Доставка рабочих к месту работы

Содержание

Доставка персонала к месту работы: 100 процентов доказательства

Нередко фирма в связи с технологическими особенностями производства перевозит сотрудников до места работы и обратно. Однако организация такого проезда может создать неблагоприятные налоговые последствия по таким налогам, как НДФЛ, ЕСН, налогу на прибыль.

Чтобы понять, какими налогами необходимо облагать перевозку сотрудников, а какими нет, важно, во-первых, определить причины такой транспортировки, а во-вторых, правильно оформить эту процедуру документально.

Доказательство N 1: производственные нужды "защитят" от ЕСН и НДФЛ

Прежде чем начислять ЕСН и удерживать НДФЛ с выплат по транспортировке сотрудников, нужно установить, могут ли сотрудники добраться до работы общественным транспортом.

Если такая возможность отсутствует, то предоставление транспорта не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенная работнику. Поэтому расходы по доставке будут считаться обычными производственными расходами фирмы (Письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21, от 17 июля 2007 г. N 03-04-06-01/247, от 24 декабря 2007 г. N 03-04-06-02/226, от 11 мая 2006 г. N 03-03-04/1/435).

Арбитры в этом случае также придерживаются мнения, что доставка персонала относится к расходам, связанным с производственной деятельностью предприятия. Об этом свидетельствует Постановление Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2006 г. N 10847/05 по делу N А65-20137/2004-СА1-19.

Судьи считают, что организация транспорта к месту работы не является ни доходом работника в натуральной форме, ни выплатой в качестве вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам. Это происходит, к примеру, при удаленности места работы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8288/2007(40650-А27-41) по делу N А27-3660/2007-2), или если населенный пункт, где находится предприятие, не в состоянии обеспечить его рабочей силой, или если из-за нерегулярного движения транспорта сотрудники не могут прибыть к началу рабочей смены (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2007 г. N Ф08-7827/07-2925А по делу N А32-25021/2006-4/354-2007-4/297).

В таких случаях расходы на перевозку сотрудников до места работы и обратно не облагаются ЕСН и НДФЛ. И наоборот — если доставка персонала не обусловлена производственной необходимостью, сотрудники могут самостоятельно обычным транспортом добраться до работы, то возникает облагаемая база по этим налогам. В частности, организация проезда на рейсовом транспорте рассматривается чиновниками как оплата фирмой услуг за работника в его интересах и облагается НДФЛ (Письмо Минфина России от 17 августа 2007 г. N 03-04-06-02/152).

Внимание! Если доставка персонала осуществляется в связи с производственной необходимостью фирмы, то она не облагается ЕСН и НДФЛ.

Следует иметь в виду, что если при исчислении налога на прибыль не учитывать расходы по транспортировке, то ЕСН такие выплаты облагаться не будут (п. 3 ст. 236 НК РФ). Подтверждением этому может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А66-7052/2005.

Доказательство N 2: договор в помощь

Чтобы включить расходы по доставке сотрудников в налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо прописать условие об их доставке до места работы в трудовых или коллективных договорах. Или затраты на проезд (как и в случае с ЕСН и НДФЛ) должны быть обусловлены технологическими особенностями производства. Ведь согласно п. 26 ст. 270 Налогового кодекса расходы на оплату проезда к месту работы и обратно общественным транспортом, специальными маршрутками или ведомственным транспортом не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако чиновники настаивают, чтобы независимо от технологических особенностей производства фирма указывала факт доставки персонала в договорах. Иначе понесенные затраты не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (Письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21, от 11 мая 2006 г. N 03-03-04/1/435, Письмо УФНС по г. Москве от 14 апреля 2006 г. N 21-11/31024@).

Это важно. Если доставка работников к месту работы и обратно осуществляется не в силу технологических особенностей, но предусмотрена трудовыми или коллективными договорами, то затраты на доставку уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

В то же время данная позиция никак не следует из положений ст. 270 Налогового кодекса. Ведь в ней нет требования об обязательном выполнении и того, и другого условия. Поэтому, чтобы признать затраты на доставку сотрудников в качестве расходов, достаточно соответствующих особенностей производства (Постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2008 г.

Перевозка сотрудников к месту работы

по делу N А55-8279/07, ФАС Уральского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф09-10398/07-С3 по делу N А60-9282/07). Подробнее о налогообложении расходов на доставку сотрудников см. таблицу на с. 58.

Таблица. Налогообложение расходов на доставку сотрудников

————————-T—————T————-T———————
Организация доставки ¦ЕСН, страховые¦НДФЛ ¦Налог на прибыль
сотрудников ¦взносы ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Предусмотрена в трудовом ¦Не облагаются ¦Не облагаются¦Налоговая база
(коллективном) договоре, ¦ ¦ ¦уменьшается
технологически обоснована¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Не предусмотрена ¦Не облагаются ¦Не облагаются¦Налоговая база
в трудовом (коллективном)¦ ¦ ¦уменьшается
договоре, технологически ¦ ¦ ¦
обоснована ¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Предусмотрена в трудовом ¦Облагаются ¦Облагаются ¦Налоговая база
(коллективном) договоре, ¦ ¦ ¦уменьшается
технологически ¦ ¦ ¦
не обоснована ¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Не предусмотрена ¦Не облагаются ¦Облагаются ¦Не уменьшают
в трудовом (коллективном)¦ ¦ ¦налогооблагаемую
договоре, технологически ¦ ¦ ¦базу
не обоснована ¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————

Под технологическими особенностями производства следует понимать круглосуточный непрерывный производственный процесс, сменную работу, в том числе включающую ночные смены, а также удаленность производственных площадей от жилого массива и маршрутов автотранспорта общего пользования. Такая классификация дана в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 15 марта 2007 г. по делу N А65-42354/2005-СА1-37 и от 27 февраля 2006 г. по делу N А65-6046/2005-СА2-9.

Не всегда требуется условие полного отсутствия общественного транспорта. Показательно Постановление ФАС Уральского округа от 24 ноября 2003 г. по делу N Ф09-3581/03-АК. В нем говорится, что имеющийся транспорт оказался не в состоянии привозить всех работников на производство к началу смены. Чтобы обеспечить своевременную доставку работников предприятия на производство и обратно, общество было вынуждено заключить договор с транспортной конторой.

Более того, при наличии должного объяснения суд может признать обоснованной доставку сотрудников даже из других городов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2008 г. N Ф04-1658/2008(1915-А27-40) по делу N А27-6746/2007-2).

Доказательство N 3: расходы обоснует расчет

Перевозку работников надо оформить документально. Прежде всего необходимо иметь технико-экономический расчет. Такое условие установил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 28 августа 2006 г. N Ф04-4365/2005(25655-А81-33) по делу N А81-3809/4471А-04 для вахтового метода работы. Однако оно может быть применимо и при работе предприятия на обычном режиме.

Предположим, что общественный транспорт до предприятия не предусмотрен или он не ходит в то время, когда часть сотрудников начинает или завершает работу при круглосуточной работе. Тогда в расчете необходимо указать, почему для доставки персонала целесообразно использовать собственный либо наемный транспорт. В нем как раз и будут учтены время начала и окончания работы, удаленность предприятия, то есть технологические особенности. В нем также нужно указать численность сотрудников, их время и место потенциальных посадок и высадок, в зависимости от места их жительства или ближайшего к предприятию места, доступного для общественного транспорта.

Если до предприятия ходит общественный транспорт, то целью расчета будет доказать, что, учитывая расписание движения транспорта и его вместимость, все или отдельные сотрудники организации (например, сотрудники определенной смены) не смогут добраться на работу вовремя.

Далее на основании расчета экономической службы или бухгалтерии следует издать приказ о целесообразности доставки сотрудников до места работы и обратно. В нем необходимо указать, каким конкретно способом она будет осуществляться. Например, приказ может начаться с такой формулировки: "В целях обеспечения своевременной доставки к началу рабочей смены сотрудников приказываю организовать транспортировку сотрудников… (далее указание ее способа)".

В трудовом или коллективном договоре желательно также указать на обязанность доставки сотрудников до места работы при соблюдении определенных условий. Если часть сотрудников необходимо привозить издалека и такая доставка будет дорогостоящей, кадровой службе целесообразно подготовить дополнительную справку о том, что набрать сотрудников на эти должности поблизости невозможно.

Итак, доставка сотрудников к месту работы в договорах предусмотрена, приказ о ее целесообразности подписан, технико-экономический расчет готов. Таким образом, понесенные расходы осуществлены в производственных целях, а не в интересах работника. Значит, они не облагаются ЕСН, НДФЛ и их можно учесть при расчете налога на прибыль.

С.Горячев

Аудитор

ООО "С.А. Партнерство"

Доставка работников к месту работы

Многие наблюдали картину, когда в определенном месте люди садятся в ведомственный автобус и едут прямо до ворот проходной. Затраты на такую доставку несет организация. Как их отразить в бухгалтерском учете? Можно ли их учесть при налогообложении прибыли? Возникает ли здесь доход, облагаемый ЕСН и НДФЛ? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

В назначенный час к условленному месту подъезжает ведомственный автобус, который везет собравшихся людей на работу. Подобная картина встречается довольно часто, не правда ли? Многие компании осуществляют доставку своих работников из пункта сбора до места работы и обратно. При этом принятие предприятием подобного решения может быть обусловлено различными причинами.

Иногда это связано со спецификой местонахождения и режима работы предприятия. Например, предприятие расположено за городом или в промышленной зоне, куда не ходит общественный транспорт. А может, смена у работников начинается или заканчивается в то время, когда общественный транспорт не работает. Тогда уж без служебного транспорта не обойтись — иначе многие работники попросту не доберутся до работы.

В других случаях такая мера не является "жизненной" необходимостью. Просто предприятие заботится о своих работниках, обеспечивая им комфортные условия по пути на работу и обратно.

Обязанность работодателя по доставке работников до места работы и обратно может быть установлена коллективным и (или) трудовым договором или не предусмотрена таковым (таковыми).

Чаще всего работники пользуются служебным автобусом бесплатно. В том случае, если организуются специальные маршруты автобусов для доставки работников, с них может взиматься (частично или полностью) плата за проезд.

Доставка работников может осуществляться собственным автотранспортным средством предприятия или же предприятие может воспользоваться услугами сторонней организации. И в том и в другом случае организация несет затраты.

В бухгалтерском учете затраты на доставку работников до места работы и обратно, на наш взгляд, всегда отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в составе расходов по обычным видам деятельности по статье прочие затраты.

Налог на прибыль

Расходами организации согласно п. 1 ст. 252 НК РФ признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением расходов, прямо перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ предприятие вправе включить расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом:

  1. в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если доставка работников осуществляется в силу технологических особенностей производства;
  2. в состав расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, если обязанность работодателя по оплате проезда работнику установлена трудовым и (или) коллективным договором.

В иных случаях указанные расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Что подразумевается под технологическими особенностями производства, Налоговый кодекс РФ не разъясняет. Учитывая, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, можно трактовать это понятие достаточно широко.

В качестве примера рассмотрим атомную электростанцию. В силу специфики производства АЭС располагается в зоне, безопасной для проживания людей, т.е. на значительном расстоянии от населенных пунктов. Добраться до нее можно только служебным транспортом или на личном автомобиле. Поэтому затраты на доставку работников к месту работы и обратно для АЭС обусловлены технологическими особенностями производства.

К числу технологических особенностей можно отнести и непрерывный цикл производства, когда предприятие работает круглосуточно, чаще всего в многосменном режиме. Причем смена может начинаться или заканчиваться в ночное время, когда общественный транспорт не функционирует. В такой ситуации добраться на работу или с работы можно только личным транспортом или на такси. Однако далеко не все работники имеют личный автомобиль.

Следовательно, предприятие вынуждено нести затраты по доставке работников на работу и с работы или оплачивать им стоимость проезда на такси. Данные затраты могут быть квалифицированы как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Обоснованность включения этих затрат в расходы может быть зафиксирована в локальном нормативном акте предприятия. В нем следует указать также время работы служебного транспорта, его маршрут и т.д.

Расходы на доставку работников в иное время (в часы работы общественного транспорта) не могут быть признаны экономически оправданными, а следовательно, предприятие не сможет учесть их для целей налогообложения прибыли (при условии, что они не предусмотрены коллективным и (или) трудовым договором).

А как быть предприятиям, расположенным "на выселках" не в силу требований закона, а исключительно по доброй воле?

Например, организация арендует офис или склад на территории промышленной зоны или в населенном пункте, который не обслуживается городским транспортом. Вправе ли организации относить на расходы затраты на перевозку работников в этом случае?

На наш взгляд, вправе. Ведь организация несет расходы в связи с производственной необходимостью. Следовательно, эти расходы являются обоснованными.

Случаи, когда до места работы и обратно работники могут доехать только ведомственным (специальным) транспортом по причине отсутствия маршрутов общественного транспорта, Минфин России рассматривает как доставку, производимую в силу технологических особенностей производства (см. Письма Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, N 03-03-04/1/435).

Однако для включения этих затрат в расходы, по мнению финансового ведомства, должно выполняться еще одно условие: доставка должна быть предусмотрена коллективным и (или) трудовым договором. Если это условие не выполняется, то предприятие не вправе учесть произведенные затраты для целей налогообложения прибыли (см. Письма Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, N 03-03-04/1/435).

На наш взгляд, Минфин России не прав.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два самостоятельных, независимых друг от друга основания для включения затрат на доставку в расходы: технологические особенности производства и отражение обязанности доставлять работников до места работы и обратно в трудовом и (или) коллективном договоре.

Для того чтобы учесть затраты в целях налогообложения прибыли, вполне достаточно одного основания.

Так, оговорив условие о доставке работников до места работы и обратно в коллективном и (или) трудовом договоре, предприятие сможет учесть понесенные затраты в составе расходов на оплату труда, даже если технологические особенности производства отсутствуют.

В иной ситуации (технологические особенности есть, но в коллективном и (или) трудовом договоре соответствующее положение не закреплено) затраты на доставку могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Но поскольку финансовое ведомство придерживается иной точки зрения, то данная позиция приведет к спору с налоговыми органами, разрешать который предприятию придется в суде.

Отнесение затрат на доставку работников до места работы и обратно в соответствии со ст. 264 НК РФ может стать предметом спора с налоговиками еще и потому, что гл. 25 НК РФ не определяет понятие "технологические особенности производства".

Во избежание спора условие о доставке работников до места работы и обратно целесообразно отразить в коллективном и (или) трудовом договоре.

В этом случае предприятие со 100-процентной гарантией сможет учесть понесенные затраты при исчислении налога на прибыль.

Единый социальный налог

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями и предпринимателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В налоговую базу по ЕСН включаются любые выплаты и вознаграждения независимо от формы, в которой осуществляются эти выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах (п. 1 ст. 237 НК РФ). То есть теоретически выплаты в натуральной форме могут участвовать в формировании налоговой базы по ЕСН.

Сумму затрат на доставку работников к месту работы и обратно, которая не установлена коллективным и (или) трудовым договором, Минфин России предлагает не учитывать в целях налогообложения прибыли на основании п. 26 ст. 270 НК РФ и, соответственно, не облагать ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ) (см. Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434).

Если же сумма таких затрат была предусмотрена трудовым договором и учтена предприятием в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда, нужно ли начислять ЕСН на стоимость доставки работников?

Минфин России предлагает провести водораздел следующим образом.

В том случае, если предприятие организует доставку работников до места работы и обратно в связи с производственной необходимостью (например, по причине отсутствия маршрутов транспорта общего пользования в месте нахождения предприятия), то оплата такой доставки не может считаться выплатой, предназначенной для работника и произведенной в его интересах (см. Письмо Минфина России от 14.04.2006 N 03-05-02-04/46).

Если же доставка работников является доброй волей предприятия и оно уменьшило налогооблагаемую прибыль на сумму таких затрат, то на стоимость такой доставки необходимо начислить ЕСН (Письмо Минфина России от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110).

На наш взгляд, нужно прояснить еще один момент: являются ли эти выплаты персонифицированными?

Дело в том, что налоговая база по ЕСН определяется отдельно по каждому физическому лицу (п. 2 ст. 237 НК РФ). Как правило, оплата услуг транспортной компании не зависит от количества перевозимых работников. Учет работников, которые пользуются служебным автобусом, не ведется. Следовательно, определить сумму выплат, произведенных за какой-либо период (например, за месяц) в пользу конкретного работника, невозможно.

Таким образом, налоговую базу по ЕСН посчитать невозможно. Но от спора с налоговиками организацию это вряд ли спасет, поскольку они настаивают на том, что нужно вести персонифицированный учет работников, пользующихся служебным транспортом.

У Высшего Арбитражного Суда РФ следующая позиция по данному вопросу.

Оплата транспортным организациям услуг по доставке работников к месту работы и обратно является расходами предприятия, связанными с организацией производственной деятельности. Выплаты в пользу работников, признаваемые объектом обложения ЕСН, при этом не производятся (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2006 N 10847/05).

Исключением из общего правила является ситуация, когда работники предприятия имеют возможность использовать документы, служащие основанием для проезда в городском пассажирском транспорте к месту работы и обратно, и для поездок по личным нуждам. В этом случае оплату услуг транспортных организаций по перевозке работников предприятия к месту работы и обратно необходимо рассматривать как выплату в пользу работников и облагать ее ЕСН (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 9532/05).

Налог на доходы физических лиц

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст.

Доставка персонала к месту работы: 100 процентов доказательства

210 НК РФ).

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

Ситуацию, когда работник не может доехать до работы никаким другим транспортом, кроме служебного (личный автомобиль в расчет не берется, он есть не у каждого), следует рассматривать как производственную необходимость. Экономической выгоды от пользования служебным транспортом в этом случае работник не получает. Следовательно, доход, облагаемый НДФЛ, у него не возникает (см. Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434).

Если же работник пользуется служебным автобусом в ситуации, когда у него есть альтернативный способ добраться на работу и с работы (например, до предприятия курсирует муниципальный автобус), то у него возникает доход в натуральной форме в виде стоимости услуг, оказанных в его интересах на безвозмездной основе (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

При получении работником дохода в натуральной форме налоговая база исчисляется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ). Предприятие, от которого работник получил этот доход, обязано исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Однако рассчитать сумму дохода применительно к каждому работнику в данном случае предприятие не может. С обезличенных выплат НДФЛ не уплачивается (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42).

На наш взгляд, этот подход применим и в настоящее время потому, что НДФЛ, так же как и подоходный налог, удерживается с доходов конкретного физического лица.

Однако Минфин России придерживается иной точки зрения по данному вопросу (см. Письмо от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110).

Финансовое ведомство считает, что предприятие должно организовать и вести персонифицированный учет работников, пользующихся служебным транспортом. Это необходимо для определения суммы оплаты доставки, приходящейся на каждого работника. Именно эту сумму оно должно включить в налоговую базу по НДФЛ каждого работника.

И.Кирюшина

АКДИ "Экономика и жизнь"

Доставка персонала к месту работы: 100 процентов доказательства

Нередко фирма в связи с технологическими особенностями производства перевозит сотрудников до места работы и обратно. Однако организация такого проезда может создать неблагоприятные налоговые последствия по таким налогам, как НДФЛ, ЕСН, налогу на прибыль.

Чтобы понять, какими налогами необходимо облагать перевозку сотрудников, а какими нет, важно, во-первых, определить причины такой транспортировки, а во-вторых, правильно оформить эту процедуру документально.

Доказательство N 1: производственные нужды "защитят" от ЕСН и НДФЛ

Прежде чем начислять ЕСН и удерживать НДФЛ с выплат по транспортировке сотрудников, нужно установить, могут ли сотрудники добраться до работы общественным транспортом.

Если такая возможность отсутствует, то предоставление транспорта не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенная работнику. Поэтому расходы по доставке будут считаться обычными производственными расходами фирмы (Письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21, от 17 июля 2007 г.

Как организовать и учесть доставку сотрудников к месту работы и обратно

N 03-04-06-01/247, от 24 декабря 2007 г. N 03-04-06-02/226, от 11 мая 2006 г. N 03-03-04/1/435).

Арбитры в этом случае также придерживаются мнения, что доставка персонала относится к расходам, связанным с производственной деятельностью предприятия. Об этом свидетельствует Постановление Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2006 г. N 10847/05 по делу N А65-20137/2004-СА1-19.

Судьи считают, что организация транспорта к месту работы не является ни доходом работника в натуральной форме, ни выплатой в качестве вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам. Это происходит, к примеру, при удаленности места работы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8288/2007(40650-А27-41) по делу N А27-3660/2007-2), или если населенный пункт, где находится предприятие, не в состоянии обеспечить его рабочей силой, или если из-за нерегулярного движения транспорта сотрудники не могут прибыть к началу рабочей смены (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2007 г. N Ф08-7827/07-2925А по делу N А32-25021/2006-4/354-2007-4/297).

В таких случаях расходы на перевозку сотрудников до места работы и обратно не облагаются ЕСН и НДФЛ. И наоборот — если доставка персонала не обусловлена производственной необходимостью, сотрудники могут самостоятельно обычным транспортом добраться до работы, то возникает облагаемая база по этим налогам. В частности, организация проезда на рейсовом транспорте рассматривается чиновниками как оплата фирмой услуг за работника в его интересах и облагается НДФЛ (Письмо Минфина России от 17 августа 2007 г. N 03-04-06-02/152).

Внимание! Если доставка персонала осуществляется в связи с производственной необходимостью фирмы, то она не облагается ЕСН и НДФЛ.

Следует иметь в виду, что если при исчислении налога на прибыль не учитывать расходы по транспортировке, то ЕСН такие выплаты облагаться не будут (п. 3 ст. 236 НК РФ). Подтверждением этому может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А66-7052/2005.

Доказательство N 2: договор в помощь

Чтобы включить расходы по доставке сотрудников в налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо прописать условие об их доставке до места работы в трудовых или коллективных договорах. Или затраты на проезд (как и в случае с ЕСН и НДФЛ) должны быть обусловлены технологическими особенностями производства. Ведь согласно п. 26 ст. 270 Налогового кодекса расходы на оплату проезда к месту работы и обратно общественным транспортом, специальными маршрутками или ведомственным транспортом не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако чиновники настаивают, чтобы независимо от технологических особенностей производства фирма указывала факт доставки персонала в договорах. Иначе понесенные затраты не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (Письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21, от 11 мая 2006 г. N 03-03-04/1/435, Письмо УФНС по г. Москве от 14 апреля 2006 г. N 21-11/31024@).

Это важно. Если доставка работников к месту работы и обратно осуществляется не в силу технологических особенностей, но предусмотрена трудовыми или коллективными договорами, то затраты на доставку уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

В то же время данная позиция никак не следует из положений ст. 270 Налогового кодекса. Ведь в ней нет требования об обязательном выполнении и того, и другого условия. Поэтому, чтобы признать затраты на доставку сотрудников в качестве расходов, достаточно соответствующих особенностей производства (Постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2008 г. по делу N А55-8279/07, ФАС Уральского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф09-10398/07-С3 по делу N А60-9282/07). Подробнее о налогообложении расходов на доставку сотрудников см. таблицу на с. 58.

Таблица. Налогообложение расходов на доставку сотрудников

————————-T—————T————-T———————
Организация доставки ¦ЕСН, страховые¦НДФЛ ¦Налог на прибыль
сотрудников ¦взносы ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Предусмотрена в трудовом ¦Не облагаются ¦Не облагаются¦Налоговая база
(коллективном) договоре, ¦ ¦ ¦уменьшается
технологически обоснована¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Не предусмотрена ¦Не облагаются ¦Не облагаются¦Налоговая база
в трудовом (коллективном)¦ ¦ ¦уменьшается
договоре, технологически ¦ ¦ ¦
обоснована ¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Предусмотрена в трудовом ¦Облагаются ¦Облагаются ¦Налоговая база
(коллективном) договоре, ¦ ¦ ¦уменьшается
технологически ¦ ¦ ¦
не обоснована ¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————
Не предусмотрена ¦Не облагаются ¦Облагаются ¦Не уменьшают
в трудовом (коллективном)¦ ¦ ¦налогооблагаемую
договоре, технологически ¦ ¦ ¦базу
не обоснована ¦ ¦ ¦
————————-+—————+————-+———————

Под технологическими особенностями производства следует понимать круглосуточный непрерывный производственный процесс, сменную работу, в том числе включающую ночные смены, а также удаленность производственных площадей от жилого массива и маршрутов автотранспорта общего пользования. Такая классификация дана в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 15 марта 2007 г. по делу N А65-42354/2005-СА1-37 и от 27 февраля 2006 г. по делу N А65-6046/2005-СА2-9.

Не всегда требуется условие полного отсутствия общественного транспорта. Показательно Постановление ФАС Уральского округа от 24 ноября 2003 г. по делу N Ф09-3581/03-АК. В нем говорится, что имеющийся транспорт оказался не в состоянии привозить всех работников на производство к началу смены. Чтобы обеспечить своевременную доставку работников предприятия на производство и обратно, общество было вынуждено заключить договор с транспортной конторой.

Более того, при наличии должного объяснения суд может признать обоснованной доставку сотрудников даже из других городов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2008 г.

N Ф04-1658/2008(1915-А27-40) по делу N А27-6746/2007-2).

Доказательство N 3: расходы обоснует расчет

Перевозку работников надо оформить документально. Прежде всего необходимо иметь технико-экономический расчет. Такое условие установил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 28 августа 2006 г. N Ф04-4365/2005(25655-А81-33) по делу N А81-3809/4471А-04 для вахтового метода работы. Однако оно может быть применимо и при работе предприятия на обычном режиме.

Предположим, что общественный транспорт до предприятия не предусмотрен или он не ходит в то время, когда часть сотрудников начинает или завершает работу при круглосуточной работе. Тогда в расчете необходимо указать, почему для доставки персонала целесообразно использовать собственный либо наемный транспорт. В нем как раз и будут учтены время начала и окончания работы, удаленность предприятия, то есть технологические особенности. В нем также нужно указать численность сотрудников, их время и место потенциальных посадок и высадок, в зависимости от места их жительства или ближайшего к предприятию места, доступного для общественного транспорта.

Если до предприятия ходит общественный транспорт, то целью расчета будет доказать, что, учитывая расписание движения транспорта и его вместимость, все или отдельные сотрудники организации (например, сотрудники определенной смены) не смогут добраться на работу вовремя.

Далее на основании расчета экономической службы или бухгалтерии следует издать приказ о целесообразности доставки сотрудников до места работы и обратно. В нем необходимо указать, каким конкретно способом она будет осуществляться. Например, приказ может начаться с такой формулировки: "В целях обеспечения своевременной доставки к началу рабочей смены сотрудников приказываю организовать транспортировку сотрудников… (далее указание ее способа)".

В трудовом или коллективном договоре желательно также указать на обязанность доставки сотрудников до места работы при соблюдении определенных условий. Если часть сотрудников необходимо привозить издалека и такая доставка будет дорогостоящей, кадровой службе целесообразно подготовить дополнительную справку о том, что набрать сотрудников на эти должности поблизости невозможно.

Итак, доставка сотрудников к месту работы в договорах предусмотрена, приказ о ее целесообразности подписан, технико-экономический расчет готов. Таким образом, понесенные расходы осуществлены в производственных целях, а не в интересах работника. Значит, они не облагаются ЕСН, НДФЛ и их можно учесть при расчете налога на прибыль.

С.Горячев

Аудитор

ООО "С.А. Партнерство"

  • Форма Т1. Унифицированная форма приказа о приеме

  • Т1. Приказ о приеме, неполный рабочий день

  • Т1. Приказ о приеме на постоянную работу

  • Т1.

    Доставка сотрудников к месту работы

    Приказ о приеме по совместительству

  • Т1. Приказ о приеме, неполная рабочая неделя

  • Т1-а Приказ о приеме на постоянную работу (несколько сотрудников)

  • Форма Т6. Унифицированная форма приказа на отпуск

  • Форма Т11. Унифицированная форма приказа о поощрении

  • Приказ об обеспечении охраны коммерческой тайны (подробный)

  • Форма Т1-а. Унифицированная форма приказа о приеме (несколько человек)

  • Т1. Приказ о приеме на постоянную работу, без испытания

  • Т1. Приказ о приеме на сезонную работу

  • Т1. Приказ о приеме, временно, на период нахождения другого сотрудника в отпуске по уходу за ребенком

  • Т1. Приказ о приеме, временно, на период выполнения работ

  • Т1. Приказ о приеме, срочный, по медицинским показаниям

  • Т1. Приказ о приеме, возраст до 18 лет, сокращенный рабочий день

  • Т1. Приказ о приеме, неполное рабочее время

  • Т1. Приказ о приеме, с полной материальной ответственностью

  • Т1. Приказ о приеме, руководитель и заместители, испытание 6 месяцев

  • Приказ Об аннулировании трудового договора

  • Форма Т5. Унифицированная форма приказа о переводе

  • Форма Т5-а. Унифицированная форма приказа о переводе (несколько сотрудников)

  • Т5. Приказ о переводе в связи с сокращением штата

  • Т5. Приказ о переводе по состоянию здоровья

  • Т5. Приказ о переводе, повышение в должности

  • Т5. Приказ о переводе, временно, в связи с трудовым увечьем

  • Т5. Приказ о переводе, временно, ввиду беременности

  • Т5. Приказ о переводе, временно, до достижения ребенком полутора лет

  • Приказ О перемещении работника в другое структурное подразделение

  • Форма Т6-а. Унифицированная форма приказа на отпуск (несколько сотрудников)

  • Приказ О предоставлении отпуска по беременности и родам работнице, усыновившей ребёнка

  • Приказ О предоставлении дополнительного дня отдыха работнику-донору

  • Приказ О переносе отпуска работника

  • Приказ О замене части отпуска денежной компенсацией

  • Приказ О досрочном выходе работника из отпуска без сохранения заработной платы

  • Приказ О досрочном выходе работника из отпуска по уходу за ребенком

  • Приказ О продлении ежегодного оплачиваемого отпуска работника в связи с временной нетрудоспособностью

  • Форма Т11-а. Унифицированная форма приказа о поощрении (несколько сотрудников)

  • Форма Т8. Унифицированная форма приказа о прекращении трудового договора (увольнении)

  • Форма Т8-а. Унифицированная форма приказа о прекращении трудового договора (несколько сотрудников)

  • Приказ о введении Инструкции по организации охраны труда

  • Приказ о назначении ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек

  • Приказ Об организации работы с печатью отдела кадров фирмы

  • Приказ О назначении ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек


  • Многие компании и строительные организации пользуются в Москве услугами транспортных автопредприятий для доставки своих сотрудников на работу и обратно. Нередко положение о перевозке рабочих и персонала включается в коллективный трудовой договор. В соответствии с существующими нормативами, перевозка рабочих свыше 3 км включается в затраты строительно-монтажных орга­низаций при отсутствии маршрутов общественного транспорта.

    Преимущества доставки сотрудников месту работы и обратно

    Стройплощадки, складские комплексы, производственные мощности зачастую расположены на значительном удалении от остановок автобусов, трамваев, маршруток. Некоторых специалистов, к примеру, поваров и пекарей, требуется доставлять к месту работы в часы, когда общественный транспорт не функционирует.

    Как правильно в трудовом договоре прописать проезд до работы

    В подобных случаях развозка рабочих становится просто необходимой. Организация или предприятие при отсутствии своей техники для перевозки людей обычно обращается в специализированную фирму.

    Наша компания предлагает услуги по транспортировке рабочих, персонала к месту работу и обратно на комфортабельных автобусах. Мы гарантируем клиентам выгодные расценки, позволяющие оптимизировать расходы по доставке сотрудников на рабочие места и домой. Постоянным корпоративным клиентам наша компания готова предложить гибкие тарифы. Своевременная доставка рабочих на объект обеспечивается исправной техникой, опытом наших водителей и знанием дорог Москвы и Подмосковья.

    Залогом эффективного трудового процесса является отсутствие опозданий работников. Если к началу рабочего дня все рабочие, офисные сотрудники прибывают организованно, то это позволяет повысить производительность труда коллектива и избежать многих проблем. В тех случаях, когда осуществляется перевозка рабочих до работы, люди не утомляются и не страдают от транспортной усталости. Доказано, что длительное пребывание в общественном транспорте в утренние часы заметно снижает трудоспособность человека.

    Перевозчики предлагают сегодня вполне доступные цены на услуги по перевозке работников автобусами. В этом вы можете убедиться, познакомившись с ценовыми предложениями нашей компании. Сравнительно небольшие денежные затраты на перевозку людей обязательно окупятся за счет повышения трудовой дисциплины и более высокой производительности труда. Следует учесть, что доставка сотрудников повышает престиж компании. Людям приятно сознавать, что руководство заботится о них.

    Почему доставку рабочих стоит доверить нашей компании

    Если вы решите заказать у нас перевозку сотрудников, то это будет оптимальным, экономически оправданным решением. Наши опытные специалисты подберут подходящее транспортное средство, разработают оптимальный маршрут и удобное расписание движения автобуса. Мы можем в установленное время забирать пассажиров в одном определенном месте. Возможна доставка персонала к месту работы и обратно с остановками в разных местах.

    Нашим клиентам гарантированы:

    • комфортабельный, технически исправный транспорт;
    • опытные водители;
    • строгое выполнение договорных обязательств;
    • круглосуточная поддержка индивидуальным менеджером;
    • привлекательные цены.

    Компании, сотрудничающие с нами, каждодневно убеждаются в том, что доставка рабочих до работы на автобусе производится четко и организованно. Складские работники, строители, офисные сотрудники, представители других специальностей благодаря нам своевременно прибывают к месту работы, они полны сил и энергии.

    Доставка работников к месту работы

    Многие наблюдали картину, когда в определенном месте люди садятся в ведомственный автобус и едут прямо до ворот проходной. Затраты на такую доставку несет организация. Как их отразить в бухгалтерском учете? Можно ли их учесть при налогообложении прибыли? Возникает ли здесь доход, облагаемый ЕСН и НДФЛ? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

    В назначенный час к условленному месту подъезжает ведомственный автобус, который везет собравшихся людей на работу. Подобная картина встречается довольно часто, не правда ли? Многие компании осуществляют доставку своих работников из пункта сбора до места работы и обратно. При этом принятие предприятием подобного решения может быть обусловлено различными причинами.

    Иногда это связано со спецификой местонахождения и режима работы предприятия. Например, предприятие расположено за городом или в промышленной зоне, куда не ходит общественный транспорт. А может, смена у работников начинается или заканчивается в то время, когда общественный транспорт не работает. Тогда уж без служебного транспорта не обойтись — иначе многие работники попросту не доберутся до работы.

    В других случаях такая мера не является "жизненной" необходимостью. Просто предприятие заботится о своих работниках, обеспечивая им комфортные условия по пути на работу и обратно.

    Обязанность работодателя по доставке работников до места работы и обратно может быть установлена коллективным и (или) трудовым договором или не предусмотрена таковым (таковыми).

    Чаще всего работники пользуются служебным автобусом бесплатно. В том случае, если организуются специальные маршруты автобусов для доставки работников, с них может взиматься (частично или полностью) плата за проезд.

    Доставка работников может осуществляться собственным автотранспортным средством предприятия или же предприятие может воспользоваться услугами сторонней организации. И в том и в другом случае организация несет затраты.

    В бухгалтерском учете затраты на доставку работников до места работы и обратно, на наш взгляд, всегда отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в составе расходов по обычным видам деятельности по статье прочие затраты.

    Налог на прибыль

    Расходами организации согласно п. 1 ст. 252 НК РФ признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением расходов, прямо перечисленных в ст. 270 НК РФ.

    В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ предприятие вправе включить расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом:

    1. в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если доставка работников осуществляется в силу технологических особенностей производства;
    2. в состав расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, если обязанность работодателя по оплате проезда работнику установлена трудовым и (или) коллективным договором.

    В иных случаях указанные расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 26 ст. 270 НК РФ).

    Что подразумевается под технологическими особенностями производства, Налоговый кодекс РФ не разъясняет. Учитывая, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, можно трактовать это понятие достаточно широко.

    В качестве примера рассмотрим атомную электростанцию. В силу специфики производства АЭС располагается в зоне, безопасной для проживания людей, т.е. на значительном расстоянии от населенных пунктов. Добраться до нее можно только служебным транспортом или на личном автомобиле. Поэтому затраты на доставку работников к месту работы и обратно для АЭС обусловлены технологическими особенностями производства.

    К числу технологических особенностей можно отнести и непрерывный цикл производства, когда предприятие работает круглосуточно, чаще всего в многосменном режиме. Причем смена может начинаться или заканчиваться в ночное время, когда общественный транспорт не функционирует. В такой ситуации добраться на работу или с работы можно только личным транспортом или на такси. Однако далеко не все работники имеют личный автомобиль.

    Следовательно, предприятие вынуждено нести затраты по доставке работников на работу и с работы или оплачивать им стоимость проезда на такси. Данные затраты могут быть квалифицированы как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Обоснованность включения этих затрат в расходы может быть зафиксирована в локальном нормативном акте предприятия. В нем следует указать также время работы служебного транспорта, его маршрут и т.д.

    Расходы на доставку работников в иное время (в часы работы общественного транспорта) не могут быть признаны экономически оправданными, а следовательно, предприятие не сможет учесть их для целей налогообложения прибыли (при условии, что они не предусмотрены коллективным и (или) трудовым договором).

    А как быть предприятиям, расположенным "на выселках" не в силу требований закона, а исключительно по доброй воле?

    Например, организация арендует офис или склад на территории промышленной зоны или в населенном пункте, который не обслуживается городским транспортом. Вправе ли организации относить на расходы затраты на перевозку работников в этом случае?

    На наш взгляд, вправе. Ведь организация несет расходы в связи с производственной необходимостью. Следовательно, эти расходы являются обоснованными.

    Случаи, когда до места работы и обратно работники могут доехать только ведомственным (специальным) транспортом по причине отсутствия маршрутов общественного транспорта, Минфин России рассматривает как доставку, производимую в силу технологических особенностей производства (см. Письма Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, N 03-03-04/1/435).

    Однако для включения этих затрат в расходы, по мнению финансового ведомства, должно выполняться еще одно условие: доставка должна быть предусмотрена коллективным и (или) трудовым договором. Если это условие не выполняется, то предприятие не вправе учесть произведенные затраты для целей налогообложения прибыли (см. Письма Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, N 03-03-04/1/435).

    На наш взгляд, Минфин России не прав.

    Налоговый кодекс РФ предусматривает два самостоятельных, независимых друг от друга основания для включения затрат на доставку в расходы: технологические особенности производства и отражение обязанности доставлять работников до места работы и обратно в трудовом и (или) коллективном договоре.

    Для того чтобы учесть затраты в целях налогообложения прибыли, вполне достаточно одного основания. Так, оговорив условие о доставке работников до места работы и обратно в коллективном и (или) трудовом договоре, предприятие сможет учесть понесенные затраты в составе расходов на оплату труда, даже если технологические особенности производства отсутствуют.

    В иной ситуации (технологические особенности есть, но в коллективном и (или) трудовом договоре соответствующее положение не закреплено) затраты на доставку могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

    Но поскольку финансовое ведомство придерживается иной точки зрения, то данная позиция приведет к спору с налоговыми органами, разрешать который предприятию придется в суде.

    Отнесение затрат на доставку работников до места работы и обратно в соответствии со ст. 264 НК РФ может стать предметом спора с налоговиками еще и потому, что гл. 25 НК РФ не определяет понятие "технологические особенности производства".

    Во избежание спора условие о доставке работников до места работы и обратно целесообразно отразить в коллективном и (или) трудовом договоре.

    В этом случае предприятие со 100-процентной гарантией сможет учесть понесенные затраты при исчислении налога на прибыль.

    Единый социальный налог

    Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями и предпринимателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

    В налоговую базу по ЕСН включаются любые выплаты и вознаграждения независимо от формы, в которой осуществляются эти выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах (п. 1 ст. 237 НК РФ). То есть теоретически выплаты в натуральной форме могут участвовать в формировании налоговой базы по ЕСН.

    Сумму затрат на доставку работников к месту работы и обратно, которая не установлена коллективным и (или) трудовым договором, Минфин России предлагает не учитывать в целях налогообложения прибыли на основании п. 26 ст. 270 НК РФ и, соответственно, не облагать ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ) (см. Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434).

    Если же сумма таких затрат была предусмотрена трудовым договором и учтена предприятием в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда, нужно ли начислять ЕСН на стоимость доставки работников?

    Минфин России предлагает провести водораздел следующим образом.

    В том случае, если предприятие организует доставку работников до места работы и обратно в связи с производственной необходимостью (например, по причине отсутствия маршрутов транспорта общего пользования в месте нахождения предприятия), то оплата такой доставки не может считаться выплатой, предназначенной для работника и произведенной в его интересах (см. Письмо Минфина России от 14.04.2006 N 03-05-02-04/46).

    Если же доставка работников является доброй волей предприятия и оно уменьшило налогооблагаемую прибыль на сумму таких затрат, то на стоимость такой доставки необходимо начислить ЕСН (Письмо Минфина России от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110).

    На наш взгляд, нужно прояснить еще один момент: являются ли эти выплаты персонифицированными?

    Дело в том, что налоговая база по ЕСН определяется отдельно по каждому физическому лицу (п. 2 ст. 237 НК РФ). Как правило, оплата услуг транспортной компании не зависит от количества перевозимых работников. Учет работников, которые пользуются служебным автобусом, не ведется. Следовательно, определить сумму выплат, произведенных за какой-либо период (например, за месяц) в пользу конкретного работника, невозможно.

    Таким образом, налоговую базу по ЕСН посчитать невозможно. Но от спора с налоговиками организацию это вряд ли спасет, поскольку они настаивают на том, что нужно вести персонифицированный учет работников, пользующихся служебным транспортом.

    У Высшего Арбитражного Суда РФ следующая позиция по данному вопросу.

    Оплата транспортным организациям услуг по доставке работников к месту работы и обратно является расходами предприятия, связанными с организацией производственной деятельности. Выплаты в пользу работников, признаваемые объектом обложения ЕСН, при этом не производятся (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2006 N 10847/05).

    Исключением из общего правила является ситуация, когда работники предприятия имеют возможность использовать документы, служащие основанием для проезда в городском пассажирском транспорте к месту работы и обратно, и для поездок по личным нуждам.

    2.2. Требования охраны труда при перевозке работников к месту работы и обратно

    В этом случае оплату услуг транспортных организаций по перевозке работников предприятия к месту работы и обратно необходимо рассматривать как выплату в пользу работников и облагать ее ЕСН (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 9532/05).

    Налог на доходы физических лиц

    При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

    Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

    Ситуацию, когда работник не может доехать до работы никаким другим транспортом, кроме служебного (личный автомобиль в расчет не берется, он есть не у каждого), следует рассматривать как производственную необходимость. Экономической выгоды от пользования служебным транспортом в этом случае работник не получает. Следовательно, доход, облагаемый НДФЛ, у него не возникает (см. Письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434).

    Если же работник пользуется служебным автобусом в ситуации, когда у него есть альтернативный способ добраться на работу и с работы (например, до предприятия курсирует муниципальный автобус), то у него возникает доход в натуральной форме в виде стоимости услуг, оказанных в его интересах на безвозмездной основе (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

    При получении работником дохода в натуральной форме налоговая база исчисляется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ). Предприятие, от которого работник получил этот доход, обязано исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога (п. 1 ст. 226 НК РФ).

    Однако рассчитать сумму дохода применительно к каждому работнику в данном случае предприятие не может. С обезличенных выплат НДФЛ не уплачивается (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42).

    На наш взгляд, этот подход применим и в настоящее время потому, что НДФЛ, так же как и подоходный налог, удерживается с доходов конкретного физического лица.

    Однако Минфин России придерживается иной точки зрения по данному вопросу (см. Письмо от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110).

    Финансовое ведомство считает, что предприятие должно организовать и вести персонифицированный учет работников, пользующихся служебным транспортом. Это необходимо для определения суммы оплаты доставки, приходящейся на каждого работника. Именно эту сумму оно должно включить в налоговую базу по НДФЛ каждого работника.

    И.Кирюшина

    АКДИ "Экономика и жизнь"

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *