ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Сентябрь 2015

| недра |

ТОРы двинули в горы

Портфель горнодобывающих активов Дальнего Востока по итогам Восточного экономического форума пополнился новыми проектами. Самые масштабные и при этом трудоемкие будут реализованы на Чукотке, где специально для горняков создается территория опережающего развития «Беринговский». Также на ВЭФе был презентован ряд других проектов, которые получили ряд преференций и льгот в рамках создаваемой Минвостокразвития инвестиционной оболочки.

В игру вступают чукотские тигры
Уникальный проект горнодобывающей ТОР «Беринговский», которая создана постановлением правительства 21 августа, по замыслу властей Чукотки, позволит к 2030 году вывести регион на бюджетную самообеспеченность. В рамках ТОР будет идти разработка крупнейших месторождений Беринговского угольного бассейна, чьи запасы превышают 1 млрд т. Плановые объемы добычи могут достигать 10-12 млн т угля в год, а 5-6,5 млн т высококачественного угольного концентрата будет поставляться на экспорт. Площадь ТОР составит 5,96 млн га, инвестиции на первом этапе — 8 млрд руб.

«ТОР «Беринговский» станет оболочкой,  позволяющей привлечь новых резидентов по добыче и переработке природного газа и нефти в арктическое дизельное топливо и бензин. Это позволит удовлетворить потребности округа в энергоносителях и отказаться от дорогостоящего завоза нефтепродуктов»,— отметил губернатор Роман Копин.

В рамках Восточного экономического форума было заключено соглашение между якорным инвестором ТОР, австралийской угледобывающей компанией Tigers Realm Coal Ltd., Фондом развития Дальнего Востока (ФРДВ) и правительством Чукотки. Документ предусматривает укладку автодороги от месторождения «Фандюшкинское поле», где будут добываться первые партии коксующегося угля, до морского порта Беринговский протяженностью 37 км. На строительство компания получит кредит в размере 1,5 млрд руб. Эта трасса станет частью магистрали общего пользования Беринговский—Анадырь, и завершить строительство планируется в 2016 году. В следующем году Tigers планируют добыть около 60 тыс. т угля, а в 2017 году уже 200 тыс. т.

Еще одно соглашение, которое также призвано стимулировать горнодобычу в регионе, было подписано между правительством округа, «РАО Энергетические системы Востока» и ООО «Региональная горнорудная компания». Последняя планирует осваивать месторождение Песчанка Баимской рудной зоны, его запасы — свыше 27 млн т меди и 2 тыс. т золота. Стороны договорились объединить усилия по объединению энергосистемы Чаун-Билибинского энергоузла и Магаданской области. В рамках соглашения до 2018 года будут проходить проектно-изыскательские работы, на которые будет направлено 220 млн руб., в том числе 150 млн руб. выделит правительство Чукотки, остальные средства — недропользователь. Строительство энергомоста, которое планируется завершить к 2025 году, позволит полностью обеспечить необходимой энергией промышленную отработку Баимской рудной зоны.

Заместитель главного редактора «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов считает проект освоения Беринговского бассейна интересным, поскольку речь идет о добыче угля в условиях экстремального климата Восточной Чукотки. «Замечу, что уголь здесь был найден еще в 1886 году, а его добыча велась с 1940 года»,— добавил он. По словам эксперта, Беринговский бассейн отличается рядом особенностей. Это широкое распространение угольных залежей и их небольшая глубина залегания, огромные запасы, низкая зольность, малые содержания и высокая калорийность углей, относительная близость к побережью.

«Освоение месторождений разумно исходя из необходимости снабжения углем восточных регионов России — Чукотки, Магаданской области, Камчатского края, а также для продажи на экспорт в Японию, Китай и другие страны Азии. Правда, потребуются большие инвестиции, поскольку транспортная и энергетическая инфраструктура слабо развиты, понадобится создание современного производства плюс его обеспечение квалифицированными кадрами. Вдобавок цены на уголь сейчас находятся на минимуме, поэтому о быстром выходе на рентабельность говорить пока не приходится. Однако в случае успешной реализации  проекта Tigers Realm Coal окажется в более выгодном положении, ведь везти уголь с Чукотки, скажем, в Японию или Китай будет значительно ближе и менее затратно, чем из Австралии или Северной Америки»,— полагает Леонид Хазанов.

Что же касается Баимки, то ее освоение «вряд ли будет идти быстрыми темпами». Во-первых, объект находится в удаленном районе Чукотки, примерно в 200 км западнее Билибино, что требует соответствующей транспортной инфраструктуры. Во-вторых, надо обеспечить надежное энергоснабжение, проведя линию высоковольтной передачи. В-третьих, мировые цены на медь идут вниз и подорожания «красного металла» не предвидится. Более того, аналитиками прогнозируется снижение цен и в 2016 году, соответственно, это отрицательно влияет на всю экономическую составляющую проекта, говорит эксперт.

«Стоит отметить, что месторождения и рудопроявления Баимской зоны относятся к категории медно-порфировых, которые имеют ряд особенностей, прямо или косвенно влияющих на добычу и переработку. При больших запасах содержание меди там низкое: если в медно-колчеданных месторождениях оно обычно находится в диапазоне 1,5-3%, то в медно-порфировых 0,3-0,5%. Рудные минералы тесно срастаются между собой и образуют тонкую вкрапленность, вмещающие породы имеют высокую крепость. Из-за этого освоение медно-порфировых месторождений требует совершенно иных подходов»,— объясняет Леонид Хазанов. Впрочем, оператор проекта может привлечь к участию в нем китайские и японские инвестиционные фонды и металлургические компании, поскольку Чукотка в частности и Дальний Восток в целом находятся в поле стратегических интересов азиатского бизнеса, тогда как цветная металлургия и Китая, и Японии очень зависима от импорта сырья. Соответственно, в долгосрочной перспективе освоение Баимской зоны может оказаться выгодным, делает вывод эксперт.

Хабаровский край блеснул полиметаллами
Развивать оловорудные проекты на территории Хабаровского края договорились власти региона и ОАО «Русолово» (структура полиметаллического холдинга «Селигдар»). Активы «Русолово» в Хабаровском крае включают три месторождения с запасами 163 тыс. т олова, 169 тыс. т меди, 13,5 тыс. т триоксида вольфрама, 319 т серебра, а также два хвостохранилища с запасами 26 тыс. т олова, 30 тыс. т меди, 2,5 тыс. т вольфрама, 242 т серебра.

В конце июня переработка руды стартовала на Солнечной обогатительной фабрике в поселке Горный, возобновил работу рудник Молодежный на Фестивальном оловорудном месторождении. «Хабаровский край является единственным регионом страны, где ведется добыча олова. Внутренний спрос на этот металл значительно превышает предложение, поэтому у проекта по дальнейшему развитию Солнечной горно-обогатительной фабрики большие перспективы»,— заявил директор инвестгруппы «Русские Фонды» член совдира «Селигдара» Константин Бейрит. Отметим, что трехсторонее инвестиционное соглашение между региональными властями, Минвостокразвития и «Русолово» может быть подписано в начале следующего года и даст компании возможность компенсировать затраты на инфраструктуру для новых мощностей.

Еще одним крупным проектом является освоение месторождения меди и золота Малмыж в Хабаровском крае. Оно относится к участкам недр федерального значения, поскольку его запасы коренного золота превышают 50 т, запасы меди — свыше 500 тыс. т. По оценке американо-канадской компании «Амур Минералс», которая весной защитила в ГКЗ балансовые запасы меди в размере 5,6 млн т и золота в размере 273 т, капзатраты на создание рудника составят 60 млрд руб. Будущие эксплуатационные расходы по освоению месторождения достигнут 657 млрд руб. При этом обеспеченность Малмыжа запасами, по оценке краевого минприроды, около 40 лет.

С точки зрения логистики данный актив выглядит весьма привлекательным. Месторождение расположено в 220 км от Хабаровска и 80 км юго-западнее Комсомольска-на-Амуре. Рядом имеются ЛЭП и автодороги, железнодорожный узел, речной порт. Но поскольку месторождение имеет федеральное значение, дальнейшая разведка и добыча здесь возможны после разрешения от правительства РФ, и компания занимается оформлением документов. Кроме того, «Амур Минералс» ищет российских соинвесторов в проект. Ранее гендиректор «Амур Минералс» Томас Боуэнс заявлял, что соглашение с потенциальными партнерами может быть подписано в рамках ВЭФа, однако о результатах не сообщалось.

Отметим, что президент «Тихоокеанской инвестиционной группы» Сергей Дарькин в интервью «Ведомостям» сообщал, что его компания с партнерами приобрела месторождение золота в Хабаровском крае, но проект пока не согласован. Называть месторождение он не стал. Гендиректор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков в середине августа в интервью «РИА Новости» называл проект освоения Малмыжа перспективным и сообщал, что «Амур Минералс» обращалась в фонд с предложением войти в капитал. «В нашем коротком списке этого проекта нет, но работу мы продолжаем»,— утверждал он.

ЕАО рассчитывает на обогащение
Строительство Кимкано-Сутарского ГОКа, который также может стать частью ТОР, глава Еврейской автономной области Александр Левинталь презентовал на ВЭФе как первый крупный промышленный проект ЕАО за последние десять лет. В конце августа «Петропавловск — черная металлургия» (входит в ГК «Петропавловск») запустил первую очередь комбината, его ввод в эксплуатацию займет несколько месяцев.

Сырьевые запасы месторождения оцениваются в 758 млн т руды. Первая очередь, в которую компания вложила около $400 млн, рассчитана на переработку 10 млн т руды и производство 3,15 млн т концентрата с 65% содержанием железа. По оценкам областной администрации, с 2015 по 2019 годы комбинат даст более 6 млрд руб. налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе более 2 млрд руб. в бюджет области.

Строительство комбината тесно увязано с другим проектом группы «Петропавловск» — мостовым переходом Нижнеленинское—Тунцзян в ЕАО, договоренности о строительстве которого были достигнуты с китайской стороной еще в 2009 году. Предполагалось, что именно через железнодорожный мостовой переход будет экспортироваться концентрат, но этот проект столкнулся с аналогичными трудностями. Китайская сторона приступила к строительству своей части моста лишь в 2014 году, российская — летом текущего года. 

«В принципе запуск Кимкано-Сутарского ГОКа можно считать оправданным с экономической точки зрения, хотя на первый взгляд рыночная коньюнктура выглядит неблагоприятной, — отмечает Леонид Хазанов. — Однако данное предприятие ориентировано на поставки железорудного сырья за границу, в частности в Китай. При этом оно расположено гораздо ближе к китайским сталелитейным комбинатам, чем похожие горнодобывающие предприятия в Австралии и Бразилии. И в этом заключается конкурентное преимущество». Впрочем, нельзя исключать, что из-за падения мировых цен на железорудное сырье и стагнации глобального рынка стали выход ГОКа на самоокупаемость затянется. Поэтому в данном случае встает вопрос о стабильном получении предприятием доходов от продажи концентрата, говорит эксперт. В пресс-службе администрации ЕАО утверждают, что в ближайшее время ожидается подписание твердых контрактов с потребителями из КНР.

Вадим Пасмурцев, kommersant.ru




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)