ДФОбзор.Рейтинг 2011.

ДФОбзор. Рейтинг. Декабрь 2011.

Точечная и рыночная

Более 40% хозяйствующих субъектов в Хабаровском крае составляют предприятия малого и среднего бизнеса. Налоговые поступления от предприятий во все уровни бюджетов составили 9,5 млрд руб. Составители «Индекса ОПОРЫ» за 2010-2011 годы утверждают, что Хабаровский край обладает высоким потенциалом для развития, но пока не может реализовать его.

Как следует из доклада министра экономразвития и внешних связей края Виктора Калашникова, представленного на расширенном аппаратном совещании 12 сентября 2011 года, по состоянию на первое полугодие в крае действовало 51700 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них максимальное количество субъектов пришлось на ИП — 35108. Субъектов с приставкой «микро-» краевые власти насчитали 13630, малых — 2876, средних — 133. Доля в обороте края за первые полгода была оценена в 38%, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составили 6,4 млрд руб.
По итогам 9 месяцев 2011 года картина изменилась в сторону увеличения субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) до 51 948. Оборот малых предприятий Хабаровского края за 9 месяцев — 116,8 млрд руб. Вместе с показателями среднего бизнеса, а это 34,3 млрд руб., доля МСП в общем обороте Хабаровского края составила на 1 октября 2011 года 36,8%. Налоговые поступления во все уровни бюджетов оценены в 9,5 млрд руб. При этом суммарная господдержка субъектов малого и среднего бизнеса вылилась в 1,6 млрд руб., из них 1,16 млрд руб. заняли налоговые послабления, консервация арендной ставки и другие косвенные меры.

Структура малого и среднего бизнеса в Хабаровском крае по видам деятельности (%)


 

Кредитование малого и среднего бизнеса коммерческими банками по итогам первого полугодия составило 16,481 млрд руб., в том числе кредиты «Сбербанка» составили 4,472 млрд руб. (ставка 11,6%), «НОМОС-Региобанка» — 9,841 млрд руб. (ставка 11,2%),  «ВТБ24» — 152 млн руб. (ставка 12,2%). Кредитный портфель Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края составил 163 млн руб. (374 действующих займа), портфель поручительств — 180 млн руб. (92 поручительства). Субсидии малым инновационным предприятиям, работающим в сфере IT, строительства, переработки отходов и водоочистки (всего 7 предприятий) за первое полугодие составили 10 млн руб. из средств федерального бюджета и 2,5 млн руб. из средств краевого. В качестве мер имущественной поддержки предоставлялись льготные условия приватизации недвижимости. В результате малым и средним бизнесом было выкуплено из краевой и муниципальной собственности 152 объекта суммарной площадью 20 тыс. кв. м, по специальным перечням приватизации передано более 12% муниципальных помещений, перезаключено 1250 договоров аренды.

В конце июня журнал Forbes опубликовал рейтинг самых привлекательных для бизнеса регионов России, в первую тридцатку которого попал Хабаровский край. В рейтинге, опубликованном на русскоязычном сайте издания, регион занимает 24-ю позицию. «Веса показателей подобраны, исходя из интересов инвесторов, намеревающихся открыть розничный или иной сетевой бизнес»,— отмечается в издании. В числе успехов Хабаровского края названы: экономический рост — в значительной мере за счет оборонной промышленности, «где госзаказ за год вырос втрое»; презентация особой экономической зоны в Советской Гавани, запуск «Полиметаллом» первой очереди Албазинского ГОКа по обогащению золота. Также по социально-экономическим характеристикам (численность населения, образование, уровень преступности) Хабаровский край выглядит более благоприятным, чем другие регионы ДФО.

Главными проблемами для малого и среднего бизнеса в правительстве края считают: перекос в сторону непроизводственной сферы, существование теневого бизнеса и административные барьеры (эти проблемы вошли в группу «общероссийских»), а также территориальную неравномерность в развитии бизнеса, слабое внимание отраслевых министерств, неразвитую инфраструктуру поддержки МСП в муниципальных районах и неразвитость предпринимательства в социальной сфере (вошли в группу «региональных» проблем).

Количественные показатели деятельности МСП в крае

 

В исследовании «Предпринимательский  климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», проведенном Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Хабаровский край занимает 38 позицию из 40 регионов России. В рамках исследования было опрошено свыше 6 тыс. респондентов, причем упор был сделан на субъекты МСП, занятые в производственном секторе. «Обладая очень хорошим потенциалом для развития МСБ, регион пока не может реализовать его»,— говорится в комментариях к исследованию. Так, Хабаровский край только по развитости системы поставщиков смог занять 25-е место, остальные показатели от 35-го до 39-го места. По уровню доступности недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства регион занял 32-ю позицию.
В рамках этого раздела рейтинга доступность земельных участков заняла 27-е место в рейтинге, доступность производственных помещений — 28-е место, доступность складских помещений — 33-е место, офисных помещений — 34-е место. По уровню качества транспортной инфраструктуры — 39-ю позицию, по уровню качества логистики — также 39-ю. Доступность тарифов на электроэнергию в регионе также заняла 40-е место в рейтинге «ОПОРЫ». Административный климат и безопасность в Хабаровском крае оценен респондентами «ОПОРЫ» негативно, и в целом занимает 36-е место. При этом графа «Взятки чиновникам» в этом разделе рейтинга и вовсе заняла максимальную 40-ю позицию. В то же время исследование отметило сравнительно высокий уровень бизнес-поставок в регионе. Доступность поставщиков машин и оборудования занимает 24-ю строчку рейтинга, доступность поставщиков комплектующих — 30-ю, а доступность поставщиков бизнес-услуг — 21-ю.

Препятствием для развития компаний сами бизнесмены, опрошенные «ОПОРОЙ», называют недостаток квалифицированного персонала (57% опрошенных), коррупцию (46%), низкую доступность финансовых ресурсов (43%), завышенные требования регулирующих органов (34%). В качестве основных коррупциогенных сфер названы получение государственной поддержки — субсидий, помещений на льготных условиях (51% опрошенных), подключение к инфраструктуре (48%), санитарные, пожарные и прочие проверки (47%), выделение земли (45%), доступ к госзаказу и муниципальному заказу(44%).

Препятствия для развития компаний в крае



Данные: «Предпринимательский  климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011»

 

Председатель Хабаровского регионального отделения «Опоры России» Сергей Мазунин считает, что динамика проблем меняется, и самым актуальным для дальневосточного бизнеса является доступ к финансовым ресурсам и тарифное регулирование. Крайне высокая стоимость электроэнергии, высокий тариф на тепло, в котором до 50% составляет плата на содержание изношенных сетей — все это составляет значительную долю издержек малого бизнеса. Кроме того, проблемы возникают при подключении к сетям.  «Энергетики нередко нарушают антимонопольное законодательство, особенно при подключении к сетям,— объясняет Сергей Мазунин.— Наше отделение «Опоры» совместно с Хабаровским УФАС неоднократно выступали с исками к Дальневосточной распределительной компании».

Немалые проблемы возникают с предоставлением земельных участков для бизнеса, впрочем, по словам председателя реготделения «Опоры», за последние годы эта сфера стала прозрачней. Мораторий на внеплановые проверки также сделал предпринимательский климат мягче. Постепенно решается и проблема финансовых ресурсов, говорит Сергей Мазунин. Например, у «Сбербанка» существуют планы по снижению ставок по кредитам и упрощению процедуры их получения. «Президент «Опоры» Сергей Борисов назначен вице-президентом «Сбербанка», теперь банк создает центры развития бизнеса в регионах. Думаю, предпринимателям будет проще взаимодействовать с банковским сектором»,— добавил председатель реготделения «Опоры»
Замминистра экономического развития и внешних связей по вопросам малого и среднего предпринимательства Юрий Чайка утверждает, что бизнесу нужна, прежде всего, точечная помощь, которая лучше всего просматривается на уровне муниципалитетов. На государственном же уровне приоритетом является законодательная поддержка, а также развитие финансовых институтов — гарантийных и лизинговых фондов, микрофинансовых организаций. Многое сдвинулось в положительном направлении после принятия Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства 209-ФЗ, в крае действует Межведомственный совет по устранению барьеров и Совет по предпринимательству. Но основное общение происходит не с краевым правительством, а с органами местного самоуправления. «За редким исключением в муниципалитетах диалога практически нет. Мы активно работаем, что бы этот контакт создать. Но количество жалоб-обращений сокращается, мы судим по телефону доверия — в 2009 году было более 200 обращений, в 2010-м — 140, сейчас пока 90»,— добавляет замминистра.

Основной причиной «барьеров» Юрий Чайка считает несовершенство законодательства, его межведомственную и межуровневую несогласованность. «Деньги, недвижимость и земля — это основные составляющие любого бизнеса, конечно больше всего «трений» происходит около этих позиций»,— добавляет он. Меры господдержки необходимы начинающему бизнесу, а нормально работающих малых и средних предпринимателей в сотни раз больше, чем тех из них, кто обращался за поддержкой. «Большая часть предпринимателей работает по правилам, определенным федеральным законодательствам, по нормальным законам рыночной экономики, пользуется собственными ресурсами или ресурсами, привлекаемыми в обычных коммерческих банках. Они платят зарплаты и налоги, несут социальную нагрузку. Это уважаемые люди, которые на свой страх и риск взяли на себя обязательство содержать себя, свою семью, своих работников и государство»,— говорит Юрий Чайка.

Вадим Пасмурцев



Другие статьи номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)