Хабаровск город для жизни.

Хабаровский край экономика и инвестиционный климат

«Важно не перегрузить инвесторов восторгом» // Ольга Прокофьева об ожиданиях крупных компаний от ТОР, Восточного экономического форума и Дальнего Востока

Якорным резидентом ТОР «Комсомольск» станет группа компаний «Энергия», которая хочет построить завод «Эпсилон-2» с мощностью в 1 млн станко-часов механообработки деталей для Комсомольского-на-Амуре авиазавода (КнААЗ). Почему для принятия решения об инвестировании в Дальний Восток важна комплексная поддержка государства, рассказывает член совета директоров ГК «Энергия» Ольга Прокофьева.

— Можете вспомнить, когда впервые услышали о том, что на Дальнем Востоке создаются территории опережающего развития (ТОР) и промелькнула мысль: а почему бы и нам во всем этом не поучаствовать?

— Впервые мысль о Дальнем  Востоке пришла безотносительно ТОР. Представление о России  и ее регионах формируется все-таки с глубокого детства. Я помню эти моменты, когда на уроке истории рассказывали, как начинался Дальний Восток, как пошли первые открытия и вместе с расширением территории началось решение вопросов развития. И со школьного детства это ощущение сохранилось: как здорово, что такое место в России есть, что туда поехали первооткрыватели. А потом это сложилось с современностью: сегодня Комсомольск-на-Амуре — это объективно один из самых мощных центров развития российского самолетостроения. И мы, в этом нет никакого секрета, решая вопрос о размещении производств, в первую очередь смотрим, где находится потребитель. Поэтому, если говорить прямо, мы сначала нашли Комсомольск-на-Амуре, а уже потом появились территории опережающего развития. 

— Но сама программа создания ТОР что-то дала в плане принятия решения?

— Она дала четкое понимание того, что Дальний Восток — это то место, где будет тестироваться новая экономическая политика России, а мы сами — сможем апробировать новое производство и подать пример остальным. 

— Правильно я понимаю, что даже без появления ТОР компания приняла бы решение работать на Дальнем Востоке в классических условиях?

— Наблюдая за тем, как развивается бизнес в России последние лет восемь, не можешь параллельно не следить за опытом иностранных ключевых игроков. Просто для того, чтобы не пропустить момент, когда можно применить его на родине. Для меня всегда было хорошим примером то, как строят и развивают бизнес, особенно сложные промышленные проекты, в Европе и Америке. Европейские государства очень мощно поддерживают свои высокотехнологичные компании. Когда мы с партнерами принимали решение о выходе на Дальний Восток, мы, безусловно, смотрели на систему льгот и преференций, которые дают ТОР. Это, пожалуй, первый случай, когда бизнесу предоставляется такой широкий выбор инструментов господдержки. И все они прозрачны и функциональны. Например, наш проект во многом опирается на сотрудничество с Фондом развития Дальнего Востока. Фонд выразил намерение инвестировать в проект «Эпсилон-2». Всестороннюю поддержку нам оказывает правительство Хабаровского края, мы вместе думаем над развитием инфраструктуры города и региона. Ведь дело не только в налоговых льготах. На наш взгляд, ТОР — это тот механизм, который помогает комплексно подходить к формированию и развитию хорошей промышленной среды. Когда не просто предоставляется набор каких-то стимулов по вхождению в бизнес, но и создаются социально-экономические условия для его ведения. 

— Те самые буквы «СЭ» в полном названии территорий опережающего развития — ТОСЭР?

— Конечно. Это важный показатель того, что у нас наконец-то начали смотреть на территорию в целом. Сейчас во всем мире конкурентным преимуществом какой-либо территории не является наличие льгот для бизнеса. Преимущество — это некая среда обитания, та самая, куда хотят ехать люди. Очень хороший пример в этом отношении с исторической точки зрения — Шанхай. Когда-то это была обычная точка на карте Юго-Восточной Азии. Но за счет создания комфортной социально-экономической среды Шанхай затем превратился в мировой центр.

— Дальний Восток сможет так же?

— Несомненно, Дальний  Восток  уже давно имеет огромный потенциал. У экономиста Йозефа Шумпетера есть теория о том, что мы вышли из экономики массового потребления — экономики, в которой куда завод по производству массовых товаров, например, автомобилей, ни поставь, продукция всегда прекрасно найдет сбыт. Сейчас мы на стадии «экономики динамизма», когда важен каждый человек, который работает в том или ином месте. И если говорить о сотрудниках будущего завода в Комсомольске-на-Амуре, вообще о жителях города — потомках первопроходцев, то очень важно создать здесь комфортную среду обитания. Тогда у людей будет стимул не просто работать, но и развиваться.

— Иными словами, идеология ТОР шире, чем просто развитие бизнеса. В планах ГК «Энергия» это учтено?

— Мы хотим не просто сделать производство нового типа, создающее высокотехнологичный продукт, но и одновременно заложить в нем возможности для дальнейшего развития. Поэтому в наших планах — небольшой образовательный центр, научный центр, центр компетенций по механообработке, литью и станкостроению. Это все в комплексе с помощью инструментов в виде ТОР, которые предоставляет нам государство, как раз и может привести к появлению настоящих «точек роста».

— Ваш базовый заказчик по проекту в Комсомольске-на-Амуре — холдинг «Сухой». Внутри страны эта продукция будет еще кому-то интересна?

— В России на данный момент дефицит мощностей в данной сфере. Согласно экспертным оценкам, объем рынка деталей для автомобилей, изготовленных из алюминиевых сплавов методами литья под высоким давлением, составляет около 21 тыс. тонн в год. При цене 350 рублей за 1 кг это 7,35 млрд рублей. Объем рынка механообработки может быть оценен в 10 миллионов станко-часов. При цене 2 тыс. рублей за час это 20 млрд рублей. Отсюда и наш стратегический план — создать в ближайшие семь лет минимум три-четыре центра, которые будут закрывать потребности промышленности в механообработке и литье. Наш проект «Эпсилон» в индустриальном парке «Богословский» в Свердловской области с мощностью  в 400 тыс. станко-часов закрывает  потребности рынка автомобилестроения. «Эпсилон-2» в Комсомольске-на-Амуре — это мощность 1,7  млн станко-часов. Как базового заказчика на 1 млн станко-часов мы рассматриваем холдинг «Сухой». Остается еще 0,7 млн станко-часов, и мы, безусловно, будем работать на распределение этих мощностей между другими потребителями продукции завода. 

— Перспективы выхода продукции и технологий на мировые рынки есть? Ведь ТОР — это, согласно замыслу, нечто направленное и вовне страны?

— Перспективы есть. Сейчас в России накоплена достаточно сильная компетентная база с точки зрения новых подходов, например, к производству деталей для сложных отраслей промышленности. Наша продукция соответствует самым высоким стандартам и  будет востребована в странах АТР. Мы рассматриваем, в частности, рынки Южной Кореи и Тайваня как сильные базы судостроения. В проекте заложено японское и корейское оборудование, и партнеры готовы поддерживать нас в развитии производства станков и агрегатов — отрасли, имеющей пока очень слабое развитие в России. Мы понимаем, как и куда нам двигаться, очень важно сейчас — заложить базу, сделать первые шаги, создать ядро.  

— Какие ожидания от Восточного экономического форума как площадки взаимодействия?

— Вообще, это очень здорово, что развитие Дальнего Востока наконец-то будут обсуждать не в Москве и других городах, а здесь, на месте. Мы рассчитываем получить возможность прямого общения с партнерами, потенциальными заказчиками и государством. Это общение идет у нас и сейчас — ежедневно. Но здесь очень важно сделать массовую и открытую дискуссию. Мы будем рады поделиться своим видением того, какие перспективы есть у региона, своей экспертной позицией по условиям ведения бизнеса на Дальнем Востоке. В то же время, есть возможность обозначить проблемы, на которые нужно обратить внимание уже сейчас, чтобы потом это не превратилось в системную ошибку. А у государства будет возможность рассказать, какие основные стимулы могут быть предложены инвестором. Мы уверены, что уже заявленные преференции, такие, как доступ к капиталу, прозрачная доходность инвестиций, понятные рынки сбыта и действительно серьезная поддержка государства дают в сумме карт-бланш для стратегии нового бизнеса в стране. Форум даст отправную точку в формировании инвестклимата. Но очень важно его правильно подать, не перегреть и не перегрузить восторженными возгласами, как все чудесно. Важно создать правильную базу и показать экспертную позицию всех участников. Если это получится, значит, мы все на правильном пути.