ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. ВЭБ примеривается к расставанию с «Амурметаллом»

ДФОбзор. Май 2012

| МЕТАЛЛУРГИЯ |

ВЭБ примеривается к расставанию с «Амурметаллом»

О том, что Внешэкономбанк обсуждает вариант передачи металлургического завода «Амурметалл» в управление сторонней компании, стало известно в середине мая. С таким предложением к госкорпорации, по утверждению ее представителей, обратился «Уралвагонзавод» (УВЗ). Партнером УВЗ может стать ОСК. Аналитики говорят, что решение проблем «Амурметалла» невозможно без изменения государственной политики в сфере заготовки лома.

«Амурметалл» — единственное на Дальнем Востоке предприятие черной металлургии. ВЭБ приобрел 100% акций предприятия в 2009 году у бывшего депутата Госдумы Александра Шишкина, чтобы спасти завод от банкротства. Мощность «Амурметалла» — более 2 млн тонн электростали с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат. Выручка за 2011 год — 14,5 млрд руб., чистый убыток — почти 4 млрд руб., общий долг — почти 28 млрд руб.  «Амурметалл» интересен УВЗ в долгосрочной перспективе. Сейчас завод рассматривает возможность создания на Дальнем Востоке сборочных производств, «Амурметалл» же станет поставщиком литья и проката. Впрочем, и ВЭБу такая структура управления заводом интересна, говорит источник, близкий к госкорпорации: актив непрофильный и проблемный. А со временем он может и вовсе перейти в собственность, как это было с заводами «Эстара» и «Мечелом», отмечает один из металлургов. Поэтому, добавляет собеседник, договоренности по «Амурметаллу» должны укрепить партнерские отношения УВЗ с государством под будущие проекты.

В то же время ВЭБ ограничиваться одним претендентом не намерен. «Амурметалл» параллельно может быть предложен Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Правда, источники в отрасли говорят, что «Амурметалл» вряд ли нужен ОСК: «Для судостроения нужна специальная сталь, которую завод ВЭБа не производит». К тому же ОСК в 2011 году подписала соглашение о стратегическом партнерстве с ММК. Запуск производства нужных ОСК металлоизделий на «Амурметалле» потребует серьезной модернизации оборудования и большого объема инвестиций, в то же время актив для корпорации непрофильный.«Амурметалл» может перейти не одной компании, а сразу двум — такой вариант тоже сейчас прорабатывается. Он предусматривает, что УВЗ, который имеет собственные металлургические мощности, станет основной управляющей структурой, которая будет заниматься производственными и оперативными вопросами. А ОСК как крупный потребитель стального проката станет стратегическим партнером «Амурметалла». Третьей стороной соглашения предлагается сделать региональные власти, которые бы способствовали улучшению обеспечения «Амурметалла» металлоломом — одной из основных проблем завода. Но перед тем как отдать «Амурметалл», ВЭБу нужно решить его долговые проблемы. В мае предприятие не смогло выплатить очередной транш по мировому соглашению с кредиторами и сразу приступило к разработке нового плана реструктуризации задолженности. Однако часть кредиторов все-таки предъявила «Амурметаллу» исковые требования. А это риск возобновления процесса банкротства. В УВЗ подтверждают, что без решения долговых проблем «Амурметалла» переговоры не продвинутся.

Передача «Амурметалла» — скорее всего, политическое решение, направленное на спасение предприятия, говорит глава агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, поскольку выгода для УВЗ от получения контроля над заводом «не очевидна». А вот для ОСК «Амурметалл», напротив, мог бы быть интересен, думает Надежда Малышева из PortNews. Помимо уже имеющихся заводов на Дальнем Востоке корпорация строит там две крупных верфи — «Звезда-DSME» и «Восток-Раффлс». Павел Емельянцев из «Инвесткафе» полагает, что взаимоотношения «Амурметалла» с кредиторами — это больше политика. «С экономической точки зрения разумнее провести организованное банкротство и погасить задолженность. Но я полагаю, что „высшая политическая сила“ удержит от подобного шага»,— подчеркивает эксперт. С тем, что «Амурметалл» нужно поддерживать, согласен и главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин: «потенциал развития металлургии на Дальнем Востоке очень значителен», подчеркивает он. С другой стороны, ситуация, когда завод спасают только решения высшего руководства государства, «не сможет продолжаться бесконечно», отмечают в ИФК «Метрополь», и в будущем возможна реструктуризация или полное перепрофилирование «Амурметалла» под выпуск смежной металлургической продукции. При технологически высокоразвитом производстве «Амурметалла» «существуют технологически слабые, чрезмерно заполненные посредническими структурами цепочки заготовителей лома», кроме того, предприятие платит завышенные с точки зрения финансовых требований бизнеса тарифы РЖД, констатирует Александр Осин. В долгосрочной перспективе ситуацию, на взгляд господина Осина, может исправить только целый комплекс мер. Среди них он называет повышение глубины ломосбора и экспортных пошлин на лом, обнуление ввозных пошлин на уникальное ломоперерабатывающее оборудование, отмену НДФЛ для ломосдатчиков, перевод лома из нынешнего 3-го класса грузов в 1-й. «Необходимы консолидация активов и усиление позиций государства на рынке торговли и заготовки лома»,— подчеркивает эксперт.

Дальнейшее расширение собственного ломозаготовительного бизнеса могло бы помочь снизить остроту проблемы для «Амурметалла», согласны в ИФК «Метрополь». «Одной из потенциальных мер борьбы с дефицитом лома может быть частичная замена лома на чугун или горячебрикетированное железо. Но этот метод связан с увеличением капвложений в перепрофилирование цехов и ростом потребления сырья»,— подчеркивают аналитики ИФК «Метрополь». В то же время, Павел Емельянцев «реальных мер, которые могут привести к полному спасению предприятия», в ближайшей перспективе не видит. По его словам, власти могут пойти на введение дополнительных пошлин, делающих нецелесообразным экспорт лома (сейчас с Дальнего Востока он экспортируется только через Магадан.— «Ъ»), или новые кредиты, однако это не изменит ситуации в целом — сырья мало и оно дорогое, считает аналитик «Инвесткафе».

Роман Асанкин, Елена Киселева, Егор Попов, Дмитрий Щербаков




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)