ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. Итоги 2013.

| СОТРУДНИЧЕСТВО |

Все флаги в гости к нам

Азиатско-Тихоокеанский регион становится приоритетным направлением экономики Дальнего Востока. Это сообразуется с тем вектором, который задает федеральный центр развитию макрорегиона. Однако эксперты считают, что пока восток страны может предложить азиатским странам только рынок сбыта и источники ресурсов

Идем на восток

На прошедшем 15 ноября общем собрании Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей нынешний заместитель главы Минвостокразвития Максим Шерейкин, тогда находившийся в должности его помощника, озвучил местному бизнесу предложение министерства налаживать двухсторонние отношения с бизнесом из Азиатско-Тихоокеанского региона. По его словам, на Дальнем Востоке 6 млн жителей «разбросаны по трети всей площади Российской Федерации» и поэтому надо везти товар на большой рынок, который находится рядом. «Китай, Корея и Япония являются чистыми импортерами. Из 60 трлн т импорта по странам АТР 10 трлн т — продукция высокотехнологичная. Это колоссальные материальные потоки, которые передвигаются по большому макрорегиону. Единственный способ нам выжить — попытаться эти потоки перехватывать складами, транспортными путями, производствами по доработке и сборке, сервисами и так далее»,— заявил чиновник.


Он отметил, что ждет от местного предпринимательского сообщества конкретных предложений, которые можно реализовать «в конкретных технологичных бизнес-решениях». В частности, министерство может помочь с созданием особых экономических зон, индустриальных парков, инфраструктуры, обучающих центров для подготовки квалифицированных кадров. «Именно предпринимательский подход со стороны власти в развитии экономики территории — вот то, в чем наше министерство видит свои дальнейшие шаги»,— подчеркнул Максим Шерейкин.


Интерес к Дальнему Востоку проявляют и азиатские страны. Так, китайская сторона построила мост до Большого Уссурийского, половина которого принадлежит КНР. В конце октября строительство моста на остров завершилось и с российской стороны. Эта островная пограничная зона, по мнению экспертов, может стать важной частью логистики между Россией и Китаем.


Второй после КНР по объему предприятий с иностранными инвестициями, действующими на территории Хабаровского края, является Южная Корея. В первом полугодии 2013 года внешнеторговый оборот края с Республикой Корея составил $213,4 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом на 5,9%. Объем инвестиций же из Кореи в Хабаровск относительно невелик и составляет пока около $16 млн за прошлый год. В конце ноября в крае прошли Дни Республики Корея, в рамках которых прошла и взаимная презентация инвестиционных возможностей хабаровских и южнокорейских компаний.


Япония пока не может угнаться за соседями по объемам инвестиций и присутствия на Дальнем Востоке. Но в октябре бизнес-миссия Российско-японского регионального делового совета посетила японский город Ниигата. В ее составе были предприниматели из Якутии, Камчатского края и Хабаровского края. Они встретились с потенциальными партнерами по отраслевым направлениям, таким как медицинская техника и оборудование, дорожно-строительная техника и специализированное оборудование, финансовые услуги. Эта встреча заинтересовала обе стороны, и 25 января 2014 года делегация из Ниигаты посетит с аналогичной миссией Хабаровск.


Ресурсы в обмен на технологии

Эксперты считают, что экономическое сотрудничество Дальнего Востока со странами АТР может быть выгодным обеим сторонам. «ДФО значительно удален от европейской части РФ, поэтому по логистическим соображениям экономическое развитие региона зависит от стран АТР, и особенно АТЭС. Поскольку эти страны состоят из преимущественно быстрорастущих экономик, объем внешней торговли с ними растет опережающими темпами»,— объясняет аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. По его словам, более 70% продукции в ДФО производится на экспорт. За январь — октябрь 2013 года оборот внешней торговли РФ и АТЭС вырос на 2,7% и составил $170 млрд, а экспорт РФ в АТЭС вырос на 6,2%, до $80,2 млрд. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года оборот с ЕС вырос на 1,9%, до $341 млрд, а экспорт на 1,9%, до $232 млрд.


Правда, аналитик отмечает, что основной статьей экспорта ДФО в ближайшее время останутся сырьевые ресурсы, которые в совокупности формируют более 30% ВРП федерального округа. «Впрочем, учитывая активное формирование экономических зон вблизи четырех крупнейших городов Дальнего Востока, Владивостока, Хабаровска, Якутска и Комсомольска-на-Амуре, можно предположить также сотрудничество в области обрабатывающей промышленности, рыболовства и строительства. На мой взгляд, имеет смысл говорить о наиболее тесных торговых отношениях с Китаем, Южной Кореей и Японией, так как на эти страны приходится более 70% товарооборота из всех стран АТЭС с РФ»,— отмечает Тимур Нигматуллин. Структура экспорта РФ в них тоже не особо отличается: это топливно-энергетические ресурсы, древесина, руда и металлы.


Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже отмечает «определенные перекосы» в том, что РФ продает сырье, а покупает готовую продукцию, и «изменить ситуацию мгновенно вряд ли получится». «Да, на Дальнем Востоке есть различная промышленность, но такие же предприятия, зачастую еще крупнее, есть и во всех названных странах. К примеру, у нас есть Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК, но даже не самая крупная верфь в Корее гораздо больше наших предприятий, не говоря уже о гигантах вроде Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering Co»,— говорит эксперт.


При этом он считает, что постепенное смещение от продажи сырья к продаже готовой продукции возможно, но не стоит обрывать все связи и переставать поставлять сырье азиатским компаниям. В качестве промежуточного этапа для плавного перехода может послужить изготовление на территории Дальнего Востока различных машин и механизмов, оборудования, компонентов для готовой продукции, выпускаемой азиатскими производителями. «Это расширит взаимную торговлю, покажет возможности наших промышленников, причем не только с точки зрения технологий, но и по соотношению цена — качество»,— объясняет Дмитрий Баранов.


Еще одной формой сотрудничества, по его мнению, может стать открытие заводов азиатских производителей на Дальнем Востоке. «Здесь есть хорошая материальная база, практически все необходимые ресурсы для открытия таких производств, включая различное сырье и трудоспособное население. Кроме того, такое сотрудничество прекрасно укладывается в стратегию развития Дальнего Востока, принятую в нашей стране, соответствует основным положениям федеральных целевых программ и программ развития регионов ДФО»,— уверен аналитик.

Антон Иванов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)