведения публичных слушаний, а виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые на основании документации о планировке, могут не соответствовать правилам землепользования и застройки и лесохозяйственным регламентам. 


В ТОР также будет разрешено вести подготовительные работы в отношении объектов капитального строительства, необходимых для создания инфраструктуры, еще до получения разрешения на строительство — с даты представления проектной документации на экспертизу. Для получения разрешений на строительство линейных объектов, необходимых для создания ТОР, и ввода таких объектов в эксплуатацию не будет требоваться предоставление градостроительных планов земельных участков. А срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры ТОР, не может превышать 45 дней после ее предварительной оплаты в полном объеме.


Ключевой вопрос для ТОР — финансирование создания ее инфраструктуры — возложен на бюджеты всех уровней. В законопроекте говорится, что РФ осуществляет финансирование путем взноса в уставный капитал УК, субъекты и муниципалитеты — путем передачи УК имущества или внесения средств в «дочку» УК (минимум 51% дочки должен оставаться в собственности самой УК).  

 

Упрощение ради ускорения

Индивидуальный предприниматель или юрлицо становится резидентом ТОР на основании соглашения об осуществлении деятельности. Чтобы заключить его, достаточно подать заявку в УК, указав вид деятельности заявителя, площадь требуемого земельного участка и расчеты необходимых ресурсов. К заявке прилагается минимальный пакет: копии учредительных документов, свидетельства о постановке на налоговый учет и госрегистрации, а также бизнес-план. 


УК в течение 15 дней рассматривает заявку и принимает решение о заключении соглашения с резидентом либо об отказе. Последний может случиться, например, из-за отсутствия в ТОР затребованного резидентом свободного участка земли или имущества, из-за несоответствия его видов деятельности видам деятельности ТОР или неисполнения требования по минимуму капиталовложений. При этом резидентом не может быть организация, имеющая, во-первых, статус участника регионального инвестиционного проекта, во-вторых, филиалы и представительства за пределами ТОР.  


Кроме существенных финансовых льгот и приоритетного подключения к объектам инфраструктуры ТОР резидент, в частности, сможет рассчитывать на применение процедуры свободной таможенной зоны, если она предусмотрена для данной конкретной ТОР. Согласно законопроекту, для привлечения на работу иностранцев резиденту не требуется получение разрешений и попадание в объем квот, установленных для субъекта. А также он вправе рассчитывать на упрощенные государственные и муниципальные контроль и надзор. 

 


Так, длительность плановых проверок со стороны органов надзора и контроля в отношении резидентов ТОР не могут превышать 15 дней, субъектов малого предпринимательства — 40 часов для малого предприятия и 10 часов для микропредприятия в год — кроме особых случаев. В ТОР «в целях повышения уровня администрирования и по примеру большинства аналогичных иностранных территорий» предусмотрена возможность создания подразделений ключевых федеральных органов исполнительной власти — от ФМС до ПФР. Из ведения субъектов и муниципалитетов в ТОР изымаются все вопросы, отнесенные к компетенции Минвостокразвития и УК. 


Как следует из финансово-экономического обоснования, в Минвостокразвития рассчитывают, что благодаря новой модели развития Дальнего Востока совокупный валовой региональный продукт его регионов к 2025 году по сравнению с 2011 годом удвоится и составит 5,495 трлн рублей. «С учетом базового прогнозируемого Минэкономразвития России темпа роста экономики РФ в 2,5% в год базовый уровень ВРП регионов Дальнего Востока к 2025 году, достигаемый без реализации новой модели развития, составит 3,554 трлн рублей. Основной задачей является дополнительное увеличение ВРП на 1,94 трлн рублей к 2025 году»,— говорится в обосновании законопроекта. 

Дмитрий Щербаков




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)