Бухгалтерский учет транспортных услуг

Во внешней торговле всегда возникают транспортные расходы, связанные с доставкой товаров. Рассмотрим особенности заключения договора перевозки, а также бухгалтерский учет и налоговый учет транспортных расходов при импорте и экспорте товаров.

По договору перевозки перевозчик обязуется за установленную плату доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу.

Заключая договор перевозки грузов в международном сообщении, российским организациям следует ознакомиться с нормами документов, которые регулируют порядок осуществления перевозок.

Так, при осуществлении международных автоперевозок российским или иностранным лицом применяется Конвенция о договоре о международной дорожной перевозки грузов, подписанная в Женеве 19 мая 1956 года. Россия является участницей Конвенции на правах СССР.

Осуществление международных авиаперевозок российским или иностранным лицом регулируется Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. Россия является участницей Конвенции на правах СССР.

Порядок международных перевозок по железной дорогой установлен в Законе РФ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

При осуществлении международных морских перевозок российским лицом следует учитывать положения Кодекса торгового мореплавания РФ, утвержденного Законом N 81-ФЗ от 30 апреля 1999 г.

При осуществлении международных морских перевозок иностранным лицом, как правило, применяется Конвенция ООН о морской перевозке грузов, подписанная в Гамбурге 31 марта 1978 г. Россия не является участницей данной Конвенции. Однако согласно статье 2 Конвенции ее положения применяются к договорам морской перевозки, если это прямо предусмотрено в договоре или если договор регулируется законодательством государства, являющегося участником Конвенции.

Необходимо отметить, что расходы по перевозке товаров отражаются у российской организации только в том случае, если это вытекает из условий внешнеторгового контракта. Поэтому, прежде чем заключать договор перевозки, бухгалтеру необходимо ознакомиться с условиями поставки, оговоренными в контракте.

Основанием для отражения транспортных расходов являются договор перевозки, счет перевозчика и товаросопроводительный документ — авто-, авиа-, железнодорожная, морская накладная, коносамент.

Обычно у перевозчиков бывает большое количество клиентов. Поэтому заключить с каждым договор перевозки в письменном виде не представляется возможным. В связи с этим просим обратить внимание, что письменная форма договора перевозки считается соблюденной при наличии договора-заявки, писем, факсов, телеграмм и прочих тому подобных документов, в которых изложены условия осуществления перевозок.

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Это подтверждается пунктом 2 статьи 434 ГК РФ.

В бухгалтерском учете у импортеров расходы на транспортировку включаются в фактическую стоимость товаров и отражаются по дебету счетов товарно-материальных ценностей в корреспонденции со счетами расчетов.

Аналогичный порядок предусмотрен и в налоговом учете, кроме учета транспортных расходов в торговых организациях. Как мы говорили выше (раздел 3.2 "Особенности учета импортных товаров в организациях торговли"), торговые организации транспортные расходы в налоговом учете должны отражать в составе издержек обращения.

У экспортеров расходы на перевозку включаются в затраты, связанные со сбытом товаров, и относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Стоимость перевозки, выраженная в иностранной валюте, в бухгалтерском учете подлежит пересчету в рублевый эквивалент по курсу на дату осуществления перевозки. По нашему мнению, такой датой является дата прибытия товара в пункт назначения. Указанная дата регистрируется в транспортной накладной.

Аналогичный порядок применяется и в налоговом учете, если организация ведет учет "по начислению". Если же применяется метод "по оплате", то стоимость перевозки определяется исходя из курса на дату оплаты перевозки.

Услуги по международным перевозкам импортных и экспортных товаров, выполняемые российскими перевозчиками, облагаются по ставке 0%. При этом суммы НДС, уплаченные перевозчиками для производства этих услуг, подлежат вычету. Правда, применение этих положений возможно лишь при представлении перевозчиками в налоговые органы отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Аналогичный порядок применяется и иностранными перевозчиками, осуществляющими регулярную деятельность на территории Российской Федерации и состоящими на налоговом учете в Российской Федерации.

Если перевозка импортных (экспортных) товаров осуществляется иностранным перевозчиком, не состоящим на налоговом учете, то в этом случае его услуги можно отнести к услугам, связанным с движимым имуществом. В соответствии с этим местом реализации указанных услуг признается территория Российской Федерации, если движимое имущество находится на территории Российской Федерации (подп.1 п.1 ст.148 НК РФ).

Таким образом, при заключении договора перевозки с иностранным лицом сторонам следует указать стоимость перевозки по территории иностранных государств и стоимость перевозки по территории Российской Федерации. Со стоимости перевозки, приходящейся на территорию Российской Федерации, импортеру (экспортеру) как налоговому агенту необходимо удержать НДС.

Если же в расчетно-платежных документах стоимость перевозки, приходящейся на территорию Российской Федерации, не выделена, то имеются существенные риски, что налоговые органы потребуют начислить НДС со стоимости всей перевозки.

Для перевозок морским и воздушным транспортом в пункте 2 статьи 148 НК РФ уточняется, что местом оказания услуг перевозчика не признается Российская Федерация, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Кроме этого, согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ, при выплате дохода иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации, осуществляющему международную перевозку импортных товаров, следует удержать налог на прибыль.

Это положение не распространяется на случаи, когда перевозка осуществляется между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Если международным договором предусмотрено, что доходы иностранного лица от перевозок не облагаются налогом в Российской Федерации, то иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения.

В этом случае российское лицо может не удерживать налог на прибыль с дохода иностранного перевозчика.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 604 | Нарушение авторского права страницы

Термином «экспедиция» обозначают не только поход группы лиц с каким-либо научным, военным или иным заданием, но и отправку, рассылку корреспонденции, грузов, а так же подразделение организации, производящее такую отправку, рассылку. В специальной литературе и в актах законодательства встречается написание как «экспедиционная», так и «экспедиторская» деятельность; соответственно — экспедиционные или экспедиторские услуги. Поэтому целесообразно будет отнесение первого термина к путешествиям и геологической практике, а второго — к обработке грузов. К транспортно-экспедиторской деятельности относят оказание услуг, сопутствующих перевозкам, но непосредственно не содержащих собственно «движенческой операции». В Гражданском кодексе отношения, возникающие в связи с осуществлением транспортной экспедиции, выделены в самостоятельную главу. Гражданский кодекс в ст. 801 устанавливает, что «по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных, договором экспедиции услуг, связанных, с перевозкой грузов». Такие сопутствующие услуги по месту своего оказания подразделяют на услуги, предшествующие перевозкам, выполняемые в процессе перевозки (параллельные) и выполняемые по завершении перевозки.

«В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть преду смотрено… получение требующихся для экспорта или импорта документов,

выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором» (ст. 801 ПС). Перечень и коды транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ) установлены общероссийскими классификаторами, относящимися в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации» к государственным стандартам. Например, для услуг населению — «Общероссийским классификатором услуг населению — ОКУН». Однако приведенные в классификаторах перечни услуг устарели и не соответствуют современному положению, характеризующемуся расширением номенклатуры услуг, усложнением их технического и технологического обеспечения.

Практически технология выполнения перевозок грузов требует оказания таких сопряженных с перевозкой услуг, как: упаковка и распаковка груза; погрузка и разгрузка груза; маркировка; взвешивание груза; оформление документации на груз (накладные, санитарные и карантинные паспорта, таможенные документы и проч.); временное хранение груза; охрана и сопровождение груза при перевозке и на складах; подбор груза в партии и разукрупнение партий груза на терминалах; информация грузоотправителей и грузополучателей о движении груза и оказание других услуг информационного характера; кормление в пути перевозимых животных и птиц; уборка и очистка подвижного состава и контейнеров после перевозки и проч.

Иногда в технической и экономической литературе под транспортной экспедицией понимается не только комплекс услуг, сопутствующих перевозкам груза, но также аналогичные операции при перевозках пассажиров и багажа. Однако современное гражданское право рассматривает транспортную экспедицию исключительно как деятельность, связанную с грузовыми перевозками.

Осуществление операций, относящихся к транспортно-экспедиторской деятельности, возлагается договором транспортной экспедиции на специализированную организацию, либо соответствующие операции осуществляются грузоотправителями и грузополучателями самостоятельно. Зачастую грузоотправители и грузополучатели не имеют у себя соответствующих производственных возможностей, обученного персонала, либо им экономически невыгодно самостоятельно выполнять транспортно-экспедиторские операции. Поэтому для выполнения соответствующей деятельности и привлекаются специализированные организации — транспортные экспедиторы. На практике, особенно при перевозках грузов автомобильным транспортом, часто договором перевозки предусмотрено оказание грузоотправителю и грузополучателю некоторых услуг транспортной экспедиции. В таком случае функции транспортного экспедитора выполняет перевозчик, заключая с грузовладельцем единый договор, в котором услуги транспортной экспедиции отражаются как дополнительные по отношению к услугам перевозки груза. В случае совмещения одним лицом функций перевозчика и экспедитора в рамках одного договора и при нарушении обязательств по такому договору следует внимательно рассматривать вопрос о том, какие конкретно обязательства нарушены, поскольку ответственность сторон и сроки исковой давности по договору перевозки составляют один год, а транспортной экспедиции — три года.

Оказание ТЭУ регулируется правовыми нормами гл. 41 ГК «Транспортная экспедиция» лишь в общих чертах. В этой главе установлены: правила заключения, оформления, исполнения и одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции; ответственность экспедитора; правила документирования и предоставления информации, представляемой экспедитору; исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом.

Экспедитор, согласно договору, должен организовать перевозку груза видом транспорта и по маршруту, избранными экспедитором или его клиентом, заключать от имени клиента или от своего имени договоры перевозки груза, обеспечивать отправку и получение груза, исполнять иные обязанности, связанные с перевозкой. Конкретные условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются сторонами, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или

иными правовыми актами (ст. 801 ГК). Здесь мы встречаемся с ситуацией правового вакуума — закон о транспортно-экспедиционной деятельности упомянут, к нему сделана отсылка в тексте ГК, однако такой закон еще не принят. Вследствие этого взаимные обязанности сторон договора транспортной экспедиции устанавливаются в соответствии с общими положениями об обязательствах разд. 3 ГК «Общая часть обязательного права», а также гл. 49 ГК «Поручение», гл. 51 ГК «Комиссия» и гл.

Международная перевозка

52 ГК «Агентирование».

Экспедитор, если иное не установлено договором транспортной экспедиции, вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Такое возложение обязанностей не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК). Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив в разумный срок другую сторону. При этом сторона, заявившая в одностороннем порядке об отказе от исполнения договора транспортной экспедиции, должна возместить другой стороне убытки, связанные с расторжением договора (ст. 806 ГК). Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме, а заказчик (клиент) должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 82 ГК).

Экспедитор несет перед своим клиентом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции. Нормы такой ответственности установлены в гл. 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств». Если экспедитор докажет, что нарушение его обязательства вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется по правилам, которые устанавливают ответственность перевозчика перед экспедитором (ст. 803 ГК).

На клиента возлагается обязанность предоставления экспедитору достоверной и своевременной информации и документов о свойствах груза, условиях его перевозки и иной необходимой информации. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору, вследствие нарушения обязанности по предоставлению необходимой информации. Экспедитор должен сообщить клиенту об обнаруженных недостатках такой информации и при ее неполноте получить у клиента недостающие сведения. При не предоставлении клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей по договору транспортной экспедиции (ст. 804 ГК).

В разделе 8 УАТ «Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования» определяет, что организации автомобильного транспорта общего пользования выполняют для других организаций, учреждений и населения связанные с перевозками операции и услуги (транспортно-экспедиционные операции и услуги) при доставке грузов как в прямом автомобильном сообщении, так и в смешанном сообщении. Перечень транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых организациями автомобильного транспорта общего пользования, а также порядок осуществления этих операций и услуг устанавливается правилами перевозки грузов и правилами транспортно-экспедиционного обслуживания граждан.

Комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков осуществляют транспортные терминалы. Терминалы возводят при крупных объектах магистрального транспорта (порты и аэропорты) и в транспортных узлах для обеспечения взаимодействия различных видов транспорта при осуществлении смешанных перевозок. Развитию терминальных технологий и осуществлению взаимодействия различных терминалов способствует ассоциация «Российские терминалы». Федеральным законом «О естественных монополиях» услуги терминалов отнесены к естественным монополиям на транспорте. Актуальным вопросом является унификация и стандартизация содержания отдельных услуг транспортной экспедиции, что может быть осуществлено разработкой и введением в действие государственных стандартов на услуги, оказываемые терминалами. Правовая основа

терминальной деятельности должна быть установлена законом о транспортно-экспедиционной деятельности.

Одним из видов услуг, осуществляемых транспортным экспедитором, транспортными терминалами и перевозчиками является хранение груза. Общий порядок хранения объектов перевозки (груза, багажа, грузобагажа) регламентирован гл. 47 ГК «Хранение». Договор хранения заключается в письменной форме и предусматривает обязанность хранителя хранить переданную ему поклажедателем вещь и возвратить эту вещь в сохранности. Применительно к транспортной деятельности ст. 923 ГК установлены правила хранения в камерах хранения транспортных организаций. Транспортные уставы и кодексы предусматривают обязанность перевозчиков обеспечивать сохранность вверенных им грузов, нести ответственность перед грузовладельцами за несохранность грузов.

Во внешней торговле всегда возникают транспортные расходы, связанные с доставкой товаров. Рассмотрим особенности заключения договора перевозки, а также бухгалтерский учет и налоговый учет транспортных расходов при импорте и экспорте товаров.

По договору перевозки перевозчик обязуется за установленную плату доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу.

Заключая договор перевозки грузов в международном сообщении, российским организациям следует ознакомиться с нормами документов, которые регулируют порядок осуществления перевозок.

Так, при осуществлении международных автоперевозок российским или иностранным лицом применяется Конвенция о договоре о международной дорожной перевозки грузов, подписанная в Женеве 19 мая 1956 года.

Россия является участницей Конвенции на правах СССР.

Осуществление международных авиаперевозок российским или иностранным лицом регулируется Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. Россия является участницей Конвенции на правах СССР.

Порядок международных перевозок по железной дорогой установлен в Законе РФ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

При осуществлении международных морских перевозок российским лицом следует учитывать положения Кодекса торгового мореплавания РФ, утвержденного Законом N 81-ФЗ от 30 апреля 1999 г.

При осуществлении международных морских перевозок иностранным лицом, как правило, применяется Конвенция ООН о морской перевозке грузов, подписанная в Гамбурге 31 марта 1978 г. Россия не является участницей данной Конвенции. Однако согласно статье 2 Конвенции ее положения применяются к договорам морской перевозки, если это прямо предусмотрено в договоре или если договор регулируется законодательством государства, являющегося участником Конвенции.

Необходимо отметить, что расходы по перевозке товаров отражаются у российской организации только в том случае, если это вытекает из условий внешнеторгового контракта. Поэтому, прежде чем заключать договор перевозки, бухгалтеру необходимо ознакомиться с условиями поставки, оговоренными в контракте.

Основанием для отражения транспортных расходов являются договор перевозки, счет перевозчика и товаросопроводительный документ — авто-, авиа-, железнодорожная, морская накладная, коносамент.

Обычно у перевозчиков бывает большое количество клиентов. Поэтому заключить с каждым договор перевозки в письменном виде не представляется возможным. В связи с этим просим обратить внимание, что письменная форма договора перевозки считается соблюденной при наличии договора-заявки, писем, факсов, телеграмм и прочих тому подобных документов, в которых изложены условия осуществления перевозок. Это подтверждается пунктом 2 статьи 434 ГК РФ.

В бухгалтерском учете у импортеров расходы на транспортировку включаются в фактическую стоимость товаров и отражаются по дебету счетов товарно-материальных ценностей в корреспонденции со счетами расчетов.

Аналогичный порядок предусмотрен и в налоговом учете, кроме учета транспортных расходов в торговых организациях. Как мы говорили выше (раздел 3.2 "Особенности учета импортных товаров в организациях торговли"), торговые организации транспортные расходы в налоговом учете должны отражать в составе издержек обращения.

У экспортеров расходы на перевозку включаются в затраты, связанные со сбытом товаров, и относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Стоимость перевозки, выраженная в иностранной валюте, в бухгалтерском учете подлежит пересчету в рублевый эквивалент по курсу на дату осуществления перевозки. По нашему мнению, такой датой является дата прибытия товара в пункт назначения. Указанная дата регистрируется в транспортной накладной.

Аналогичный порядок применяется и в налоговом учете, если организация ведет учет "по начислению". Если же применяется метод "по оплате", то стоимость перевозки определяется исходя из курса на дату оплаты перевозки.

Услуги по международным перевозкам импортных и экспортных товаров, выполняемые российскими перевозчиками, облагаются по ставке 0%.

НДС Импорт экспорт Учет налогооблажения 3

При этом суммы НДС, уплаченные перевозчиками для производства этих услуг, подлежат вычету. Правда, применение этих положений возможно лишь при представлении перевозчиками в налоговые органы отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Аналогичный порядок применяется и иностранными перевозчиками, осуществляющими регулярную деятельность на территории Российской Федерации и состоящими на налоговом учете в Российской Федерации.

Если перевозка импортных (экспортных) товаров осуществляется иностранным перевозчиком, не состоящим на налоговом учете, то в этом случае его услуги можно отнести к услугам, связанным с движимым имуществом. В соответствии с этим местом реализации указанных услуг признается территория Российской Федерации, если движимое имущество находится на территории Российской Федерации (подп.1 п.1 ст.148 НК РФ).

Таким образом, при заключении договора перевозки с иностранным лицом сторонам следует указать стоимость перевозки по территории иностранных государств и стоимость перевозки по территории Российской Федерации. Со стоимости перевозки, приходящейся на территорию Российской Федерации, импортеру (экспортеру) как налоговому агенту необходимо удержать НДС.

Если же в расчетно-платежных документах стоимость перевозки, приходящейся на территорию Российской Федерации, не выделена, то имеются существенные риски, что налоговые органы потребуют начислить НДС со стоимости всей перевозки.

Для перевозок морским и воздушным транспортом в пункте 2 статьи 148 НК РФ уточняется, что местом оказания услуг перевозчика не признается Российская Федерация, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Кроме этого, согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ, при выплате дохода иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации, осуществляющему международную перевозку импортных товаров, следует удержать налог на прибыль.

Это положение не распространяется на случаи, когда перевозка осуществляется между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Если международным договором предусмотрено, что доходы иностранного лица от перевозок не облагаются налогом в Российской Федерации, то иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения.

В этом случае российское лицо может не удерживать налог на прибыль с дохода иностранного перевозчика.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 604 | Нарушение авторского права страницы

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импортадокументов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Учет услуг по международным перевозкам импортных и экспортных грузов

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Во внешней торговле всегда возникают транспортные расходы, связанные с доставкой товаров. Рассмотрим особенности заключения договора перевозки, а также бухгалтерский учет и налоговый учет транспортных расходов при импорте и экспорте товаров.

По договору перевозки перевозчик обязуется за установленную плату доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу.

Заключая договор перевозки грузов в международном сообщении, российским организациям следует ознакомиться с нормами документов, которые регулируют порядок осуществления перевозок.

Так, при осуществлении международных автоперевозок российским или иностранным лицом применяется Конвенция о договоре о международной дорожной перевозки грузов, подписанная в Женеве 19 мая 1956 года.

Россия является участницей Конвенции на правах СССР.

Осуществление международных авиаперевозок российским или иностранным лицом регулируется Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. Россия является участницей Конвенции на правах СССР.

Порядок международных перевозок по железной дорогой установлен в Законе РФ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

При осуществлении международных морских перевозок российским лицом следует учитывать положения Кодекса торгового мореплавания РФ, утвержденного Законом N 81-ФЗ от 30 апреля 1999 г.

При осуществлении международных морских перевозок иностранным лицом, как правило, применяется Конвенция ООН о морской перевозке грузов, подписанная в Гамбурге 31 марта 1978 г. Россия не является участницей данной Конвенции. Однако согласно статье 2 Конвенции ее положения применяются к договорам морской перевозки, если это прямо предусмотрено в договоре или если договор регулируется законодательством государства, являющегося участником Конвенции.

Необходимо отметить, что расходы по перевозке товаров отражаются у российской организации только в том случае, если это вытекает из условий внешнеторгового контракта. Поэтому, прежде чем заключать договор перевозки, бухгалтеру необходимо ознакомиться с условиями поставки, оговоренными в контракте.

Основанием для отражения транспортных расходов являются договор перевозки, счет перевозчика и товаросопроводительный документ — авто-, авиа-, железнодорожная, морская накладная, коносамент.

Обычно у перевозчиков бывает большое количество клиентов. Поэтому заключить с каждым договор перевозки в письменном виде не представляется возможным. В связи с этим просим обратить внимание, что письменная форма договора перевозки считается соблюденной при наличии договора-заявки, писем, факсов, телеграмм и прочих тому подобных документов, в которых изложены условия осуществления перевозок. Это подтверждается пунктом 2 статьи 434 ГК РФ.

В бухгалтерском учете у импортеров расходы на транспортировку включаются в фактическую стоимость товаров и отражаются по дебету счетов товарно-материальных ценностей в корреспонденции со счетами расчетов.

Аналогичный порядок предусмотрен и в налоговом учете, кроме учета транспортных расходов в торговых организациях. Как мы говорили выше (раздел 3.2 "Особенности учета импортных товаров в организациях торговли"), торговые организации транспортные расходы в налоговом учете должны отражать в составе издержек обращения.

У экспортеров расходы на перевозку включаются в затраты, связанные со сбытом товаров, и относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Стоимость перевозки, выраженная в иностранной валюте, в бухгалтерском учете подлежит пересчету в рублевый эквивалент по курсу на дату осуществления перевозки. По нашему мнению, такой датой является дата прибытия товара в пункт назначения. Указанная дата регистрируется в транспортной накладной.

Аналогичный порядок применяется и в налоговом учете, если организация ведет учет "по начислению". Если же применяется метод "по оплате", то стоимость перевозки определяется исходя из курса на дату оплаты перевозки.

Услуги по международным перевозкам импортных и экспортных товаров, выполняемые российскими перевозчиками, облагаются по ставке 0%. При этом суммы НДС, уплаченные перевозчиками для производства этих услуг, подлежат вычету. Правда, применение этих положений возможно лишь при представлении перевозчиками в налоговые органы отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Аналогичный порядок применяется и иностранными перевозчиками, осуществляющими регулярную деятельность на территории Российской Федерации и состоящими на налоговом учете в Российской Федерации.

Если перевозка импортных (экспортных) товаров осуществляется иностранным перевозчиком, не состоящим на налоговом учете, то в этом случае его услуги можно отнести к услугам, связанным с движимым имуществом. В соответствии с этим местом реализации указанных услуг признается территория Российской Федерации, если движимое имущество находится на территории Российской Федерации (подп.1 п.1 ст.148 НК РФ).

Таким образом, при заключении договора перевозки с иностранным лицом сторонам следует указать стоимость перевозки по территории иностранных государств и стоимость перевозки по территории Российской Федерации. Со стоимости перевозки, приходящейся на территорию Российской Федерации, импортеру (экспортеру) как налоговому агенту необходимо удержать НДС.

Если же в расчетно-платежных документах стоимость перевозки, приходящейся на территорию Российской Федерации, не выделена, то имеются существенные риски, что налоговые органы потребуют начислить НДС со стоимости всей перевозки.

Для перевозок морским и воздушным транспортом в пункте 2 статьи 148 НК РФ уточняется, что местом оказания услуг перевозчика не признается Российская Федерация, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Кроме этого, согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ, при выплате дохода иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации, осуществляющему международную перевозку импортных товаров, следует удержать налог на прибыль.

Это положение не распространяется на случаи, когда перевозка осуществляется между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Если международным договором предусмотрено, что доходы иностранного лица от перевозок не облагаются налогом в Российской Федерации, то иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения.

В этом случае российское лицо может не удерживать налог на прибыль с дохода иностранного перевозчика.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 605 | Нарушение авторского права страницы

Проводки по бухгалтерским услугам

Проводки по бухгалтерским услугам

Бухгалтерские проводки по услугам
Бухгалтерские проводки транспортные услуги
Бухгалтерские проводки по реализации услуг

Бухгалтерские проводки по услугам

Источником доходов предприятия может быть не только продажа товаров, но и оказание услуг. Такая деятельность имеет свои особенности. И это, естественно, отражается в учете. Бухгалтерские проводки по услугам у заказчика и исполнителя будут, естественно, разными.

У исполнителя услуг для этого используется счет 90 «Продажи». На нем по дебету учитываются фактические расходы, а по кредиту – полученная выручка в соответствии с установленными тарифами.

Из самой специфики операции следует, что счет 43 «Готовая продукция» в данном случае не используется. Ведь услуги всегда передаются непосредственно клиенту. Ответ на вопрос, используется ли при этом счет 40 (то есть «Выпуск продукции (услуг)»), зависит от того, применяет ли предприятие в текущем учете плановую себестоимость.

Соответственно бухгалтерские проводки по услугам в этом случае выглядит следующим образом: сумма выручки с дебета счета 62 перебрасывается на кредит счета 90 (по субсчету 90-1). Так отражается задолженность за оказанные услуги. Фактическая себестоимость учитывается проводкой Дебет 90-2 – Кредит 20 «Основное производство» (или счета 23). Если предприятие платит НДС, то необходимо отразить начисление налога — проводка Дебет 90 (по субсчету 3) — Кредит 68 (по субсчету соответствующего налога). Когда покупатель рассчитается за услуги, это будет отражено проводкой, при которой сумма задолженности будет списана на дебет счета 51 с кредита счета 62.

Иначе отражается приобретение услуг у заказчика. Затраты на их покупку должны учитываться в соответствии с ПБУ 10/99. На расходы, которые формируются по обычным видам деятельности можно отнести все затраты на приобретение услуг, кроме тех, которые касаются создания или покупки основных средств или других внеоборотных активов.

Что касается непосредственно бухгалтерских проводок по услугам, то расчеты с исполнителем отражаются проводкой Дебет 60 – Кредит 51 (эта запись делается на основе банковской выписки). Само получение услуг отражается следующей записью: Дебет счета 20 – Кредит 60.. На основании счета-фактуры, который предоставляет исполнитель услуг, делается проводка, учитывающая НДС – Дебет 19-4 – Кредит 60. Если же услуги связаны с созданием внеоборотных активов, в отношении них действуют нормы другого стандарта – ПБУ 6/01. Существует также ряд других нюансов, связанных с приобретением тех или иных услуг.

Бухгалтерские проводки транспортные услуги

Сфера транспортных услуг — категория перевозчиков, которая отличается не только организационно-правовой формой транспортных компаний, но и масштабами ведения деятельности на транспортном предприятии, документооборотом и спецификой налогообложения. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Бухгалтерские проводки транспортные услуги имеют свои особенности для транспортной организации и включают необходимость ведения:

  • учета транспортных средств (учет транспорта)
  • формирование и печать путевых листов
  • приобретения и расхода ГСМ
  • контроль расхода топлива по каждому ТС
  • формирование управленческой отчетности

Нанимаемая компания ведет бухгалтерский учет в транспортной организации и обеспечивает бухгалтерский баланс транспортной компании и осуществляет бухгалтерские проводки транспортные услуги таким образом, чтобы не только просто вести его правильно в полном соответствии с требованиями законодательства, но и помогать руководителю транспортного предприятия извлекать прибыль, сокращать уплачиваемые налоги и получить, при необходимости потребности данного транспортного предприятия, одобрение банка в получение кредита на автомобиль или на ободрение лизинговой компании на получение денежных средств на покупку необходимой спецтехники для оказания транспортных услуг, в том числе строительной спецтехники, с полным соблюдением конфиденциальности Вашей информации.

Бухгалтерские проводки по реализации услуг

Бухгалтерские проводки по реализации услуг в Бухгалтерии 8 могут осуществляться документом «Реализация товаров и услуг», либо документом «Акт об оказании производственных услуг».

Документ «Реализация товаров и услуг» формирует следующие проводки:

  • Отражение выручки от продажи. Дебет – 62.01 Кредит – 90.01
  • Начислен НДС. Дебет – 90.03 Кредит – 68.02
  • Списана себестоимость проданных услуг. Дебет – 90.02 Кредит – 41, 43, 45

Документ «Акт об оказании производственных услуг» формирует следующие проводки:

  • Отражение выручки от продажи. Дебет – 62.01 Кредит – 90.01
  • Начислен НДС. Дебет – 90.03 Кредит – 68.02
  • Списана себестоимость проданных услуг. Дебет – 90.02 Кредит – 20.01

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *