ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Декабрь 2016

| |

Восточный вектор магистрали

В уходящем году Дальневосточная железная дорога продолжала работать в условиях увеличения грузовых перевозок, по предварительным данным, ее эксплуатационный грузооборот к прошлогоднему уровню вырос на 5%. Основной грузопоток сегодня складывается в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока, наиболее востребованном отечественными экспортерами. Еще одним фактором роста стало совершенствование технологий перевозочного процесса и ликвидация инфраструктурных ограничений.

Дальневосточное направление остается одним из востребованных у отечественных экспортеров. Тому способствовал ряд факторов. К примеру, длительное падение стоимости угля на мировых рынках в этом году сменилось обратным трендом. К подъему цен привело, в частности, снижение предложений из Австралии и сокращение добычи в Китае. Российские угольщики постарались восполнить дефицит спроса. Как следствие, перевозка угля на ДВЖД выросла на 14%, а в целом объем выгрузки экспортных грузов увеличился на 7%: если в 2015 году в портах и нефтебазах Дальнего Востока в среднем выгружалось 3720 вагонов в сутки, в текущем — 3970. 

Грузопоток все больше тяготеет к припортовым станциям магистрали, констатирует начальник Дальневосточной дирекции управления движением Виталий Зеленько. Так, станция Находка среднесуточно выгружала на 66 вагонов больше, чем в 2015 году, Находка-Восточная — на 42, Ванино — на 120, Посьет — на 76. «Еще десять лет назад доля выгрузки экспортных грузов в общем объеме выгрузки ДВЖД не превышала 48%. В 2015 году эта цифра была 67%, а сегодня составляет 72%», — рассказал Виталий Зеленько.

Росли перевозки и через сухопутные пункты пропуска. За 11 месяцев они достигли 9,3 млн т, что на 10,5% выше аналогичного периода 2015 года. Наибольший темп прироста продемонстрировал погранпереход Махалино—Хуньчунь (Китай). По нему перевезено около 1,6 млн тонн экспортных грузов — на 79,9% больше, чем годом ранее. 

Грузы по расписанию

Помимо обеспечения роста грузопотока немаловажной задачей является повышение качества перевозочного процесса (на дороге, в частности, выполняются такие бюджетные параметры использования подвижного состава, как средний вес поезда, среднесуточная производительность локомотива, участковая скорость) и совершенствование транспортно-логистических продуктов. Так, по-прежнему у клиентов востребована доставка грузов по строгому графику — с фиксированным временем отправления/прибытия. По словам начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Максима Белоусова, в настоящее время на дороге действует 17 договоров на оказание данной услуги. Организация движения грузов по расписанию осуществляется в 182 направлениях, из них пять — на порты Дальнего Востока. Качество оказания этой услуги поддерживается на высоком уровне и составляет 99%. 

Применение технологии перевозки с согласованным временем отправления и прибытия выгодно для обеспечения гарантированного и своевременного вывоза продукции отправителей. Успешно реализована и услуга в области перевозки скоропортящихся грузов по принципу «Грузовой экспресс». Сервис по формированию ускоренных рефрижераторных поездов с морепродуктами предполагает формирование единого маршрута из вагонов, погруженных отправителями с различных станций Владивостокского узла, с дальнейшими прицепками/отцепками в пути следования. Сегодня в ускоренных «холодных» составах перевозится более 45% рыбной продукции от общей погрузки рыбы на дороге. 

За последний год на ДВЖД значительно расширился перечень предлагаемых клиентам дополнительных услуг, а доход от них превысил 1 млрд руб., что в 1,6 раза превышает прошлогодний результат. «В данном случае имеется в виду не только сама перевозка, но и оказание погрузочно-разгрузочных работ, предоставление подвижного состава и даже фрахт судов», — пояснил Максим Белоусов. 

При разработке оптимальных схем доставки специалисты дороги взаимодействуют с дочерними компаниями РЖД, в частности с логистическим оператором GEFCO. К примеру, результатом синергии стала организация перевозок шпона с завода «Амурской лесной компании» (входит в RFP Group), которая является одним из резидентов территории опережающего развития Комсомольск. Фактически железнодорожникам были переданы функции логистического аутсорсинга.

Другое важное направление клиентоориентированности дороги — привлечение грузов за счет гибкой тарифной политики. В 2016 году это позволило наладить на регулярной основе доставку контейнерных грузов из Китая в страны АТР через международный транспортный коридор «Приморье-1», задействовав тем самым транзитный потенциал магистрали. По итогам 2016 года перевозки транзита составят более 2,6 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте), что в девять раз выше прошлогоднего результата.  

Пропуск к морю

Поскольку Дальневосточная железная дорога является припортовой, ее загрузка на основных направлениях превышает 90%. «Уже сегодня магистраль не всегда способна беспрепятственно пропускать предъявляемый грузопоток. Чтобы эту ситуацию исправить, мы развиваем свои пропускные способности», — подчеркивает начальник ДВЖД Николай Маклыгин. 

Цель программы модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа (Восточный полигон), реализация которой началась несколько лет назад, — увеличение перевозок в направлении портов Дальнего Востока на 66 млн т к базовому уровню 2012 года. Проект рассчитан по 2019 год и предусматривает только в границах Дальневосточной дороги инвестиции в инфраструктуру в объеме 230 млрд руб. — это 42% от общего лимита. 
В рамках программы развития Восточного полигона (она включает реконструкцию действующих станций и разъездов, строительство на однопутных участках новых раздельных пунктов и двухпутных вставок, а также укладку второго пути) магистраль в среднем ежегодно увеличивает провозную способность на 7-10%, что позволяет обеспечивать рост грузопотока. 

Сегодня в инвестпрограмму ДВЖД (на 2016 год она оценивается в 43 млрд руб.) включено более 600 объектов. Часть из них вводилась в течение года. После строительства и реконструкции открыто движение поездов через 17 разъездов и семь станций, в том числе таких крупных, как Комсомольск-Сортировочный (модернизирован парк «В») и Хабаровск-2 (парк «Б»). Строительные работы позволили увеличить на несколько пар поездов пропускную способность на таких участках, как Новый Ургал—Комсомольск, Штурм—Тында и Тында—Новый Ургал. 

Кроме того, в этом году модернизировано почти 400 км пути, реконструировано шесть мостов, а также земляное полотно на семи участках дороги. Это позволило увеличить скорости движения: для пассажирских поездов — до 125 км, для грузовых — до 89 км.

Навстречу пассажирам 

Как известно, 2016-й объявлен ОАО «РЖД» годом пассажира. В целях улучшения качества обслуживания и повышения клиентоориентированности на Дальневосточной дороге реализуется 68 мероприятий, на которые предусмотрено около 600 млн руб. В числе крупных проектов — реконструкция пешеходного тоннеля на станции Хабаровск-1 с завершением работ в 2017 году, строительство пешеходного моста в Смоляниново. Выполнялся капитальный ремонт шести вокзалов и семи пассажирских платформ, кроме того, 78 остановочных пунктов оборудовано современной системой освещения. 

Говоря непосредственно о перевозках пассажиров, начальник Дальневосточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Фомичев отметил, что здесь работа ведется за счет пересмотра ценовой политики перевозчика, повышения сервиса, разработки удобного графика движения поездов и его строгого соблюдения. В частности, большой эффект дали льготы, введенные для школьников на время летних каникул. Как следствие, в этот период заметно активизировались детские групповые перевозки. Всего с начала 2016 года в составе групп перевезено 28,8 тыс. детей, для организации их доставки было задействовано 534 вагона. Также в пик летних перевозок к морским базам отдыха назначались дополнительные маршруты. 

Сейчас Дальневосточный филиал АО «Федеральная пассажирская компания» формирует 17 составов, из них четыре имеют статус фирменного поезда. Кроме того, шесть поездных бригад, обслуживающих пассажирские маршруты, обладают «паспортом доверия». Это свидетельствует о том, что данная бригада обеспечивает самый высокий уровень обслуживания пассажиров.

Повышение сервиса также идет за счет развития дополнительных услуг с учетом сегодняшних запросов населения. К примеру, для приобретения проездных документов в «Экспресс Приморья» реализуется программа интернет-продаж билетов на пригородные поезда, разработано мобильное приложение. 
«Основная задача железной дороги — организация бесперебойного процесса перевозки грузов и пассажиров, обеспечение безопасности движения поездов и повышение эффективности перевозок. Но мы также должны постоянно работать над совершенствованием технологий, предлагать клиентам новые виды услуг и повышать их качество», — считает начальник ДВЖД Николай Маклыгин.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)