ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФО Обзор. №5 2014

| ПРОЕКТ |

Запуск «ракитного» двигателя

Территория опережающего развития «Ракитное», расположенная в Южной промзоне Хабаровска, может стать одной из самых крупных инвестплощадок Хабаровского края. Между тем, на участках, который войдут в ТОР, уже строятся новые производства, а инвесторы сами восстанавливают и создают необходимую инфраструктуру. Власти края пытаются определить, какая еще поддержка нужна бизнесу, чтобы привлечь его на юг Хабаровска.

Чистое поле с подходами

Хабаровский край по примеру других дальневосточных регионов продолжает формировать территории опережающего развития, которые должны привлечь инвесторов и стать точками роста их бизнеса. Одной из таких площадок станет ТОР «Ракитное», ядро которой расположено рядом с селом Ракитное в Южной промзоне Хабаровска. Впервые эту площадку в качестве потенциальной ТОР стали рассматривать летом этого года. В своем первоначальном варианте проект ТОР представлял собой территорию площадью 192 га рядом с селом Ракитное (население около 2,5 тыс. человек). В 5 км от территории находится железная дорога, до аэропорта отсюда 22 км, до федеральной трассы 8 км, а расстояние от Ракитного до Находки составляет 560 км. Предполагаемые затраты на инфраструктуру составляют 923 млн руб., в том числе 50 млн руб. на газоснабжение, 430 млн руб. на электроснабжение, 14 млн руб. на водоснабжение и еще 12 млн руб. на водоотведение. Также в 417 млн руб. оценивается железнодорожная ветка от Транссиба. 

Территория разделена на два участка по 69 и 125 га, поставленных на кадастровый учет. «Сейчас ведется работа минимущества по переводу участков из земель сельхозназначения в землю промышленности, транспорта и связи, получено согласие о включении земельного участка в состав территории сельского поселения, предстоит плановая работа по внесению соответствующих изменений в градостроительный план и план территории и застройки»,— рассказал на прошедшем в октябре совещании о судьбе ТОР замминистра имущественных отношений края Артур Гаркуша. Как поясняет начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского района Валерия Гришина, земельный участок входит в санитарно-защитную зону юго-восточного промышленного узла Хабаровска и на нем запрещено заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Поэтому в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Хабаровского муниципального района данные территории рассматривались как зоны для развития промышленных. 

Сейчас территории, входящие в первоначальную схему ТОР «Ракитное», представляют собой чистое поле. Однако рядом есть промышленная площадка — между соседним селом Ильинка и Юго-восточным промузлом, который имеет определенную инженерную инфраструктуру. Раньше там располагалась птицефабрика «50 лет СССР», на территории которой построена ГРС-1. Рядом находится ТЭЦ-1 и ее золоотвал, эти земли энергетики предполагают и дальше использовать под отвалы, построив новую буферную станцию.  
По словам Валерии Гришиной, администрация Хабаровского района готова предложить всю эту площадку для включения ее в ТОР. Даже с учетом текущих строек свободные земельные участки в случае присоединения к ТОР позволят увеличить ее площадь не менее чем на 100 га.  

 

 

Примерочная для инвесторов

В проекте ТОР среди специализаций значатся производство стройматериалов и электротехнической продукции, мелкосерийное машиностроение, фармацевтика, пищевая промышленность и логистика. Среди первых заинтересовавшихся площадкой инвесторов сразу два являются пищевиками. Первый — ООО «АП Компания ДВ», которое занимается выращиванием шампиньонов в Еврейской автономной области. Как рассказывает директор компании Максим Ковалев, оно уже сейчас успешно поставляет шампиньоны на рынки всего Дальнего Востока. Открытие производства стоимостью 200 млн руб. в Хабаровском крае даст дополнительный объем продукции порядка 150 т в год. При этом основной комплекс должен быть минимум в 1,5 км от площадки для заготовки компоста. Также компост нельзя заготавливать вблизи населенных пунктов и санитарно-защитных зон предприятий.


ООО «Лесные продукты», специализирующееся на заготовке дикоросов, работает в Хабаровском крае. По словам гендиректора фирмы Евгения Хрустова, производственной базы в Хабаровске вполне хватает для текущего производства. Однако в крае отсутствует инфраструктура заготовок, поэтому большую часть продукции приходится заготавливать в других регионах, отмечает господин Хрустов. На площадке ТОР компания могла бы построить специальный пункт для приема и хранения.  «Когда мы встречались с главами поселений в Бикинском районе и в районе имени Лазо, всегда возникала проблема: организовать какой-то пункт, который бы специализировался на дикоросах, сложно, целесообразно его объединить с общей сельхозпродукцией. Компания „Невада“ заинтересована в закупке сельхозпродуктов: это мойка, фасовка. А мы бы уже на этой территории устанавливали свое оборудование для первичной переработки дикоросов, получился бы комплексный приемный пункт»,— рассказывает он. Отдельного внимания, по мнению Евгения Хрустова, заслуживает заготовка меда, который может стать и экспортным товаром.


С предложением создания строительного кластера выступает инициативная группа из нескольких представителей малого бизнеса. Как рассказывает руководитель рабочей группы Владимир Сантеев, основная идея — объединить строительный малый бизнес в комбинат скоростного домостроения мощностью до 300 тыс. кв. метров в год. По расчетам авторов проекта, инвестиции потребуются в размере 500 млн руб. Также они предложили создать «центр по внедрению инновационных технологий» стоимостью 300 млн руб., в рамках которого могли бы работать сервисы для обслуживания других предприятий. 


Окончательно решивших войти на изначально запланированную площадку ТОР пока нет, поэтому деятельные инвесторы на присоединенной территории могут стать магнитами для новых инвестиций. Среди таких «якорных» инвесторов — компания «ТехноНИКОЛЬ», которая строит уже вторую очередь завода «Базалит-ДВ» и планирует третью очередь, которая станет целым индустриальным парком и увеличит промышленную территорию завода до 50 га. Также планирует начать строительство второй очереди производитель подвижных строительных конструкций ООО «ДорХан 21 Век — Хабаровск» (подразделение ГК DoorHan), которое тоже хочет развернуть на площади 6,9 га свой индустриальный парк. В 2015 году начнет строительство электрометаллургического завода ООО «Торэкс», которое рассчитывает выйти на производственные мощности к 2017 году. Также на промышленной площадке работают СК «Агроэнерго», ЗАО «Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций», производитель кирпича ООО «СамСтрой».

 

Линии, дома и дороги

Компании рассчитывают, что вхождение в ТОР позволит им получить помощь краевых и федеральных властей в развитии инфраструктуры, без которой производство невозможно. Например, директор ООО «Торэкс» Сергей Зюбр рассказывает, что для работы электрометаллургического завода необходимо водоснабжение для обеспечения пожаротушения. По его словам, раньше у завода алюминиевых конструкций был водовод на этот случай, но сейчас он не действует. «Сейчас с заводом мы рассматриваем возможность восстановления этих труб, так как строительство нового — это дополнительные сложности». Господин Зюбр отметил, что потребность в воде может возникнуть и у компании «ТехноНИКОЛЬ». Как и в электричестве: как отмечают инвесторы, на южной подстанции, на которой зарезервированы мощности для новых производств, часто происходят сбои в подаче.

 
Отдельной проблемой для создания в ТОР «Ракитное» новых производств являются кадры.  По словам инвесторов, хабаровчане неохотно едут в Южный округ из-за удаленности и пробок в часы пик в этом направлении. Но краеугольным камнем для успешного развития бизнеса в ТОР остается транспортная сеть. Здесь инвесторы возлагают большие надежды на обходную дорогу вокруг Хабаровска, которая пройдет рядом с Ракитным и сможет не только разгрузить транспортную сеть краевой столицы, но и стать каналом логистики местного производства. Кроме автодороги ситуацию могут исправить РЖД. Дальневосточная железная дорога готова через станцию Хабаровск-2 обеспечить ежегодный объем перевозок 400 тыс. тонн, или 25-30 вагонов в сутки (сейчас дорога загружена на две трети). У того же «Базалита-ДВ» в планах на 2015 год стоят отгрузки в объемах порядка 100-120 вагонов в месяц.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)