Аудиторское заключение в статистику

Содержание

Обязательный аудит

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности организации или индивидуального пред­принимателя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтер­ском учете» № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибышях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответ­ствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительной записки.

Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7) определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:

  1. организация имеет организационно-правовую форму откры­того акционерного общества;
  2. организация является кредитной, бюро кредитных историй страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств кото­рого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физически­ми и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. объем выручки организации (за исключением сельскохо­зяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установ­ленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ), или сумма активов баланса пре­вышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный раз­мер оплаты труда;
  4. организация является государственным унитарным пред­приятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Для муниципаль­ных унитарных предприятий законом субъекта Российской Фе­дерации финансовые показатели могут быть понижены;
  5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

В ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельно­сти» сказано, что аудиторская деятельность осуществляется в со­ответствии с этим Федеральным законом и принятыми в соответ­ствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской дея­тельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному зако­ну. Поэтому статьи прочих федеральных законов, указывающих на обязательность аудита или действия аудиторов в указанных случаях, не применяются, если противоречат закону об аудитор­ской деятельности.

Наиболее значимые федеральные законы, статьи которых ука­зывают на проведение обязательного аудита и не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», представ­лены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Название закона Дата принятия и номер Содержание
О банках и банков­ской дея­тельности 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 (В ред. фе­деральных законов от 3 февраля 1996 г.

№ 17-ФЗ; от 31 июля 1998 г. № 151-ФЗ; от 5 июля 1999 г. № 126-ФЗ;

Ст. 42. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и бан­ковских холдингов

Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке ауди­торской организацией, имеющей в со­ответствии с законодательством Рос­сийской Федерации лицензию на осу­ществление таких проверок. Отчетность

О банках и банков­ской дея­тельности от 8 июля 1999 г.

№ 136-ФЗ; от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ; от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; с измене­ниями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 фев­раля 1999 г. № 4-П)

банковских групп и отчетность банков­ских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законода­тельством Российской Федерации ли­цензию на осуществление проверок кре­дитных организаций и осуществляю­щей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Ли­цензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций вы­даются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую дея­тельность не менее двух лет

Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и бан­ковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации Аудиторское заключение направля­ется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк Рос­сии годовых отчетов кредитной органи­зации, банковских групп и банковских холдингов

Об органи­зации стра­хового дела в Россий­ской Фе­дерации 27 ноября 1992 г.

№ 4015-1 (в ред. фе­деральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ; от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 25 апреля 2002 г. № 41-ФЗ)

Ст. 29. Публикация страховщиками годовых балансов

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений

О негосу­дарствен­ных пен­сионных фондах 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. федеральных законов от 2 февра­ля 2001 г. № 18-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ) Ст. 22. Аудиторская проверка

Фонды обязаны ежегодно по ито­гам финансового года проводить не­зависимую аудиторскую проверку

Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации об аудиторской деятельности и требованиями настоящего Федераль­ного закона подлежат ведение бухгал­терского учета, пенсионных счетов не­государственного пенсионного обеспе­чения и пенсионных счетов накопи­тельной части трудовой пенсии, веде­ние бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударствен­ных пенсий, выкупных сумм, накопи­тельной части трудовых пенсий, вы­плат правопреемникам, выплат про­фессиональных пенсий, а также веде­ние бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности управляющих компа­ний и специализированных депозита­риев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и форми­рованию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений

Аудитор, осуществляющий провер­ку деятельности фонда, не может яв­ляться аффилированным лицом фон­да, его управляющей компании (уп­равляющих компаний) и специализи­рованного депозитария

Аудиторское заключение представ­ляется фондом в уполномоченный фе­деральный орган не позднее 30 июня

Об акцио­нерных обществах 26 декабря 1995 г.

№ 208-ФЗ (в ред. федеральных законов от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ; от 24 мая 1999 г. № 101-ФЗ;от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ;

Ст. 87. Заключение ревизионной комис­сии (ревизора) общества или аудитора общества

По итогам проверки финансово­хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) обще­ства или аудитор общества составляют заключение, в котором должны содер­жаться:

Об акцио­нерных обществах от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 31 октября 2002 г. № 134-ФЗ; от 27 февраля 2003 г.

3.3. Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита

№ 29-ФЗ)

подтверждение достоверности дан­ных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Рос­сийской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также пра­вовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяй­ственной деятельности

Ст. 88. Бухгалтерский учет и финансо­вая отчетность общества (п. 3)

Достоверность данных, содержащих­ся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комисси­ей (ревизором) общества

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте доку­ментов в соответствии со ст. 92 насто­ящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной про­верки и подтверждения годовой финан­совой отчетности аудитора, не связан­ного имущественными интересами с обществом или его акционерами

О финансово-промышленных группах 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ Ст. 16. Годовой отчет финансово­промышленной группы

1. Не позднее 90 дней после оконча­ния финансового года центральная компания финансово-промышлен­ной группы представляет всем участ­никам финансово-промышленной группы, полномочному государст­венному органу отчет о деятельно­сти финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Феде­рации, а также публикует указан­ный отчет

2. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово­промышленной группы независи­мым аудитором

О финансово-промышленных группах   3. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной ком­пании финансово-промышленной группы
О государ­ственных и муници­пальных унитарных предпри­ятиях 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ Ст. 26. Контроль за деятельностью

унитарного предприятия

1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определен­ных собственником имущества уни­тарного предприятия, подлежит обя­зательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором

2. Контроль за деятельностью унитар­ного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полно­мочия собственника, и другими уполномоченными органами

3. Унитарное предприятие по оконча­нии отчетного периода представляет уполномоченным органам государст­венной власти Российской Федера­ции, органам государственной вла­сти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправле­ния бухгалтерскую отчетность

и иные документы, перечень кото­рых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орга­нами местного самоуправления

Об инве­стировании средств для финан­сирования накопи­тельной части тру­довой пен­сии в Рос­сийской Федерации 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ Ст. 9. Аудит субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионные накоплений

1. Ведение бухгалтерского учета Пенси­онным фондом Российской Федера­ции, учет пенсионных накоплений в специальных частях индивидуаль­ных лицевых счетов застрахованных лиц, а также финансовая (бухгалтер­ская) отчетность Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит ежегодной проверке Счетной пала­той Российской Федерации

Об инве­стировании средств для финан­сирования накопи­тельной части тру­довой пен­сии в Рос­сийской Федерации   Ведение бухгалтерского учета спе­циализированным депозитарием и управляющими компаниями, их финансовая (бухгалтерская) отчет­ность по формированию и инве­стированию накоплений подлежат ежегодному аудиту в порядке, оп­ределяемом Правительством Рос­сийской Федерации

2. Аудитор, осуществляющий деятель­ность в соответствии с п. 1 настоя­щей статьи, не может являться аф­филированным лицом специализи­рованного депозитария или управ­ляющей компании, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены договоры

в соответствии со ст. 17 или ст. 18 настоящего Федерального закона, либо аффилированными лицом аф­филированных лиц указанных спе­циализированного депозитария или управляющих компаний

3. Необходимость проведения аудита в соответствии с требованиями на­стоящей статьи не освобождает субъ­ектов отношений по формированию и инвестированию средств пенси­онных накоплений от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для про­верок, проводимых Счетной пала­той Российской Федерации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации

О лотереях 11 ноября 2002 г. № 138-ФЗ Ст. 23. Аудиторская проверка органи­затора лотереи и оператора лотереи

Ведение бухгалтерского учета и фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключени­ем лотереи от имени Российской Фе­дерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образова­ния) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка про­водится в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об аудиторской деятельности

Об инве­стицион­ных фондах 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ Ст. 50. Ежегодные аудиторские про­верки

1. Аудитор в соответствии с заключен­ным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки

2. Аудиторской проверке подлежат:

  • бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отно­шении имущества, принадлежаще­го акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом
  • состав и структура активов акци­онерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд
  • расчет стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, оценка расчетной стоимо­сти одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую вы­дается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с по­гашением инвестиционного пая
  • соблюдение требований, предъяв­ляемых к порядку хранения имущест­ва, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущест­ва, составляющего паевой инвести­ционный фонд, и документов, удо­стоверяющих права на имущество, принадлежащее акционерному ин­вестиционному фонду, и имуще­ство, составляющее паевой инве­стиционный фонд
  • сделки, совершенные с активами акционерного инвестиционного фон­да и активами паевого инвестицион­ного фонда
Об инве­стицион­ных фондах  

3. Заключение аудитора по результа­там ежегодной аудиторской провер­ки является обязательным приложе­нием к отчетности акционерного инвестиционного фонда, управляю­щей компании паевого инвестици­онного фонда

Проведение обязательного аудита имеет следующие особен­ности.

1. Обязательный аудит может проводиться только аудиторски­ми организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.

2. При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­тавных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федера­ции составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размеще­ния заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 2 ст. 7 «Об аудиторской деятельности» указанное требование распространяется только на хозяйствен­ные общества и не относится к федеральным государственным унитарным предприятиям, порядок отбора аудиторских органи­заций для которых регламентируется Правилами проведения от­крытого конкурса по отбору аудиторской организации для осу­ществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале ко­торых составляет не менее 25%, утвержденными Постановле­нием № 706.

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в бухгалтерской (финансовой) документации которых содержатся сведения, со­ставляющие государственную тайну, осуществляется в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, т.е. путем по­лучения аудиторской организацией и (или) работающими в ней аудиторами допуска к работе со сведениями, составляющими го­сударственную тайну.

4. При проведении обязательного аудита аудиторские орга­низации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

При выборе аудиторских организаций для проведения обяза­тельного аудита в организациях, в условных (складочных) ка­питалах которых доля государственной собственности или соб­ственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального за­кона № 94-ФЗ.

Конкурсная комиссия должна оформить следующие виды про­токолов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участия в кон­курсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (п. 8 ст. 26);
  • протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, кото­рый ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной ко­миссии и заказчиком, уполномоченным органом (п. 2 ст. 27);
  • протокол аукциона (п. 7 ст. 37);
  • протокол оценки и сопоставления заявок на участие в кон­курсе (п. 10 ст. 28);
  • протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок (п. 4 ст. 54).

Процедура утверждения протоколов Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрена, в связи с чем утверждение последних не тре­буется.

На рис. 3.1 приводятся этапы размещения заказа государст­венными и муниципальными заказчиками для проведения откры­того конкурса.

Рис. 3.1. Размещение заказа для проведения открытого конкурса

Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита

В соответствии со ст. 21 «Ответственность за нарушение законо­дательства Российской Федерации об аудите» Закона «Об аудитор­ской деятельности» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гра­жданско-правовую ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятель­ности» было предусмотрено за уклонение организации или инди­видуального предпринимателя, подлежащих обязательному ауди­ту, от его проведения или препятствование его проведению взыскание штрафа в размере от 500 руб. до МРОТ, установлен­ного федеральным законом.

Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет произ­водиться в судебном порядке на основании постановления Упол­номоченного федерального органа о привлечении к ответствен­ности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита.

Однако Федеральным законом «О внесении изменений и до­полнений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельно­сти”» от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ этот порядок был отменен.

Казалось бы, уклонение от проведения обязательного аудита можно отнести к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.11 Кодекса РФ об админист­ративных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ).

В соответствии с этой статьей грубое нарушение правил веде­ния бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчет­ности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Однако в примечании к ст. 15.11 утверждается, что под гру­бым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и пред­ставления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не ме­нее чем на 10%.

Новые правила представления годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения в органы статистики

На основании ч.4 ст.18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.12.2013 г. № 357-ФЗ, Федеральная служба государственной статистики утвердила новый «Порядок  представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Порядок»).

При этом ранее действующий Порядок, утвержденный  приказом  Росстата от 29.12.2012 № 670, признан утратившим силу.

Новый порядок вступает в силу с 06.06.2014г.

Самым главным отличием нового Порядка от предыдущего является добавление условия о предоставлении отчетности вместе с аудиторским заключением.

 

Итак, как и ранее, новый Порядок распространяется на лиц, обязанных представлять годовую бухгалтерскую отчетность в статистику — на экономические субъекты (ранее – ФЛ и ЮЛ)  в соответствии с ч.1 ст.2 закона № 402-ФЗ:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2)государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

Новшеством, введенным в Порядок, является обязанность представления одного обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности на основании ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ в орган государственной статистики по месту государственной регистрации аудиторского заключения  в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

 

 

Если же отчетность и аудиторское заключение содержат сведения, отнесенные к государственной тайне, то эти документы должны быть представлены с учетом требований со ст. Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».

 

Отчетность и аудиторское заключение могут представляться:

— непосредственно в органы государственной статистики;

— в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;

— в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, в Порядок добавлено, что бухгалтерская отчетность должна сопровождаться контактной информацией (номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии)), позволяющей, при необходимости, органам государственной статистики оперативно связаться с представителями экономического субъекта.

 

Состав представляемого обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности определен в виде бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложения к ним.

Теперь отдельно в Порядке выделен в соответствии с ч.2 закона № 402-ФЗ состав  годовой бухгалтерской отчетности некоммерческой организации:

— бухгалтерский баланс;

— отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

 

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторское заключение представляются в электронном виде в форматах, размещенных на официальном сайте Росстата и его территориальных органов.

При этом экземпляр отчетности в электронном виде допускается при использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи.

 

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в органы статистики не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода.

Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

В соответствии с ч.2 ст.18 закона № 402-ФЗ при представлении экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Иными словами, теперь аудиторское заключение за аудируемый период не обязательно предоставлять в органы статистики вместе с отчетностью в один день и нет необходимости торопить аудиторов, чтобы они выдали заключение до 31 марта. Аудиторское заключение можно  предоставить в органы статистики в течение всего года, но только не позднее 10 дней с момента его получения от аудиторов.

Когда же последний день срока представления отчетности и аудиторского заключения совпадает с выходным (нерабочим) днем, то днем окончания срока представления отчетности и (или) аудиторского заключения считается следующий за ним рабочий день.

 

Днем представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пересмотренной годовой бухгалтерской отчетности) и аудиторского заключенияв органы статистики считается для отчетности и аудиторского заключения:

— представленными в статистику непосредственно, — дата, указанная в отметке органа государственной статистики об их принятии;

— направленными заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;

— представленными в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи- дата отправки отчетности и аудиторского заключения, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении.

 

Кроме того, перед сдачей отчетности хозяйствующих субъектов за 2013 год, подлежащих обязательному аудиту,  вставал вопрос о необходимости предоставления аудиторского заключения в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет.

В п.5 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика о предоставлении в налоговые органы экземпляра годовой бухгалтерской отчетности не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов

Состав бухгалтерской отчетности определен ст.14 закона № 402-ФЗ и Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»: годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Как видим, аудиторского заключения среди этого списка нет.

Однако, некоторым нашим клиентам налоговые инспекции на местах давали консультации о том, что организация будет привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ  в размере 200 руб. в  случае, если аудиторское заключение не будет представлено в налоговые органы.

Надо отметить, Минфин РФ еще в начале 2013 года и УФНС РФ по г. Москве в начале 2014 года  (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545) дали разъяснения об отсутствии обязанности предоставлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в ИФНС РФ.

Поэтому  в налоговые органы аудиторское заключение предоставлять не надо.

Обязательный аудит

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности организации или индивидуального пред­принимателя.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтер­ском учете» № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибышях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответ­ствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительной записки.

Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7) определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:

  1. организация имеет организационно-правовую форму откры­того акционерного общества;
  2. организация является кредитной, бюро кредитных историй страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств кото­рого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физически­ми и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. объем выручки организации (за исключением сельскохо­зяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установ­ленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ), или сумма активов баланса пре­вышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный раз­мер оплаты труда;
  4. организация является государственным унитарным пред­приятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Для муниципаль­ных унитарных предприятий законом субъекта Российской Фе­дерации финансовые показатели могут быть понижены;
  5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

В ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельно­сти» сказано, что аудиторская деятельность осуществляется в со­ответствии с этим Федеральным законом и принятыми в соответ­ствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской дея­тельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному зако­ну. Поэтому статьи прочих федеральных законов, указывающих на обязательность аудита или действия аудиторов в указанных случаях, не применяются, если противоречат закону об аудитор­ской деятельности.

Наиболее значимые федеральные законы, статьи которых ука­зывают на проведение обязательного аудита и не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», представ­лены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Название закона Дата принятия и номер Содержание
О банках и банков­ской дея­тельности 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 (В ред. фе­деральных законов от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ; от 31 июля 1998 г. № 151-ФЗ; от 5 июля 1999 г. № 126-ФЗ;

Ст. 42. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и бан­ковских холдингов

Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке ауди­торской организацией, имеющей в со­ответствии с законодательством Рос­сийской Федерации лицензию на осу­ществление таких проверок. Отчетность

О банках и банков­ской дея­тельности от 8 июля 1999 г.

№ 136-ФЗ; от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ; от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; с измене­ниями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 фев­раля 1999 г. № 4-П)

банковских групп и отчетность банков­ских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законода­тельством Российской Федерации ли­цензию на осуществление проверок кре­дитных организаций и осуществляю­щей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Ли­цензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций вы­даются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую дея­тельность не менее двух лет

Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и бан­ковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации Аудиторское заключение направля­ется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк Рос­сии годовых отчетов кредитной органи­зации, банковских групп и банковских холдингов

Об органи­зации стра­хового дела в Россий­ской Фе­дерации 27 ноября 1992 г.

№ 4015-1 (в ред. фе­деральных законов от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ; от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 25 апреля 2002 г. № 41-ФЗ)

Ст. 29. Публикация страховщиками годовых балансов

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений

О негосу­дарствен­ных пен­сионных фондах 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. федеральных законов от 2 февра­ля 2001 г. № 18-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ) Ст. 22. Аудиторская проверка

Фонды обязаны ежегодно по ито­гам финансового года проводить не­зависимую аудиторскую проверку

Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации об аудиторской деятельности и требованиями настоящего Федераль­ного закона подлежат ведение бухгал­терского учета, пенсионных счетов не­государственного пенсионного обеспе­чения и пенсионных счетов накопи­тельной части трудовой пенсии, веде­ние бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударствен­ных пенсий, выкупных сумм, накопи­тельной части трудовых пенсий, вы­плат правопреемникам, выплат про­фессиональных пенсий, а также веде­ние бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности управляющих компа­ний и специализированных депозита­риев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и форми­рованию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений

Аудитор, осуществляющий провер­ку деятельности фонда, не может яв­ляться аффилированным лицом фон­да, его управляющей компании (уп­равляющих компаний) и специализи­рованного депозитария

Аудиторское заключение представ­ляется фондом в уполномоченный фе­деральный орган не позднее 30 июня

Об акцио­нерных обществах 26 декабря 1995 г.

№ 208-ФЗ (в ред. федеральных законов от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ; от 24 мая 1999 г. № 101-ФЗ;от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ;

Ст. 87. Заключение ревизионной комис­сии (ревизора) общества или аудитора общества

По итогам проверки финансово­хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) обще­ства или аудитор общества составляют заключение, в котором должны содер­жаться:

Об акцио­нерных обществах от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 31 октября 2002 г.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

№ 134-ФЗ; от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ)

подтверждение достоверности дан­ных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Рос­сийской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также пра­вовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяй­ственной деятельности

Ст. 88. Бухгалтерский учет и финансо­вая отчетность общества (п. 3)

Достоверность данных, содержащих­ся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комисси­ей (ревизором) общества

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте доку­ментов в соответствии со ст. 92 насто­ящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной про­верки и подтверждения годовой финан­совой отчетности аудитора, не связан­ного имущественными интересами с обществом или его акционерами

О финансово-промышленных группах 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ Ст. 16. Годовой отчет финансово­промышленной группы

1. Не позднее 90 дней после оконча­ния финансового года центральная компания финансово-промышлен­ной группы представляет всем участ­никам финансово-промышленной группы, полномочному государст­венному органу отчет о деятельно­сти финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Феде­рации, а также публикует указан­ный отчет

2. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово­промышленной группы независи­мым аудитором

О финансово-промышленных группах   3. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной ком­пании финансово-промышленной группы
О государ­ственных и муници­пальных унитарных предпри­ятиях 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ Ст. 26. Контроль за деятельностью

унитарного предприятия

1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определен­ных собственником имущества уни­тарного предприятия, подлежит обя­зательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором

2. Контроль за деятельностью унитар­ного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полно­мочия собственника, и другими уполномоченными органами

3. Унитарное предприятие по оконча­нии отчетного периода представляет уполномоченным органам государст­венной власти Российской Федера­ции, органам государственной вла­сти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправле­ния бухгалтерскую отчетность

и иные документы, перечень кото­рых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орга­нами местного самоуправления

Об инве­стировании средств для финан­сирования накопи­тельной части тру­довой пен­сии в Рос­сийской Федерации 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ Ст. 9. Аудит субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионные накоплений

1. Ведение бухгалтерского учета Пенси­онным фондом Российской Федера­ции, учет пенсионных накоплений в специальных частях индивидуаль­ных лицевых счетов застрахованных лиц, а также финансовая (бухгалтер­ская) отчетность Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит ежегодной проверке Счетной пала­той Российской Федерации

Об инве­стировании средств для финан­сирования накопи­тельной части тру­довой пен­сии в Рос­сийской Федерации   Ведение бухгалтерского учета спе­циализированным депозитарием и управляющими компаниями, их финансовая (бухгалтерская) отчет­ность по формированию и инве­стированию накоплений подлежат ежегодному аудиту в порядке, оп­ределяемом Правительством Рос­сийской Федерации

2. Аудитор, осуществляющий деятель­ность в соответствии с п. 1 настоя­щей статьи, не может являться аф­филированным лицом специализи­рованного депозитария или управ­ляющей компании, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены договоры

в соответствии со ст. 17 или ст. 18 настоящего Федерального закона, либо аффилированными лицом аф­филированных лиц указанных спе­циализированного депозитария или управляющих компаний

3. Необходимость проведения аудита в соответствии с требованиями на­стоящей статьи не освобождает субъ­ектов отношений по формированию и инвестированию средств пенси­онных накоплений от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для про­верок, проводимых Счетной пала­той Российской Федерации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации

О лотереях 11 ноября 2002 г. № 138-ФЗ Ст. 23. Аудиторская проверка органи­затора лотереи и оператора лотереи

Ведение бухгалтерского учета и фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключени­ем лотереи от имени Российской Фе­дерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образова­ния) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка про­водится в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об аудиторской деятельности

Об инве­стицион­ных фондах 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ Ст. 50. Ежегодные аудиторские про­верки

1. Аудитор в соответствии с заключен­ным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки

2. Аудиторской проверке подлежат:

  • бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отно­шении имущества, принадлежаще­го акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом
  • состав и структура активов акци­онерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд
  • расчет стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, оценка расчетной стоимо­сти одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую вы­дается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с по­гашением инвестиционного пая
  • соблюдение требований, предъяв­ляемых к порядку хранения имущест­ва, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущест­ва, составляющего паевой инвести­ционный фонд, и документов, удо­стоверяющих права на имущество, принадлежащее акционерному ин­вестиционному фонду, и имуще­ство, составляющее паевой инве­стиционный фонд
  • сделки, совершенные с активами акционерного инвестиционного фон­да и активами паевого инвестицион­ного фонда
Об инве­стицион­ных фондах  

3. Заключение аудитора по результа­там ежегодной аудиторской провер­ки является обязательным приложе­нием к отчетности акционерного инвестиционного фонда, управляю­щей компании паевого инвестици­онного фонда

Проведение обязательного аудита имеет следующие особен­ности.

1. Обязательный аудит может проводиться только аудиторски­ми организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.

2. При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­тавных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федера­ции составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размеще­ния заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 2 ст. 7 «Об аудиторской деятельности» указанное требование распространяется только на хозяйствен­ные общества и не относится к федеральным государственным унитарным предприятиям, порядок отбора аудиторских органи­заций для которых регламентируется Правилами проведения от­крытого конкурса по отбору аудиторской организации для осу­ществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале ко­торых составляет не менее 25%, утвержденными Постановле­нием № 706.

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в бухгалтерской (финансовой) документации которых содержатся сведения, со­ставляющие государственную тайну, осуществляется в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, т.е. путем по­лучения аудиторской организацией и (или) работающими в ней аудиторами допуска к работе со сведениями, составляющими го­сударственную тайну.

4. При проведении обязательного аудита аудиторские орга­низации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

При выборе аудиторских организаций для проведения обяза­тельного аудита в организациях, в условных (складочных) ка­питалах которых доля государственной собственности или соб­ственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального за­кона № 94-ФЗ.

Конкурсная комиссия должна оформить следующие виды про­токолов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участия в кон­курсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (п. 8 ст. 26);
  • протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, кото­рый ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной ко­миссии и заказчиком, уполномоченным органом (п. 2 ст. 27);
  • протокол аукциона (п. 7 ст. 37);
  • протокол оценки и сопоставления заявок на участие в кон­курсе (п. 10 ст. 28);
  • протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок (п. 4 ст. 54).

Процедура утверждения протоколов Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрена, в связи с чем утверждение последних не тре­буется.

На рис. 3.1 приводятся этапы размещения заказа государст­венными и муниципальными заказчиками для проведения откры­того конкурса.

Рис. 3.1. Размещение заказа для проведения открытого конкурса

Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита

В соответствии со ст. 21 «Ответственность за нарушение законо­дательства Российской Федерации об аудите» Закона «Об аудитор­ской деятельности» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гра­жданско-правовую ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятель­ности» было предусмотрено за уклонение организации или инди­видуального предпринимателя, подлежащих обязательному ауди­ту, от его проведения или препятствование его проведению взыскание штрафа в размере от 500 руб. до МРОТ, установлен­ного федеральным законом.

Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет произ­водиться в судебном порядке на основании постановления Упол­номоченного федерального органа о привлечении к ответствен­ности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита.

Однако Федеральным законом «О внесении изменений и до­полнений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельно­сти”» от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ этот порядок был отменен.

Казалось бы, уклонение от проведения обязательного аудита можно отнести к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.11 Кодекса РФ об админист­ративных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ).

В соответствии с этой статьей грубое нарушение правил веде­ния бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчет­ности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

Однако в примечании к ст. 15.11 утверждается, что под гру­бым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и пред­ставления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не ме­нее чем на 10%.

Обязательный аудит 2017 года призван максимально открыто и прозрачно раскрыть информацию об экономических субъектах. Вместе с тем он позволяет повысить эффективность компании, снизить давление на добросовестные организации, выявить риски и ошибки, устранить их с минимальными потерями. Обязательный аудит в 2017 году, как и раньше, регулируется законом и его непроведение может привести к неприятным последствиям.

Ответственность за обязательную проверку в 2017 году

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2017 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Ответственность за непроведение обязательного аудита 2017 года наступает, когда нужно сдать в органы государственной статистики финансовый отчёт, так как он представляется вместе с аудиторским заключением. А этот документ можно получить только после проведения обязательного аудита. При отсутствии заключения ответственность регламентирует Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Следовательно, за непрохождение проверки ответственность не предусмотрена. Но чтобы получить аудиторское заключение нужно пройти проверку финансовой отчётности сторонними специалистами.

(495) 917-27-78
(495) 621-59-77
Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1

Штрафы за непрохождение аудита в 2017 году

Если по закону предприятие обязано провести обязательную проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, то в службу государственной статистики нужно сдать годовой отчёт и аудиторское заключение. И успеть сделать это в сроки установленные государством: или вместе с бухгалтерской отчётностью или не позднее 10 дней со дня последующего за датой выданного заключения, но до 31 декабря года, который следует за отчётным годом. Иначе по ст. 19.7 КоАП РФ придётся выплатить такие штрафы за обязательный аудит в 2017 году:

  • Предприятие – от 3 000 до 5 000 руб.,
  • Бухгалтер – от 300 до 500 руб.

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

По ч.

Обязательный аудит

1 ст. 15.11 КоАП РФ, если аудиторское заключение не представлено вместе с годовой отчётностью, а по закону проверку нужно было провести, то это является грубым нарушением финансовой отчётности. Штраф за непроведение обязательного аудита в 2017 году в этом случае от 5 000 до 10 000 руб. Если нарушение повторяется, то штраф вырастает в два раза. А также возможно лишение права на вид деятельности на 1-2 года.

По п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ для АО предусмотрен большой штраф ещё и за нарушение раскрытия аудиторского заключения. Для предприятия – это 700-1000 тысяч рублей, для физических лиц – 30-50 тысяч рублей или дисквалификация от профессии на 1-2 года.

 

Позвоните нам прямо сейчас!

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон/факс:  +7 (495) 917-27-78,

г. Москва, ул. Солянка, д.9, стр.1.

Организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, обязаны сдавать ее в Росстат, а некоторые из них еще и аудиторское заключение.

Из статьи вы узнаете:

  • как отправить бухгалтерскую (финансовую) отчетность (БФО) в Росстат;
  • как отправить аудиторское заключение совместно с БФО;
  • как отправить аудиторское заключение отдельно от БФО.

Нормативное регулирование

БФО это информация о финансовом положении хозяйственного субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ О бухгалтерском учете.

Организации, обязанные составлять БФО, должны отправить один ее экземпляр в орган госстатистики для формирования государственного информационного ресурса (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ). Срок предоставления БФО: не позже 3-х месяцев по завершению отчетного периода.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, дополнительно должны направить в Росстат аудиторское заключение (п. 2 ст.

Минфин России намерен ужесточить ответственность за уклонение от обязательного аудита

18 Федерального закона N 402-ФЗ):

либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, однако не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Способы представления экземпляра БФО и аудиторского заключения в орган статистики (Приказ Росстата от 31.03.2014 N 220):

  • на бумажном носителе: лично или по почте (с уведомлением о вручении);
  • в электронном виде по ТКС.

Отправка из 1С

Отправка БФО совместно с аудиторским заключением

Если у Организации подключен сервис 1С-Отчетность, то отправить БФО и аудиторское заключение в Росстат можно сразу из программы 1С. Подготовка и отправка отчета происходит через: Отчеты – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты.

Аудиторское заключение прикрепляется к полной бухгалтерской отчетности (Бухгалтерская отчетность с 2011 года) на закладке Дополнительные файлы. Если нужно отправить только БФО, а аудиторское заключение будет отправляться позже, то оставьте это поле пустым.

Экземпляр отчета для Росстата можно создать из формы отчета по ссылке Сдать в Росстат.

На следующем шаге нужно указать период и нажать на кнопку Создать.

Укажите Дату подписи.

В поле Бухгалтерская отчетность будет по умолчанию указан отчет, из формы которого был создан экземпляр для Росстата. При необходимости его можно изменить.

Для сохранения экземпляра отчета нужно нажать на кнопку Записать.

Отправка через сервис 1С-Отчетность – по кнопке Отправить.

Отправка аудиторского заключения после бухгалтерской отчетности

Отправка аудиторского заключения отдельно от БФО через сервис 1С-Отчетность возможна через неформализованный документооборот на вкладке Письма.

Нужно создать новое письмо.

В поле Кому указывается отделение Росстата (нужно выбрать из списка контролирующих органов).

Файл с аудиторским заключением прикрепляется по кнопке Добавить.

По кнопке Отправить происходит отправка письма с прикрепленным аудиторским заключением в Росстат.

Аудиторская проверка – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Наша компания оказывает аудиторские услуги с 2000 года. За это время мы приобрели ценный опыт и множество постоянных клиентов, которым из года в год оказываем профессиональные услуги. Мы являемся членами Аудиторской Палаты России.

Для нас нет лучшей рекламы, чем довольный клиент!

Мы проводим как обязательный аудит, так и выполняем специальные аудиторские задания в виде налогового аудита или аудита отдельных операций и договоров. Обязательный аудит составляет львиную долю всех аудиторских проверок и является наиболее востребованной нашей услугой. Однако последнее время все более популярными становятся также и инициативные проверки. В ходе инициативных аудиторских проверок, как правило, делается акцент на налоговой составляющей: проверяется правильность исчисления налоговой базы, уместность применения налоговых льгот, отправляются запросы в налоговые органы с просьбой разъяснить спорные вопросы налогообложения, инициируются сверки расчетов с бюджетом.

Стоимость аудита

Ориентировочная (средняя) стоимость аудиторских проверок приведена в нижеследующей таблице. Реальная цена определяется в каждом конкретном случае индивидуально. Вы можете заполнить интерактивную анкету на нашем сайте или скачать ее в формате Word  и мы оперативно подготовим вам наше коммерческое предложение.

Вид аудиторской проверки Стоимость, руб.
Аудит организации сферы услуг 50 000
Аудит торговой организации 60 000
Аудит строительной организации 160 000
Аудит производственной организации 190 000
Аудит организаций с внешнеэкономической деятельностью 120 000
Налоговый аудит по одному налогу 40 000
Абонентское аудиторское обслуживание 15 000

Подлежите ли вы обязательному аудиту?

Вы подлежите обязательному аудиту, если вы:

  1. Продали товары, оказали услуги на сумму свыше 400 миллионов рублей
  2. Обладаете активами стоимостью более 60 миллионов рублей
  3. Открытое акционерное общество
  4. Кредитная организация
  5. Бюро кредитных историй
  6. Профессиональный участник рынка ценных бумаг
  7. Страховая организация
  8. Клиринговая организация
  9. Общество взаимного страхования
  10. Биржа
  11. Фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов)
  12. Выпустили ценные бумаги, которые допущены к обращению на торгах фондовых бирж
  13. Представляете или публикуете консолидированную отчетность
  14. в иных случаях, установленных федеральными законами

Чем полезна для вас аудиторская проверка?

  1. Аудиторское заключение и отчет аудитора – важные источники информации для руководителя, начиная от профессиональной компетенции главного бухгалтера, заканчивая выражением мнения о так называемой в аудиторском лексиконе непрерывности существования аудируемого лица в обозримом будущем;
  2. Минимизация налоговых рисков. Мы проверяем правильность исчисления налогов и сборов и применения налоговых льгот;
  3. В случае если это возможно, мы участвуем в проведении инвентаризации активов и обязательств, обеспечивая вам уверенность в правильности показателей отчетности о величине активов и обязательств;
  4. Мы помогаем совершенствовать вашу систему внутреннего контроля;
  5. Мы оказываем налоговые консультации

Сроки проведения аудиторских проверок

Сроки проведения аудиторских проверок зависят как от объема каждой конкретной аудиторской проверки, так и от времени ее проведения. Дело в том, что аудит вообще и обязательный аудит в особенности является сезонной услугой и привязан ко времени  подготовки и утверждения годовой финансовой отчетности. И если у компании возникает необходимость в проведении обязательного аудита, то обычно это становится известно в феврале или марте месяце, и в этот период нам приходится распределять свои ресурсы на достаточно большое количество аудиторских проверок. Мы настоятельно рекомендуем заранее планировать заключение договора на оказание профессиональных аудиторских услуг. Однако даже если ситуация сложилась таким образом, что вам приходится искать аудитора, что называется, в последний момент, мы в любом случае сделаем все возможное, чтобы провести аудит качественно и в срок.

Абонентское аудиторское обслуживание

В привилегированном положении находятся аудируемые лица, заключившие абонентский договор на аудиторские услуги. В таких случаях сроки проведения проверок спланированы заранее, и мы имеем возможность уделить больше времени на проведение каждой конкретной проверки и провести ее более тщательно. И, соответственно, комплект финансовой отчетности, включающей наше аудиторское заключение, бывает готов заблаговременно, а не в последний момент отправки в налоговые органы и органы статистики.

Кроме аудиторских проверок важным направлением для нашей аудиторской фирмы является оказание сопутствующих аудиту услуг, таких как ведение и восстановление бухгалтерского учета, налоговое консультирование и другие бухгалтерские услуги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *