ДФОбзор. Дальневосточное обозрение.

ДФОбзор №5. Октябрь 2011

«Создание специальных механизмов позволит Дальнему Востоку уверенно смотреть вперед и развиваться»

Инвеступолномоченный по ДФО Александр Левинталь о необходимости преференций для Дальнего Востока. «Нужно доказать, что преференции для Дальнего Востока — это не потери для страны, а, наоборот, приобретения. Потому что преференции создают поле для притяжения инвестиций», — обозначил заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО Александр Левинталь ключевую задачу, которую представителям Дальневосточного округа необходимо решить в ходе предстоящего ДМЭФ в Хабаровске. Александр Левинталь рассказал корреспонденту Марии Константиновой, какие преимущества для потенциальных инвесторов существуют в Хабаровском крае.

— Александр Борисович, отмечается ли положительная динамика в развитии инвестиционной политики Хабаровского края на фоне проходящих на территории региона экономических форумов и мероприятий?

— Безусловно, положительная динамика есть. Даже несмотря на то, что на последние пять лет выпал экономический кризис и сейчас идет восстановительный процесс. Тем не менее, динамика инвестиций была положительной и в последние годы были отмечены достаточно высокие темпы роста инвестиций. С одной стороны они были связаны с привлечением частных инвестиций в ряд проектов. Это приоритетные проекты, связанные с лесной переработкой. Кроме того, проекты, которые прошли транзитом по Хабаровскому краю, помогли ему пережить кризисный период и не допустить серьезного спада инвестиций — это строительство нефтепровода ВСТО и газовой трубы Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В целом объем инвестиций наращивался, и среди других дальневосточных территорий Хабаровский край — один из наиболее динамичных субъектов, где шел рост инвестиций, что позволяло обеспечивать доходы бюджета и экономический рост. Форум — это площадка, где представляются проекты, вырабатываются правила игры и продвигается имидж. Проведение форумов, в том числе, сказалось на положительной инвестиционной динамики края. Региону необходимо усиливать свои мероприятия в этом направлении. Тем более, что по поручению президента до 1 июля субъекты должны были разработать программы по улучшению инвестиционного климата на территориях. Кстати, программа Хабаровского края является одной из лучших по разработанному комплексу мер для улучшения инвестиционного климата. Если брать весь Дальний Восток, то в целом ситуация с инвестиционным климатом не очень благоприятная. По оценке экспертного агентства «Эксперт РА», Хабаровский край замыкает первую тридцатку в рейтинге инвестиционного потенциала регионов страны, впереди Якутия и Приморье. А по инвестиционному риску наши территории во второй половине списка, в том числе и Хабаровский край.

— Тем не менее, Хабаровский край вошел в тройку лидеров Дальнего востока по объемам привлечения иностранных инвестиций. Какие меры со стороны властей способствовали притоку инвестиций в регион?

— В рамках программы по улучшению инвестиционного климата Хабаровского края было создано агентство привлечения иностранных инвестиций, работа которого направлена на привлечение и сопровождение иностранного инвестора. Кроме того, проводились презентационные программы, которые помогают продвигать проекты подобного рода. Работает консультативный совет по иностранным инвестициям при губернаторе Хабаровского края, где рассматриваются проблемные вопросы. Я бы не хотел ставить в заслуги краю нахождение в этой тройке лидеров. Если убрать Сахалинскую область, где есть эксклюзивные продукты в виде нефти и газа, то на Дальний Восток мы привлекаем достаточно не много инвестиций, в том числе и Хабаровский край. Во время Экономического форума мы будем проводить совет по иностранным инвестициям при полпреде президента РФ по ДФО Викторе Ивановиче Ишаеве. Мы хотели бы посмотреть с разными инвесторами, которые работают на разных территориях, что еще нужно сделать, чтобы иностранные инвесторы пошли в край.

— Какие ключевые вопросы также станут предметом обсуждения на предстоящем ДВМФ?

— Форум служит площадкой, где встречаются потенциальные инвесторы и заявители проектов, поэтому будут обсуждаться наиболее важные проекты, которые представят территории Дальнего Востока, в том числе межрегиональные проекты. Также предполагается обсудить ряд важных вопросов, связанный с механизмом реализации Стратегии— 2020. Там упоминается достаточно много проектов. Сейчас ведется разработка государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, где в качестве одного из главных механизмов, мы прописывали необходимость создания особых условий развития на Дальнем Востоке. При прочих равных мы не сможем конкурировать с другими территориями РФ, ввиду того, что здесь особые климатические условия, не развита транспортная, энергетическая инфраструктура — целый ряд утяжеляющих факторов. Кроме того, есть конкуренция со стороны соседних стран. Рядом находится Китай, и сегодня японские, корейские инвестиции в основном идут именно туда. Потому что там понятные правила игры, есть долговременная определенность, относительно низкие риски и другие более благоприятные условия. Нам нужно выработать особые правила таможенной, тарифной, ценовой, налоговой, инвестиционной политики, которые будут реализовываться на федеральном уровне. И, с другой стороны, те правила игры, на которые способны повлиять местные региональные власти путем создания различных преференций, убирания административных барьеров. Именно создание специальных механизмов позволит Дальнему Востоку уверенно смотреть вперед и развиваться. — Александр Борисович, Вы являетесь инвестиционным уполномоченным президента РФ в ДФО. С момента назначения Вас на эту должность поступали ли обращения от инвесторов? — Да, несколько обращений уже поступило. Есть обращения из Хабаровского края, но они не связаны с барьерами, а содержат просьбы помочь найти инвесторов. Моя функция как уполномоченного не в лоббировании чьих-то интересов, а в убирании барьеров по ходу реализации инвестиционных проектов. Из тех обращений, которые поступали, пока лишь единицы содержат элементы барьеров. В частности по Приморскому краю мы сейчас разбираемся конкретно. Мы готовы рассматривать любые предметные обращения.

— Существуют ли преимущества в крае для потенциальных инвесторов?

— У Хабаровского края есть свои конкурентные преимущества. Прежде всего, это ряд природных ресурсов, которые есть у Хабаровского края в достаточно больших объемах. Здесь наибольшие запасы леса на Дальнем Востоке и, соответственно, наибольшая заготовка древесины. Поэтому существует лучшая возможность развивать лесную и лесоперерабатывающую промышленность. Есть проекты высокой переработки вплоть до получения целлюлозы. Эта отрасль, на мой взгляд, достойна привлечения инвестиций. Если брать другие проекты, нужно отметить транспортные. Удобное географическое положение Хабаровского края, он является своеобразным логистическим центром, и портовая особая экономическая зона, которая формируется в Советской Гавани — это все конкурентные преимущества, которые не имеют другие территории. Есть условия для привлечения инвестиций в транспортно-лигистические проекты. Наличие квалифицированной рабочей силы в крае можно также использовать в качестве конкурентных преимуществ в привлечении инвестиций. У Хабаровского края есть свои козыри, которые он может предъявить в борьбе за инвесторов.

— Расскажите о наиболее значимых проектах частно-государственного партнерства в Хабаровском крае?

— Хабаровский край является единственным субъектом РФ среди дальневосточных регионов, где сегодня задействован ряд имеющихся видов частно-государственого партнерства. Есть пример успешной реализации проекта за счет инвестиционного фонда. Это тоже форма частно-государственного партнерства, которая реализуется на Кузнецовском тоннеле. «РЖД» совместно с государством осуществляет этот проект. Он должен был быть реализован в 2013 году, но сроки сдвинули на 2012 год. Примером реализации частно-государственого партнерства является создание портовой особой экономической зоны в Советской гавани. Хабаровский край идет немножко впереди всех территорий с точки зрения использования реальных существующих в России механизмов частно-государственного партнерства.

— Какие первоочередные задачи могут быть решены за время проведения ДМЭФ?

— Очень важным будет обсуждение особых условий развития Дальнего Востока. Я соучаствую в организации первого круглого стола, где будут обсуждаться эти особые условия. Если мы не сумеем убедить представителей федеральных органов власти относительно набора механизмов особых условий, то, к сожалению, многие проекты будут неэффективны на Дальнем Востоке, они не смогут конкурировать с проектами на других территориях. Нужно доказать, что преференции для Дальнего Востока — это не потери для страны, а, наоборот, приобретения. Потому что преференции создают поле для притяжения инвестиций. Налоговая база в итоге будет увеличиваться. Если мы не сможем добиться понимания необходимости создания механизма, то основная работа будет относительно малоэффективна. Не будет общего благоприятного режима для работы. Не имея его, сложно добиваться успехов. Если инвесторы не будут чувствовать, что здесь намного лучше, они не пойдут на более сложные условия и будут работать в других территориях.

Мария Константинова



Другие стати номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)