ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Май 2014

| ТРАНСПОРТ |

Развитие на оба хода

Программа модернизации БАМа и восточных участков Транссиба остается одним из наиболее капиталоемких инвестпроектов в ДФО. До 2018 года в инфраструктуру предусмотрены финансовые вливания в размере 562 млрд руб. Почти 46% от этой суммы должно быть направлено на Дальневосточную магистраль.

Инвестиции на восток

Почти 181,5 млрд руб. запланировано на модернизацию БАМа (или Северного широтного хода) и 78,9 млрд руб. — транссибирского направления в границах Дальневосточной дороги. В частности, для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской магистрали нужно возвести 37 новых и реконструировать 46 действующих станций, модернизировать 878 км имеющихся путей, а также 283 искусственных сооружения, плюс проложить 180 км вторых путей и двухпутных вставок.

«По нашим расчетам, реализация первоочередных мероприятий позволит повысить пропускную способность однопутного Северного широтного хода в среднем с 16 до 25 пар поездов. По Транссибу — с 65 до 91 пары. В результате суммарный объем перевозок в адрес Ванино-Совгаванского транспортного узла возрастет против уровня 2013 года в 1,8 раза»,— уточнил главный инженер ДВЖД Владимир Крапивный.

Инвестпрограмма дороги на 2014 год оценивается в 36,7 млрд руб. (в 2013-м — почти 30 млрд руб.). В целом работами, в том числе проектно-изыскательскими, будет охвачено 463 объекта. «Такой цифры не было на Дальневосточной магистрали за последние 40 лет»,— отметил Владимир Крапивный.

В первом квартале освоено уже 2,5 млрд руб. По словам начальника Дальневосточной дирекции по капитальному строительству Евгения Желтоухова, в Хабаровском крае сейчас продолжается строительство на разъезде Амурский, станциях Картель, Пивань, Хумма, Имбо, перегоне Имбо—Усть-Орочи. Все они расположены на востребованном сегодня грузоотправителями участке Волочаевка-2—Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань.  Работы в текущем году должны развернуться и на других направлениях БАМа. Запланировано строительство восьми разъездов на линии Новый Ургал — Постышево — Комсомольск (Баджал, Сектали, Талиджак, Анкан, Дидон, Дуки, Пиль, Холони).

Большая стройка охватит и Амурскую область. В этом году здесь необходимо освоить 4,8 млрд руб. только из федерального бюджета. На участках Хорогочи—Лумбир, Ларба—Эльгакан, Марихта—Чильчи, Вельбеткан—Усколь и других предстоит построить новые разъезды. На перегонах Кутыкан—Кувыкта, Ункур—Чильчи, 1945-й км—Олекма, Талума—Юктали — проложить вторые пути. Пока что главным образом ведутся проектные работы.

 

Действовать на опережение

Увеличение финансовых вливаний оправдано, говорит руководитель инвестиционной службы ДВЖД Елена Ганенко, ведь рост грузовых перевозок по Северному широтному ходу магистрали продолжается. В портах Ванино-Совгаванского узла последовательно наращиваются перегрузочные мощности, и развитие железнодорожных подходов к ним должно осуществляться несколько опережающими темпами.

Так, в «Сибирской угольной энергетической компании» говорят о том, что балкерный терминал ЗАО «Дальтрансуголь» сейчас готов работать в годовом объеме более 20 млн т перевалки груза (грузооборот комплекса в 2013-м составил 13,7 млн т). Напомним, этот угольный порт начал работу в конце 2008 года, постепенно выходя на проектную ежегодную мощность первой очереди комплекса в 12 млн т. Позже начались работы по расширению возможностей переработки угля, которые шли синхронно с увеличением пропускной способности Дальневосточной дороги — главным образом за счет прокладки тоннельного сооружения через Кузнецовский перевал.

Как уточнил Владимир Крапивный, сдача обходного участка железной дороги Оунэ—Высокогорная с новым Кузнецовским тоннелем только за первый год эксплуатации принесла экономический эффект более чем в 336 млн руб.

«Экономия получена за счет сокращения локомотивов, локомотивных бригад и, самое главное, дизтоплива — по старому участку поезда из-за сложного рельефа шли с подталкиванием»,— пояснил главный инженер. За счет расшивки лимитирующего перегона железнодорожники смогли в целом увеличить перевозки экспортного угля в направлении Ванинского узла, добавил он, что совпало с потребностями крупных грузоотправителей.

Еще один угольный порт — на мысе Бурный в Ванино — должен появиться в 2018 году. Проект осуществляет ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Строительство порта является частью комплексного проекта, включающего в себя строительство в Туве железной дороги Элегест—Кызыл—Курагино протяженностью 410 км и пропускной способностью более 15 млн т грузов в год, а также разработку Элегестского угольного месторождения (разведанные запасы составляют около 1 млрд т). Уголь с этого разреза и будет экспортироваться через Ванино.

 

На новой тяге

Между тем рост перевозок по БАМу потребует увеличения числа современных магистральных тепловозов. Средства на обновление локомотивного парка сегодня идут из других источников. По инвестпрограмме ДВЖД на приобретение новой техники предусмотрено 4 млрд руб.

Еще в 2010 году по Северному широтному ходу успешно прошли испытания с локомотивом новой серии 2ТЭ25А «Витязь». Он провел состав повышенной длины и веса от станции Таксимо до Ванино. Как показал эксперимент, новая машина мощнее действующих тепловозов серии ТЭ10, имеет ряд конструкционных усовершенствований. После этого на Дальневосточную дорогу начались централизованные поставки ТЭ25А с Брянского машиностроительного завода (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»).

В настоящее время дорога эксплуатирует 25 «Витязей». В году должно поступить еще 15 машин этой серии. Хотя по планам РЖД, чтобы обеспечить полную загрузку восточного участка БАМа и поднять весовую норму грузовых поездов до 6 тыс. т и выше (сейчас не превышает 5,6 тыс. т), необходимо увеличить число тепловозов «Витязь» до 174 единиц к 2020 году.  Кроме того, определенные резервы пропускной способности дает совершенствование перевозочного процесса, например, эффект должно дать курсирование грузовых поездов с согласованным временем отправления и прибытия.

 

По южному ходу

Модернизации требует не только северный, но и транссибирский ход. Ведь грузопоток тяготеет и к портам Приморья. Все более загруженным является электрифицированное ответвление от Транссиба Уссурийск—Угловая—Смоляниново—Находка. Предварительная потребность в инвестициях на развитие линии до 2018 года оценивается в 23,1 млрд руб. В 2013-м на этом участке перевезено 48 млн т грузов. По прогнозам института «Дальгипротранс», через шесть лет перевозки могут возрасти до 90 млн.

В частности, ОАО «Восточный порт» сегодня строит дополнительный перегрузочный комплекс, благодаря чему сможет нарастить перевалку с 17 до 39 млн т в год.  О намерениях ввести в порту Восточный свои мощности известили ФКУ «Ространсмодернизация» (до 20 млн т), ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» (около 9 млн), ООО «Восточный балкерный терминал» (5 млн), ОАО «Востокнефтетранс» (260 тыс. контейнеров). Планы по развитию портовых зон, тяготеющих к другим станциям железнодорожного участка Смоляниново—Находка, имеют ЗАО «Тихоокеанская логистическая компания» (1,2 млн т), ООО «Порт Вера» (20 млн), ООО «Морской порт Суходол» (21 млн), ОАО «Терминал Астафьева» (6 млн).

Участок Уссурийск—Находка имеет много барьерных мест из-за сложного рельефа местности. Вследствие затяжных подъемов и наличия кривых пути малого радиуса весовая норма грузовых составов от Смоляниново до Находки ограничена до 6300 т. Кроме того, на перевалах, где применяются локомотивы подталкивания, нужно сокращать межпоездной интервал для увеличения пропуска поездов. Отсюда требуется основательная модернизация системы тягового энергоснабжения.

Как рассказал заместитель главного инженера ОАО «Дальгипротранс» Владимир Кохан, специалисты института предварительно проработали вариант строительства нового пути Анисимовка—Лозовый протяженностью 35 км в обход существующего с трудным горным рельефом. Во-первых, он меньше нынешней трассы на 18 км. Во-вторых, осуществлять грузовое движение будет возможно без подталкивания. «С учетом нового третьего пути провозная способность линии составит 134 млн т в год, пропускная — 112 пар. То есть запас будет на ближайшие 30 лет»,— говорит Владимир Кохан. Конечно, создание нового участка (помимо строительства пути придется проложить несколько тоннелей) потребует больших средств — порядка 33 млрд руб. Для аргументированного решения в пользу данного варианта понадобится обоснование инвестиций.  

Павел Усов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)