ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Рейтинг 2013.

| НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА |

Топливо для роста

Топливо для роста Высокие цены на топливо на Дальнем Востоке — одна из самых сложных для федерального округа тем, вызывающая постоянные дискуссии. Потребители требуют снижения ценников, государство их в этом поддерживает, а нефтяные компании оправдываются сложной логистикой самого удаленного региона России и выясняют отношения с транспортниками. Но в любом случае, пока местные производители не подключатся к магистральному нефтепроводу, цены в Дальневосточном федеральном округе продолжат расти.

Ценный ресурс

В ДФО действуют только два продавца собственных нефтепродуктов: «Роснефть» и НК «Альянс». Претензии ФАС  к ним возникали и раньше, некоторые обходились компаниям в крупные штрафы — до 1,75 млрд рублей. В 2013 году интерес к стоимости топлива на Дальнем Востоке вернулся после «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным в апреле. Тогда житель Комсомольска-на-Амуре поинтересовался, почему цены на АЗС здесь выше, чем в европейской части России. Президент согласился с претензией, Федеральная антимонопольная служба начала проверку. 


Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что сговор компаний в этом случае маловероятен. «За их деятельностью внимательно следят контролирующие органы федерального и регионального уровня, и нефтепереработчики просто не будут рисковать, так как потерять в результате можно гораздо больше, чем приобрести. К тому же топливный рынок отличается высокой конкуренцией»,— отмечает эксперт.


Основные вопросы у ФАС возникли к НК «Альянс». Холдинг владеет не только Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, но и рядом региональных компаний («Хабаровскнефтепродукт», «Амурнефтепродукт» и другие), которые занимаются сбытом топлива. При этом ценники на заправках «Альянса» заметно выше, чем у «Роснефти».  По данным УФАС по Хабаровскому краю, 1 января текущего года 95-й бензин от «Хабаровскнефтепродукта» стоил 33,4 руб. в Хабаровске и 34,3 руб. в Комсомольске-на-Амуре, в то время как «Роснефть» продавала его по цене 32,6 и 32,7 руб. соответственно. На 15 сентября в краевом центре АИ-95 вырос в цене к началу года на 3% (до 34 руб.) у частной компании и на 2,5% (до 33,43 руб.) — у государственной. 


Антимонопольщики обвиняют НК «Альянс» в использовании доминирующего положения на региональном рынке, что позволяет завышать цены. Нефтяники  оправдываются, что и так продают топливо в регионе себе в убыток. Поэтому «Альянс», в отличие от «Роснефти», отказался от временного снижения цен на бензин в регионах, пострадавших от паводка. По данным пресс-секретаря НК «Альянс» Андрея Румянцева, фактическая цена литра бензина, реализуемого компанией, составляет 35,65 руб. для 92-го и 38,2 руб. для 95-го, что выше средних ценников на ее автозаправках. «Фактически „Хабаровскнефтепродукт“ в текущем месяце дотировал конечного потребителя на сумму 30-35 млн руб.»,— заявил господин Румянцев в конце сентября. 


При этом «Альянсом» движет не альтруизм, а трезвый расчет. Его основной бизнес — нефтедобыча, и присутствие на Дальнем Востоке позволяет сформировать эффективную сеть сбыта топлива и временно «подержать» ее в убытке, чтобы потом с развитием нефтепереработки выйти в плюс. Для этого нужно производить в регионе больше продукта, снизив издержки на логистику. Сегодня они составляют порядка 5,15 руб. на литр бензина. Расстояния влияют и на цену привозного топлива, в котором Дальний Восток продолжает нуждаться. В первом полугодии 2013 года, по данным НК «Альянс», Хабаровский и Комсомольский НПЗ (принадлежит «Роснефти») произвели 422,6 тыс. т бензинов, что на тот момент составляло около 60% текущей потребности региона. Завершенная весной модернизация ХНПЗ увеличила его производительность до 500-600 тыс. т бензинов в год, а обеспеченность региона местным топливом до 75-80%.   


В стадии модернизации находится и Комсомольский НПЗ. Сейчас на заводе строят комплекс гидротрекинга, после открытия которого в 2015 году глубина переработки сырья увеличится до 95%, а объемы — до 8 млн т нефти в год. Но для того, чтобы перерабатывать столько сырья, его сперва надо доставить на заводы. Пока это дорогое удовольствие. 

 

По трубам воздастся

И Хабаровский, и Комсомольский НПЗ получают сырье железнодорожным транспортом и пользуются услугами государственного монополиста ОАО «Транснефть». КНПЗ также связан нефтепроводом с Охой, которая поставляет заводу сахалинскую нефть. Тарифы на железнодорожные перевозки достаточно высоки, чтобы переложить на них часть вины за высокие цены на топливо, поэтому нефтяные компании ищут альтернативные варианты. 


По сути вариант один: через Хабаровский край проходит ВСТО, через которую нефть экспортируют соседним странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Географически более близкий к трубе Хабаровский НПЗ уже практически к ней подключен. Согласно проекту, общая длина отвода к заводу составляет 28 км, и к 2018 году через него планировалось ежегодно прокачивать 6 млн т нефти. «Транснефть» почти завершила проект, но вмешался паводок. «Полноценное тестирование трубопровода к ХНПЗ можно было начать уже в ноябре. Мы завершили все работы еще в августе, но из-за паводка НК «Альянс» решила отложить запуск трубопровода»,— рассказал советник президента госмонополии Игорь Демин. По словам представителя нефтяной компании, сложности возникли на участке тоннеля длиной 2,8 км под городом, его подтопило из-за паводка. Поэтому отвод заработает во второй половине вместо планируемого января 2014 года. Это делает прогноз «Альянса» на прокачку 2 млн т в следующем году невыполнимым и отодвигает сроки увеличения объемов до 5 млн т в год.


У Комсомольского НПЗ ситуация сложнее: отвод до него длиной 330 км не входит в инвестпрограмму «Транснефти», что позволило компании отказаться от проекта, на который она была согласна. Причиной отказа стала заморозка тарифов госмонополий. Эта инициатива не даст компании компенсировать расходы на постройку трубопровода к КНПЗ за счет специального тарифа для «Роснефти», как предполагалось изначально. Кроме того, именно «Роснефть» активнее всех выступала за то, чтобы тарифы «Транснефти» были заморожены. Зато теперь в «РН» официально заявляют, что готовы сами вложиться в строительство отвода.


Но все равно она скорее проигрывает от сложившейся ситуации: «Транснефть» может сдвинуть сроки проекта расширения ВСТО. А увеличение объемов поставки по нефтяной магистрали необходимо «Роснефти» и для экспорта в Китай, и для Восточной нефтехимической компании в Приморье мощностью до 30 млн т — одного из крупнейших проектов компании, первую очередь которого планируется завершить к 2020 году. К слову, компании и здесь не находят взаимопонимания: «Транснефть» считает проект неоправданно дорогим. Президент госмонополии Николай Токарев заявил, что только первая очередь проекта мощностью переработки 12 млн т нефти в год потребует инвестиций в размере 139,7 млрд руб., но финансирования для этого нет. 

 

Нефтяные слаженны?

Отсутствие общего языка у крупнейших игроков нефтяного рынка, защищающих свои интересы, в первую очередь бьет по потребителям. ВНХК может полностью решить вопрос с дефицитом углеводородов на Дальнем Востоке, в то время как разумная тарифная политика свела бы логистическую составляющую в цене за литр бензина к минимуму. Но на ценник влияют и инициативы, исходящие от государства. Кроме собственно стоимости нефти это регулярное повышение акцизов на бензин и планируемый «налоговый маневр», суть которого заключается в увеличении налога на добычу полезных ископаемых с одновременным снижением экспортных пошлин. Предполагается, что это принесет бюджету дополнительные средства, но неминуемо приведет к повышению цен на бензин на внутреннем рынке. Эксперты прогнозируют увеличение цены литра бензина в следующем году на 5–15%.


Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг уверен, что Дальнему Востоку необходимо осваивать нефтепереработку и нефтехимию. «Этому будет способствовать развитие как газотранспортной, так и нефтетранспортной инфраструктуры, а также платежеспособный спрос на близлежащих рынках стран АТР. Таким образом, якутский газ и восточносибирская нефть будут использованы не только для поставок на экспорт, но и в качестве сырья на объектах нефтегазохимии»,— рассуждает эксперт, отмечая позитивное влияние высокотехнологичной отрасли на экономику региона.


Дмитрий Баранов согласен с тем, что для снижения цен на нефть Дальний Восток должен развивать собственную нефтедобычу и нефтепереработку. «Это должны быть как крупные заводы, так и мини-НПЗ. Они не только станут центрами переработки местных месторождений нефти и газа, но и обеспечат бесперебойное снабжение ГСМ потребителей на Дальнем Востоке. Плюс к этому появятся новые рабочие места, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, вырастет ВРП регионов. Надо будет расширять соответствующую инфраструктуру, строить новые нефтепроводы и продуктопроводы, новые топливохранилища и АЗС. То есть работы в топливной отрасли на Дальнем Востоке хватит всем на многие годы»,— резюмирует Дмитрий Баранов.

Антон Иванов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)