ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Сентябрь 2016

| транспорт |

Перевозки обещают рост

Транспортная отрасль Хабаровского края подает признаки оживления. После нескольких месяцев простоя возрождается сменивший владельца аэропорт Комсомольска-на-Амуре. Хабаровский аэропорт в поисках средств для реконструкции вышел на биржу и ожидает инвестиций из Японии. На железной дороге прогнозируют развитие в связи с распространением режима «свободного порта» на Ванино. Главным событием в автотранспорте станет концессионное соглашение на строительство дороги «Обход Хабаровска».

Воздушная поддержка

По информации правительства Хабаровского края, уже с 15 октября должны возобновиться регулярные авиарейсы между Комсомольском-на-Амуре и Москвой, — на маршрут возвращается «Вим-Авиа», работавшая там с 2012 года по март 2016-го. «Мы вели переговоры с несколькими авиакомпаниями и в результате вновь пришли к соглашению с „Вим-Авиа“, которая ранее уже выполняла аналогичные рейсы. Загрузку и дополнительные доходы получит и аэропорт „Хурба“, который ждет масштабная модернизация. Средства в инфраструктуру намерен вложить новый владелец, а реконструкцию взлетно-посадочной полосы планируется осуществить совместно с Минобороны РФ», — сообщил и.о. замминистра промышленности и транспорта региона Дмитрий Кирсанов. Чиновник отметил, что возобновление регулярного сообщения и модернизация аэропортовой инфраструктуры — одни из главных составляющих «дорожной карты» по развитию Комсомольска-на-Амуре, который получил статус города «президентского внимания».

Возобновлению работы аэропорта способствует приобретение в мае 100% акций АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» петербургским ООО «ЕВМ недвижимость». Компания победила на аукционе в мае, предложив за пакет Росимущества 70,15 млн руб. при стартовой цене 61 млн руб. Первоначально сообщалось о намерении нового владельца возобновить сообщение с Москвой в 2017-2018 годах, причем компания рассчитывает создать для этого собственный парк магистральных самолетов. По данным «Интерфакса», в планах бенефициара на четвертый квартал текущего года значится развитие региональных перевозок, и в первую очередь  — ввод маршрутов на Хабаровск, Владивосток и Южно-Сахалинск. Как сообщало агентство со ссылкой на начальника отдела транспорта и связи администрации Комсомольска-на-Амуре Виктора Лысенко, проект реконструкции инфраструктуры аэродрома включен в долгосрочный план развития города, причем модернизация будет осуществляться без прекращения полетов.

После прекращения работы «Хурбы» в марте этого года из Комсомольска-на-
Амуре планировался лишь один гражданский рейс — на Николаевск-на-Амуре, но и тот был отменен в связи с началом речной навигации.

Значительные подвижки происходят и в самом масштабном с точки зрения капвложений инфраструктурном проекте в регионе — реконструкции аэропортового комплекса Хабаровска. В конце августа Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ) предоставила земельный участок резиденту ТОР «Хабаровск» АО «Международный аэропорт Хабаровск» (АО «МАХ», принадлежит АО «Хабаровский аэропорт»). Параллельно другая «дочка» оператора аэропорта, управляющее международным терминалом ООО «Авиатерминал», при поддержке Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) разместила бонды на площадке Санкт-Петербургской биржи. Как сообщалось, облигации выпущены на сумму 100 млн руб. со сроком погашения в сентябре 2017 года, ставка купона составила 15%. В ходе размещения было подано 224 заявки на 143 млн руб., торги открылись 30 августа. Данный листинг стал первым на специально созданной на бирже для привлечения инвестиций в проекты Дальнего Востока инвестиционной онлайн-системе «Восход». 

Стоимость первого этапа проекта развития аэропорта Хабаровска в целом оценивается в 8,6 млрд руб., в том числе более 6,5 млрд руб. планируется направить на проект АО «МАХ» по строительству современного пассажирского терминала площадью 54 тыс. кв. м. Предполагается, что пропускная способность комплекса увеличится с нынешних 2 млн до 4,7 млн пассажиров в год. Ввод аэровокзала намечен на 2019 год. Чистая приведенная стоимость проекта развития аэропорта (NPV) заявлена в размере 2,3 млрд руб. Внутренняя норма доходности (IRR) оценивается в 13,7%. Срок окупаемости вложений — 12 лет. Помимо этого в рамках ФЦП развития транспортной системы России до 2020 года проводится реконструкция аэродромной части аэропорта. На данные работы направлено более 8 млрд руб., завершить их предполагается в 2017 году.

12 сентября губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт сообщил, что правительство РФ подготовило постановление о введении долгосрочных тарифов для аэропортов. Оно поспособствует вхождению пула японских инвесторов в проект строительства нового пассажирского терминала. «Проект постановления внесен в правительство РФ и находится там на рассмотрении. Как только постановление будет подписано, пул японских инвесторов, сформированный японской компанией Sojitz, готов войти в проект», — заявил он журналистам. Конкретные предложения от японских инвесторов ожидаются в канун встречи лидеров России и Японии и могут последовать в декабре.

Как сообщалось, АО «Хабаровский аэропорт» и консорциум японских инвесторов, куда вошли Sojitz Corp., оператор токийского аэропорта Ханеда JATCO и частно-государственный фонд поддержки зарубежных проектов JOIN, намерены создать совместное предприятие для реализации инвестпроекта строительства нового терминала. СП предполагается образовать на базе резидента ТОР АО «МАХ». Финансирование проекта будет вестись при поддержке правительства Японии за счет средств профильных инвестфондов.

Железнодорожные перспективы

По данным министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, основным грузообразующим видом транспорта в регионе остается железнодорожный, обеспечивающий почти 61% грузооборота в отрасли в целом. В текущем году, с вводом новых инструментов развития экономики, стала очевидна необходимость наращивания инфраструктуры железной дороги, дальнейшего расширения ее узких мест. Так, ДВЖД ожидает значительное повышение нагрузки в связи с распространением режима «свободного порта» на порт Ванино, сообщило корпоративное издание магистрали со ссылкой на начальника дороги Николая Маклыгина. В июле ДВЖД сформировала и направила в РЖД инвестиционную заявку по дальнейшему развитию участка БАМа Комсомольск-на-Амуре—Ванино—Советская Гавань со строительством вторых путей. По мнению начальника дороги, пропускная способность участка может вырасти до 50 млн т в год, а по оценкам Института экономики развития транспорта — до 100 млн т. Действующая программа модернизации Восточного полигона предусматривает увеличение пропускной способности данного участка только до 37 млн т в год к 2019 году.

Также ожидается, что росту перевозок будет способствовать портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) в Советской Гавани. В июле глава региона Вячеслав Шпорт заявил, что, несмотря на намерение правительства РФ досрочно прекратить деятельность десяти неэффективных ОЭЗ, развитие единственной в России ОЭЗ портового типа продолжится. Вызвано это повышением темпов добычи в регионах сырья, ориентированного на перевозку по Транссибу и БАМу. 

В 2016 году, по данным главы ДВЖД господина Маклыгина, на развитие ветки будет направлено более 3,9 млрд руб. К 2019 году на ней планируется ввод объектов на сумму более 10 млрд руб.: восемь станций после реконструкции, три разъезда, вторые пути на двух участках, двухпутная вставка на одном перегоне. Общая стоимость проекта реконструкции участка оценивалась в 59,8 млрд руб., из которых 23,6 млрд руб. пошло на строительство нового Кузнецовского тоннеля.

Общий объем вложений в развитие ДВЖД на 2016 год на 25% превосходит вложения прошлого года и составляет 47,3 млрд руб. Сумма включает работы на 600 объектах, а также расходы на приобретение 10 маневровых и 16 грузовых локомотивов.

Загрузка автотрасс

Объем автомобильных грузоперевозок в Хабаровском крае, по данным Хабаровскстата, в январе — августе превысил 39,21 млн т, что на 9,6% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Грузооборот при этом сократился на 3,4%, до 516,2 млн т·км. Что касается пассажирских автоперевозок в регионе, их объем сократился на 11,5%, до 66,54 тыс. человек. Пассажирооборот в отчетный период составил 695,9 млн пассажиро-км, что ниже показателя аналогичного периода предыдущего года на 9,3%.

Вместе с тем, по информации регионального министерства промышленности и транспорта, вложения в дорожную инфраструктуру в текущем году увеличиваются. Так, планируется построить 22 км новых автодорог. По словам зампредседателя правительства края министра промышленности и транспорта Сергея Ивашкина, всего на дорожное хозяйство будет направлено 3,8 млрд руб. В том числе 1,9 млрд руб. на строительство и реконструкцию, 1,1 млрд руб. — на содержание действующей сети, 0,8 млрд руб. — на ремонтные работы. 

Наибольшие расходы запланированы на прокладку трассы Хабаровск—Лидога—Ванино — 1,2 млрд руб. Завершается работа на двух ее участках общей протяженностью 21,9 км, сдача намечена на середину октября. Еще на одном участке работы продолжаются. Ввод объекта с открытием регулярного пассажирского сообщения предполагается в конце октября 2017 года. 

Также идет возведение искусственных сооружений и устройство земляного полотна на двух участках трассы Селихино—Николаевск-на-Амуре с финансированием в 620 млн руб. Ввод в эксплуатацию участков ожидается в будущем году.

Годовой объем ремонта установлен в 63,5 км дорог, включая 1,1 тыс. погонных метров мостов. На дороге Хабаровск—Комсомольск ремонтируется участок 51-53 км, который будет завершен в 2017 году. Также планируются работы еще на двух участках со сдачей в 2018 году. В самом Комсомольске-на-Амуре в этом году доделают почти 10,5 км городских дорог на общую сумму 132,8 млн руб. краевых средств.

Главным же событием года в автодорожной отрасли обещает стать концессионное соглашение на строительство автодороги «Обход Хабаровска 13-42 км». О начале переговоров по его заключению сообщил 7 сентября министр экономического развития края Виктор Калашников. С его слов, переговоры о параметрах концессионного соглашения с ООО «Региональная концессионная компания» (РКК, консорциум Газпромбанка (25%), группы компаний «ВИС» (75%), строительного партнера ОАО «Сибмост») займут около двух месяцев, подписание намечено на декабрь. Предметом обсуждения являются условия финансирования, риски сторон и различные технические вопросы реализации проекта. Начало строительства запланировано на 2017 год.

Первоначально на проект помимо РКК претендовали также ООО «Юго-Восточная магистраль» (консорциум ЗАО «Лидер», ОАО «Главная дорога», АО «УСК МОСТ» и ЗАО «Пилон»)  и ООО «Скоростные магистрали» (консорциум ВТБ и ООО «Трансстроймеханизация»). Однако на итоговое заседание конкурсной комиссии 26 июля заявку подала только РКК.

Автодорога, рассчитанная на пропускную способность до 96 тыс. автомобилей в сутки, соединит три федеральные трассы, связывающие регионы ДФО. Проект включает пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Срок строительства — три года. Строительство оценивается в сумму более 41 млрд руб., половину из которых выделит федеральный бюджет, четверть — регион, еще четверть —  инвестор. Предполагается, что часть финансирования поступит от взимания платы с транспорта по системе «Платон». Согласно условиям, концессионное соглашение должно быть заключено на 15 лет. Срок окупаемости вложений заложен в 9 лет с момента окончания прокладки дороги.

Проект автодороги был с успехом представлен на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в рамках отраслевой выставки Минтранса РФ. Глава министерства Максим Соколов отдельно отметил высокий уровень его проработки. 

 


Контекст // Обновка для флота

Прорыв в развитии водного транспорта сулит еще один новый проект, презентованный регионом на ВЭФ, — строящиеся на Хабаровском судостроительном заводе скоростные пассажирские суда проекта А45-2. Первый такой глиссер, названный «70 лет Победы», был доставлен в бухту Аякс акватории острова Русский, где с ним знакомились потенциальные заказчики. 2 сентября судно осмотрел президент РФ Владимир Путин. Главе государства доложили, что проект был разработан в Санкт-Петербурге и предполагает различные модификации, — в частности, разработаны пассажирский и грузопассажирский варианты судна в классах «река» и «река — море». Глиссер вмещает до 100 пассажиров, способен развивать скорость более 70 км/ч и имеет осадку всего около метра, что позволяет использовать его на малой воде. 
По словам губернатора края, президент поручил поддержать строительство таких судов. «Мы обсуждаем такую возможность с федеральными министерствами. Минпромторг РФ и ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) будут развивать систему субсидирования процентных ставок по кредитам, поддержки лизинга и ряда других направлений. Более того, уже есть потенциальные заказчики, такие как Сахалинская область», — отметил он. Правительство региона заказало пока три таких судна для пассажирских маршрутов по Амуру Хабаровск — Комсомольск и Хабаровск —Николаевск. Также их планируется использовать на международном направлении — до китайского Фуюаня.

 

 

Эрнест Филипповский




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)