ДФОбзор. Июль-Август 2014.

| СТРАХОВАНИЕ |

Татьяна Межуева: «Страхование дает дополнительные гарантии «выживания» бизнеса в критических условиях»

Дальневосточные компании находятся в поиске эффективных инструментов, которые позволяли бы стабилизировать позиции, оптимизировать бизнес-процессы и помогали развитию. Для многих таким инструментом стало страхование. О положении дел в корпоративном блоке региона, востребованных программах и специфике малого бизнеса мы беседуем с директором Дальневосточного регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Татьяной Межуевой.

— Еще 1-2 года назад все ждали кризиса в страховой отрасли, а также снижения активности корпоративных клиентов. Оправдались ли эти ожидания?
— Несмотря на пессимистические прогнозы, мы видим, что рынок развивается достаточно стабильно. Никакого резкого оттока клиентов не наблюдается. Дальневосточный бизнес продолжает активно работать, а «Ингосстрах» — страховать предприятия и организации. Ранее, действительно, были некоторые кризисные опасения, но пока эти опасения не подтвердились. Говоря о стабильности, нужно учитывать, что наряду с добровольными программами страхования существуют обязательные виды, в рамках которых компании страхуются на основе требований законодательства РФ. Такие страховые сегменты всегда более устойчивы с точки зрения объемов сборов страховых компаний.

— Какие это сектора?
— Самый распространенный вид — это ОСАГО. Остальные программы носят более выраженный отраслевой характер. Скажем, владельцы опасных объектов обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. Таких организаций немало, поскольку к разным классам опасных объектов принадлежат не только всем известные АЭС и ГЭС, но также автозаправочные станции, эскалаторы, лифты в многоквартирных домах. За 1 полугодие текущего года мы заключили договоры страхования опасных объектов с более чем 200 предприятиями региона. Все компании, занимающиеся перевозками пассажиров, также должны в обязательном порядке застраховать свою гражданскую ответственность.

— Какие виды страхования традиционно востребованы дальневосточными компаниями?
— Бизнес на Дальнем Востоке традиционно защищает свои имущественные интересы. В последнее время большим спросом пользуется страхование грузов, наш филиал в Якутске особенно в этом преуспел. Стоит отметить морское страхование. Также активно страхуются объекты коммерческой недвижимости, офисные, торговые, развлекательные центры, фитнес-клубы и т.д. Причем, владельцы и арендаторы помещений страхуют не только имущество, но и ответственность перед третьими лицами, а также риски, связанные с потерей арендной платы.

— Оправдывают ли себя такие затраты?
— Наша практика говорит о том, что затраты полностью себя оправдывают уже при первом страховом случае. За 1 полугодие текущего года мы уже произвели ряд крупных выплат. Так, 3,48 млн получили владельцы ТЦ за ущерб от пожара, по страхованию грузов мы выплатили клиенту 4,25 млн рублей, а также компенсировали ущерб имуществу страхователя в размере 1,23 млн рублей. Уверена, что каждый из этих клиентов будет продолжать страховаться у нас.

— Говоря о корпоративном секторе, мы чаще всего имеем в виду достаточно крупные предприятия и организации. А как обстоят дела у компаний малого и среднего бизнеса? Насколько они включены в страховую орбиту?
— В основном небольшие компании страхуют имущество. Это может быть транспорт, здание торговой точки, товарные запасы. Постепенно интерес таких клиентов перемещается в сектор страхования грузов. Надо сказать, что, несмотря на наличие у страховщиков специализированных программ для компаний малого и среднего бизнеса, такие продукты не пользуются большим спросом.

— Почему малые компании не страхуются? Это вопрос отсутствия бюджета или есть другие факторы? Можете ли вы дать какие-то рекомендации, что малому и среднему бизнесу стоит обязательно страховать?
— Малые компании действительно стараются экономить, однако дело не только в этом. Зачастую предпринимателям не хватает информации, чтобы оценить выгоды страхования. Если говорить о рекомендациях, то, по сути, небольшим компаниям нужно страховать то, что у них есть. Зачастую это могут быть только товары или материалы. Тем не менее, страховая защита здесь очень важна, потому что дает дополнительные гарантии «выживания» бизнеса в критических условиях. Представьте, что предприниматель вез товар клиентам и по каким-то причинам (пожар, ураган и т.д.) его утратил. Для малого бизнеса это катастрофа, это убытки, это разрыв контактов. В таком случае страховой полис становится просто «волшебной палочкой», поскольку позволяет получить компенсацию и продолжить начатое дело.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)