ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Март 2016

| экономика |

Территория обязательного развития

До момента, когда Комсомольск-на-Амуре прозвучал в президентском послании, власти уже сделали ставку на развитие инфраструктуры в рамках проектов территории опережающего развития. Три площадки ТОР, где должны появиться промышленные предприятия, напрямую связаны с развитием всего города.

Планы вывода Комсомольска-на-Амуре из «запущенного состояния», о котором упомянул президент Владимир Путин, не зря стали строить вокруг территории опережающего развития «Комсомольск», создание которой обрело дополнительный смысл. Вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев изначально говорил об этой ТОР: «У нас задача более сложная, нетривиальная. Нужно по сути дела возродить город — такая задача, которую в новейшей истории России решали нечасто. Одна сторона тут не справится, нужны скоординированные усилия и края, и правительства РФ, и инвесторов».

Возможности и перспективы ТОР «Комсомольск» всегда расценивались высоко. Так, Юрий Трутнев на встрече с президентом Владимиром Путиным еще в марте прошлого года назвал проект перспективным и отметил, что реализация «позволит практически удвоить объем выпускаемой продукции в сфере самолетостроения, а задачей бюджета является помощь в организации соответствующей инфраструктуры». 

Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», напомним, принят в конце 2014 года, вступил в силу 30 марта 2015 года. ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть в случае необходимости продлен. Закон допускает принудительное изъятие земель и расположенных на них объектов недвижимости, а также иного имущества в целях размещения объектов инфраструктуры ТОР. Допускается предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования, а также использование иных механизмов финансирования. На ТОР действуют особые правовые режимы для предпринимательской и иной деятельности. В частности, предусматриваются льготные ставки арендной платы, налоговые льготы, особый режим государственного и муниципального контроля.

Соглашение о создании ТОР «Комсомольск» было подписано 30 июля 2015 года. Подписи под документом поставили министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, губернатор региона Вячеслав Шпорт, мэр Комсомольска-на-Амуре Андрей Климов и его коллега из Амурска Борис Редькин. Объем предполагаемых инвестиций изначально был заявлен в 11-15 млрд руб., из которых бюджетные ассигнования на строительство инфраструктуры — 1,2 млрд руб.

«ТОСЭР будет многоплановым. Он будет промышленно- и индустриально-направленным. Все, наверное, помнят, что мы раньше рассматривали Комсомольск-на-Амуре в связке с Амурском и Солнечным, и это был центр промышленной индустрии. Заказы авиастроителей, которые будут выполнять резиденты ТОР, станут ядром, вокруг которого нарастут другие производства, подтянется малый и средний бизнес»,— определил тогда истоки и значение идеи господин Шпорт.

В ТОР общей площадью почти 219 га (8,3 тыс. га в кадастровых кварталах) включено три площадки — «Парус», «Амурлитмаш» и «Амурск». О намерении войти в ТОР сразу заявили пять компаний, предполагавших вложить суммарно порядка 12 млрд руб. На тот момент в связи с проектами в городе планировалось создание около 3 тыс. рабочих мест.

На площадке «Парус» якорный резидент «Эпсилон-2» (образован группой компаний «Энергия») планирует развернуть комплекс по механической обработке авиадеталей для Superjet-100 производства АО «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Гагарина» (КнААЗ, филиал ПАО «Компания „Сухой“»). Проект изначально оценивался в 6 млрд руб. Сумма затрат включает 5 млрд рублей на оборудование и 1 млрд рублей на строительство здания производственного цеха. Резидент ТОР на первых этапах рассчитывает на налоговые льготы, а также на участие Фонда развития Дальнего Востока в финансировании строительства здания. Строительство планируется в 2016-17 годах, говорил президент ГК «Энергия» Сергей Гуськов на пресс-презентации в Хабаровске. Реализация проекта позволит локализовать в Комсомольске-на-Амуре заказы на детали Sukhoi SuperJet-100, которые размещаются сейчас на 30 заводах в различных регионах РФ.

ГК «Энергия» (ранее «Энергетические проекты») работает в энергетике, металлургии, машиностроении, проектировании, строительстве и НИОКР. Головной компанией группы является ОАО «Уралтрубмаш». Группа управляет промпарком «Краснокаменск» в Забайкальском крае, ведет строительство опытно-промышленной установки по уникальной переработке красного шлама с производством скандия и редкоземельных металлов, а также создает производство деталей для самолетов и машин «Эпсилон» (в индустриальном парке «Богословский» в Свердловской области).

На площадке «Амурлитмаш» владеющая этим заводом группа компаний «Дальэнергомаш» планирует создание комплекса для производства кранового, станкостроительного, энергетического и литейного оборудования. Помимо этого «Торговый дом «Юкон» предполагает развернуть рыбоперерабатывающее производство стоимостью около 100 млн руб. и с персоналом в 40 человек. Как сообщалось, интерес к размещению на условиях браунфилда проявляют также два российско-китайских совместных предприятия энергетического и автомобильного машиностроения.


На площадке «Амурск» пока заявлено два резидента — дочерние структуры лесопромышленного холдинга RFP Group «Амурская лесопромышленная компания» и «Амурский промышленный центр». Холдинг планирует наладить производство лущеного шпона в объеме 300 тыс. кубометров в год и пиломатериалов в объеме 250 тыс. кубометров в год. Цена вопроса превышает 10 млрд руб. Предполагается создание 650 рабочих мест.

Всего к концу 2015 года «Корпорация развития Дальнего Востока» внесла в реестр резидентов ТОР четыре компании. Как стало известно в феврале текущего года, для оперативного решения вопросов по ТОР планируется создать на месте управляющую компанию — «дочку» КРДВ. По предложению господина Трутнева, «дочкой» или филиалом может стать уже созданная краевыми властями «Корпорация развития Хабаровского края». При этом у КРДВ должны остаться только контрольные функции и функции общего управления, подчеркнул вице-премьер.

АО «Корпорация развития Хабаровского края» создано в декабре 2014 года с уставным капиталом 11 млн руб. Поначалу она называлась «Управляющая компания развития острова Большой Уссурийский», в июне 2015 года была переименована и докапитализирована на 101 млн руб. По замыслу краевых властей, корпорация должна выступить единым исполнительным органом с полномочиями заказчика проектно-изыскательских работ на двух ТОР региона в связке с региональными «Хабаровскими энергетическими системами» и «Хабаровской ипотечной жилищной корпорацией». Помимо этого у каждой ТОР создается своя управляющая компания, что позволит участвовать в процессах управления самим инвесторам. 

Эрнест Филипповский




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)