ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Май 2016

| Транспорт |

Под японским крылом

До конца 2016 года группа инвесторов из Японии, которую возглавляет Sojitz Corporation, должна окончательно определиться со своим участием в проекте модернизации Хабаровского аэропорта. Для финансирования строительства и эксплуатации нового пассажирского терминала предполагается создать совместное предприятие, где японской стороне будет принадлежать 49%.

Новые договоренности о развитии Хабаровского аэропорта были достигнуты 16-17 мая в Токио на переговорах с представителями консорциума японских инвесторов и российской делегации, которую возглавлял дальневосточный полпред Юрий Трутнев. «Японская компания и их российский партнер уже готовы выходить на подписание соглашения о реализации проекта»,— сообщил по итогам встречи губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Ключевую роль в консорциуме играет Sojitz Corporation, которая представлена в различных отраслях производства: автопроме, энергетике, горнодобывающей, химической промышленности и т.д. При поддержке правительства Японии корпорация занимается привлечением финансирования для проектов по всему миру, в ее состав входит более 440 дочерних и аффилированных предприятий.

Помимо Sojitz Corporation в группу инвесторов намерены войти Japan Airport Terminal Co. (JATCO), оператор токийского аэропорта Ханеда, и ряд финансовых структур, в числе которых частно-государственный фонд JOIN, созданный под эгидой Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. 

Как сообщил председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк, чтобы реализовать проект на базе дочернего предприятия АО «Международный аэропорт Хабаровск», планируется создать совместное предприятие, 51% акций которого будет принадлежать ОАО «Хабаровский аэропорт», 49% — консорциуму японских инвесторов. «Предполагается схема финансирования инвестпроекта, сочетающая вложения в акционерный капитал совместного предприятия, а также привлечение заемных финансовых источников»,— рассказал Константин Басюк. Ожидается, что Sojitz будет обеспечивать координацию совместной работы сторон над проектом, а JATCO — будущее управление новой терминальной инфраструктурой. Финансирование (проект модернизации аэропорта оценивается в более чем 6,5 млрд руб.) предполагается за счет средств профильных инвестфондов при поддержке правительства Японии.

Реконструкция намечена в два этапа. Первый включает строительство здания нового пассажирского терминала для обслуживания внутренних воздушных линий. Работы запланированы на 2017–2019 годы. На втором этапе предполагается расширение пропускной способности аэровокзального комплекса до 4,5 млн пассажиров ежегодно за счет сектора обслуживания международных воздушных линий. В первом квартале 2016 года через воздушную гавань Хабаровска перевезено 336,5 тыс. человек (на 1,5% меньше чем в январе—марте прошлого года) — по данным Росавиации, это 15 место в общероссийском рейтинге размера аэропортов по объемам трафика.

О своем окончательном решении войти в проект японские инвесторы должны уведомить до конца года. Сейчас стороны обсуждают финансовые инструменты и параметры окупаемости. «Осталось несколько вопросов, связанных с тарифным регулированием. Это в компетенции федеральных властей, и Юрий Трутнев, который проводил переговоры, пообещал контролировать эту тему»,— заявил Вячеслав Шпорт. Юрий Трутнев поручил создать рабочую группу, которая рассмотрит варианты иностранного участия в проекте. В ее состав войдут представители Минвостокразвития, японские и российские инвесторы.

Как отметил независимый эксперт Александр Редько, интерес японских инвесторов к Хабаровскому аэропорту с учетом его географии вполне закономерен. На международных авиалиниях Хабаровск уже обслуживает полеты в крупнейшие азиатские столицы — Пекин, Токио, Сеул, а также ряд курортных направлений Юго-Восточной Азии (Таиланд, Вьетнам). «Даже в случае непогоды Хабаровск может быть задействован как запасной аэропорт, а также использоваться для совершения вынужденной посадки воздушными судами, следующими трансконтинентальными и транстихоокеанскими маршрутами. Возможны также стыковки с рейсами Japan Airlines и ANA, главный аэропорт базирования которых — аэропорт Ханеда»,— считает Александр Редько. Российской стороне, добавил он, выгодно участие в проекте японских компаний, в частности JATCO (по данным Международного совета аэропортов, в 2015 году авиахаб Ханеда обслужил более 75,3 млн пассажиров, замкнув пятерку крупнейших аэропортов мира). «Это даст не только современные технологии в организации пассажиропотока, но и поднимет общую культуру обслуживания пассажиров на Дальнем Востоке. Японцы достаточно щепетильны и требовательны в этой сфере»,— отметил эксперт.  

Реализация проекта запланирована на одной из площадок территории опережающего развития «Хабаровск». Кроме нового аэровокзала предполагается построить гостиницу, торгово-развлекательный и выставочный комплексы, грузовой терминал и транспортно-логистический центр. 

ПАВЕЛ УСОВ




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)