ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. Май 2015

| |

Хабаровск: город на фронтире

В конце мая Хабаровск стал площадкой урбанистической конференции «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». На ней обсуждались тенденции развития Хабаровска и его будущее, а также лучшие российские и мировые урбанистические практики. О стоящих перед российскими городами, и в частности Хабаровском, вызовах рассказал программный директор конференции, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

 Программа конференций, организованная Сити-Сфера, подразделением Московского урбанистического форума, в этом году стартовала в Хабаровске. Это площадка для диалога о развитии города, который ведут власти, представители бизнеса, лучшие западные и российские эксперты, общественность. Это место обсуждения как общих для российских городов трендов, так и уникальных ситуаций, характерных именно для Хабаровска.

 Какие темы, связанные с российскими городами в целом, мне кажутся актуальными сегодня? Их много, назову лишь несколько. Во-первых, очевиден запрос на гуманизацию городской среды. В частности, необходимо вывести на новый уровень общественные пространства — парки, набережные, улицы. Во-вторых, все актуальнее вопрос о новой стратегии пространственного развития городов. Экстенсивное развитие со строительством жилых районов в «полях» становится слишком дорогим: на создание новых дорог и социальной инфраструктуры, на подведение коммуникаций нет средств. Ключевыми площадками для развития становятся промышленные зоны и территории, застроенные ветхим и морально устаревшим жильем. 

В-третьих, весьма актуален вопрос модернизации инфраструктуры в широком смысле — инженерной, транспортной, социальной. Необходимо найти механизмы такой модернизации, ведь инфраструктура, во многом созданная еще во времена Советского Союза, в значительной степени изношена.

Крайне интересны вызовы, стоящие непосредственно перед Хабаровском. Выделю три. Первый: китайский фактор. Наличие за Амуром крупнейшей в мире и быстроразвивающейся экономики является очевидным вызовом для Хабаровска. Китайцы имеют большие планы по развитию этой территории: так, к 2020 г. в 40 километрах от Хабаровска должен быть построен город Новый Фуюань с миллионом жителей. Территория вдоль Амура становится ареной конкуренции городов, образов жизни, смыслов двух цивилизаций. Если какой-то городок в российской глубинке может стагнировать или медленно развиваться, то для Хабаровска это недопустимо.

 Второй вызов можно рассматривать как продолжение и проекцию первого: это ситуация с островом Большой Уссурийский. Часть острова принадлежит сегодня Китаю, который весьма активно развивал ее за последние годы. В кратчайшие сроки там был реализован ряд знаковых проектов — пагода, пейзажный парк, гостиничный комплекс. Допустима ли ситуация, когда китайская часть острова становится «раем», а российская прозябает? Вряд ли. Очевидно, что российская часть острова также должна развиваться. Но модель развития российской части Большого Уссурийского до конца не прояснена.

 Третье: конкуренция Хабаровска с другим сильным центром, расположенным на востоке страны — Владивостоком. Владивосток в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года получил существенные финансовые вливания из федерального центра. В городе появились новые мосты и дороги, отели, университетский кампус и аэропорт. Сейчас Хабаровск, можно сказать, находится в тени столицы Приморья. Ответ Хабаровска во многом связан с территориями опережающего развития (ТОР), с особыми режимами налогового и административного стимулирования. Правительство Российской Федерации уже утвердило два ТОРа в Хабаровском крае. Рассматривается вопрос о создании еще одной территории опережающего развития — на острове Большой Уссурийский. Теперь вопрос в том, чтобы эти ТОРы заработали в кратчайшие сроки, чтобы они стали драйверами преобразований во всем Хабаровском крае.

В целом ситуация сильной конкуренции, можно сказать, принуждает Хабаровск и край к быстрому развитию. О том, как должен меняться город и как сделать его комфортным для горожан, мы и поговорили на конференции.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)