Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Содержание

1. Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации 3

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20

1.5.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: система регулирующих практику документов

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 71, п. «р») официальный бухгалтерский учет находится в ведении государства. Ему отводится ведущая роль в формализации правил формирования учетных и отчетных показателей.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган призван осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Таким образом, система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает 5 уровней документов:

1. законодательный;

2. федеральный нормативный уровень;

3. отраслевой нормативный уровень;

4. методологический уровень;

5. организационный уровень.
Первый уровень – законодательный. Он объединяет главные по степени приоритетности документы — федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ. К документам этого уровня относятся: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ; Гражданский, Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; Постановление Правительства «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО»; федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и другие.

Документы законодательного уровня регулирования учета устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета прямо или косвенно. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности, создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. В Законе об акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного капитала. В Гражданском кодексе установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т. д.

Второй уровень – федеральные стандарты (положения) – представлен системой национальных стандартов учета, составленных на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Это Положениями по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и др. В ПБУ обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, описаны возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Также к федеральным стандартам, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, относят План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, и приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Третий уровень – отраслевые стандарты – документы, содержащие детальную проработку и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней, с учетом отраслевой специфики финансово-хозяйственной деятельности. Это, например, План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации.

Четвертый уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета. Документы этого уровня призваны помочь хозяйствующим субъектам рационально, в соответствии с новейшими разработками, организовать ведение бухгалтерского учета. Эти документы не являются обязательными к применению и носят рекомендательный характер.

Пятый уровень – стандарты экономического субъекта. Документы этого уровня разрабатываются организацией самостоятельно на базе положений документов более высокой степени приоритетности и обязательны к применению только работниками данной организации. В них фиксируется выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности компании, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников. Стандарты экономического субъекта: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота, форма бухгалтерского учета, методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, инструкции по инвентаризации и т.д.

Особое место в системе регулирования учета и отчетности в России занимают Международные стандарты финансовой отчетности. МСФО ‒ это нормативные документы, определяющие требования к содержанию и методологии формирования бухгалтерской информации на основе увязки разных национальных систем учета. Это стандарты, посвященные вопросам составления финансовой отчетности общего назначения, они не регламентируют ни план счетов, ни формы первичных документов и учетных регистров. Среди стандартов есть такие, которые посвящены исключительно вопросам составления и представления отчетности, но есть и такие, которые устанавливают порядок учета тех или иных активов или обязательств.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году Комитет был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности и с апреля 2001 года вновь создаваемые стандарты стали выпускаться под названием International Financial Reporting Standards (IFRS).

В России национальные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) разрабатываются с учетом основных норм МСФО начиная с 1994 г. Главным результатом реформирования национальной системы учета в соответствии с МСФО предполагалось создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики, понятной зарубежным инвесторам и соответственно способствующей привлечению инвестиций.

В 2010 году был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. МСФО признаются на территории Российской Федерации применяемыми приказами Министерства финансов начиная с 2011 года. На сегодняшний день на сайте Минфина опубликована консолидированная версия МСФО, в которой инкорпорированы все принятые изменения стандартов. В том числе, к действующим в России стандартам относятся: МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 2 «Запасы», МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и др.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Все бланки и формы на filling-form.ru

filling-form.ru

Поговорим о стандартах экономического субъекта

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся не только федеральные, отраслевые стандарты, но и рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта. Это следует из действующего Закона о бухгалтерском учете <1>, в котором не слишком много внимания уделено собственным бухгалтерским стандартам организации? Что же это за документы и для чего они предназначены? В чем их отличие от учетной политики? Какие собственные стандарты бухучета могут пригодиться транспортным компаниям и экспедиторам?

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Стандарты экономического субъекта и учетная политика

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения бухгалтерского учета. Для сравнения, учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухучета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) (п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Экономический субъект сам формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (п. 13 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании ею своей учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выведенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008).

Как видим, стандарты экономического субъекта и учетная политика организации во многом схожи, но есть и различия. Первое из них состоит в том, что для разработки и применения учетной политики есть отдельное ПБУ 1/2008. Для разработки стандартов экономического субъекта никакого конкретного базового документа нет. Во-вторых, учетная политика в обязательном порядке основывается на федеральных и отраслевых стандартах, к собственным "ПБУ" организации такого требования нет, есть лишь указание на то, что они не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами, то есть не должны искажать заложенную в них методологию. А уж каким образом это будет достигаться — решать экономическому субъекту.

И еще: сама по себе учетная политика конкретной организации не относится к документам, регулирующим бухучет, — она же не федеральный стандарт. Таковым является ПБУ 1/2008, которое и устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций. То есть учетная политика — это, по сути, "производная" ПБУ 1/2008, а также других федеральных и отраслевых стандартов. Стандарты же экономического субъекта не являются производными от каких-либо документов, но в силу прямого указания Закона относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет, пусть и самого низкого уровня. Получается, что сравнивать в рамках одной иерархии учетную политику и собственные "ПБУ" организации некорректно и тем более не стоит отдавать приоритет одному из данных документов. Напомним, что стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения ведения бухгалтерского учета. Они дополняют федеральные, отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета, на основе которых разрабатывается учетная политика организации. Следовательно, собственные "ПБУ" компании являются одним из кирпичиков в фундаменте законодательства о бухгалтерском учете. Учетная же политика — не часть законодательства, а внутренний руководящий документ, используемый для организации и ведения бухгалтерского учета, а не для упорядочивания этого непростого процесса.

Когда могут понадобиться свои "ПБУ"?

Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от того, чем занимается организация и с какими фактами хозяйственной жизни имеет дело. Наиболее полный список активов, обязательств, доходов, расходов и иных объектов учета хозяйствующего субъекта приведен в Плане счетов бухгалтерского учета. В нем выделены следующие основные разделы (подразделы):

  • внеоборотные активы (ОС, НМА, доходные вложения в материальные ценности, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, отложенные налоговые активы);
  • производственные запасы (материалы, животные на откорме, НДС, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, ТЗР);
  • затраты на производство (основные, вспомогательные, общепроизводственные, общехозяйственные, полуфабрикаты, брак, обслуживающие производства и хозяйства);
  • готовая продукция и товары (выпуск продукции, готовая продукция, торговая наценка, расходы на продажу, выполненные этапы по незавершенным работам);
  • денежные средства (касса, счета в банках, переводы, финансовые вложения);
  • расчеты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами, отложенные налоговые обязательства);
  • капитал (уставный, резервный, добавочный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование);
  • финансовые результаты (продажи, прочие доходы и расходы, недостачи и потери, расходы, доходы будущих периодов, прибыли и убытки);
  • забалансовые счета (арендованные ОС, износ ОС, ТМЦ на хранении, материалы в переработке, БСО, оборудование для монтажа, обеспечение платежей).

Действующие ПБУ и отраслевые стандарты, а также рекомендации в области бухгалтерского учета охватывают не все перечисленные разделы и подразделы. При этом План счетов и Инструкция по его применению являются не более чем рекомендательными документами, на основании которых организация разрабатывает собственный, рабочий план счетов бухгалтерского учета. А как отражать хозяйственные операции? На основании не имеющих характера нормативного документа Плана счетов и Инструкции по его применению? Или же прописывать в учетной политике все бухгалтерские проводки, с которыми имеет дело бухгалтер?

Раньше подобных вопросов не возникало — вероятно, потому, что нормативная база регулирования бухгалтерского учета была не настолько урегулированной и проработанной. Да и сейчас о полной ясности говорить рано.

В курсе ли ваш бухгалтер, как меняется бухучет? Или о неотвратимости новых стандартов

Тем не менее у хозяйствующего субъекта есть способ структурировать свой бухучет "от и до" — в этом как раз помогут стандарты экономического субъекта.

Начнем с того, что действующими ПБУ не урегулирован учет расчетов хозяйствующих субъектов. В такой ситуации бухгалтеры обращаются к справочникам корреспонденций счетов бухгалтерского учета. Почему бы нет? На основе подобного справочника (созданного авторитетными авторами, которым бухгалтер доверяет) можно сформировать стандарт экономического субъекта по тем или иным расчетам (с дебиторами и кредиторами, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями и т.д.). Отдельно можно разработать свое "ПБУ" по учету расчетов с обособленными подразделениями, выведенными на отдельный баланс. Очевидно, что тем подразделениям, у которых его нет, хватит и раздела положения о документообороте, регламентирующего передачу документов из обособленного подразделения в центральную бухгалтерию для ведения учета.

Следующая категория стандартов экономического субъекта — посвященные учету денежных средств (в кассе, на банковских счетах), переводам, расчетам в валюте. Также не помешает обосновать в отдельном внутреннем стандарте проводки по уставному, резервному и добавочному капиталу, в отдельных случаях исключая бухгалтерские записи, регламентированные "минфиновскими" ПБУ.

А как же такие распространенные операции, как аренда или лизинг ТС? В настоящий момент действуют Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга <2>. Но они введены в действие более 15 лет назад до начала реформирования бухгалтерского учета и на основе утратившего силу Плана счетов. Конечно, это не позволяет считать документ утратившим силу, тем не менее ему уже подготовлена замена. Как догадался читатель, речь идет о проекте нового ПБУ "Учет аренды" <3>. Международные методологи, да и наши тоже, только приветствуют более раннее применение новых нормативных актов и поправок к действующим стандартам. Почему бы эту позицию не взять на вооружение по отношению к проекту и не применять его уже сейчас, прописав базовые нормы в отдельном стандарте экономического субъекта? К сожалению, есть ряд сложностей. Во-первых, на сайте Минфина проект ПБУ выложен пока не в окончательной редакции. Во-вторых, в нем непросто разобраться — есть принципиальные отличия от традиционной методологии учета аренды. В-третьих, встает вопрос с началом применения собственного "ПБУ" организации, переписанного с "минфиновского" проекта. Ведь, по сути, это новый способ ведения бухгалтерского учета, на который должна быть ссылка в учетной политике. А значит, применять новшества нужно с начала года (при этом последствия изменения учетной политики отражаются в отчетности ретроспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008). Аналогичную тактику можно применить к проекту ПБУ "Учет вознаграждений работникам", который выложен на сайте финансового ведомства уже более двух лет назад.

<2> Утверждены Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15.
<3> Проект данного федерального стандарта уже был прокомментирован на страницах журнала, см. статью Л.Г. Лукиновой "Аренда транспортных средств: новый взгляд", 2012, N 5.

Что касается других проектов, связанных с обновлением учета основных средств, запасов, доходов организации, спешить не стоит. Ведь есть действующие аналоги данных проектов, которые как документы области регулирования бухгалтерского учета обязательны к применению. Заложенные в них способы ведения учета взаимосвязаны и применяются не один год, чтобы их сменить, понадобятся комплексные поправки, меняющие методологию учета различных объектов (активов, обязательств, доходов, расходов и т.д.) одновременно. И не исключено, что чиновники введут в действие сразу несколько обновленных стандартов.

Остается добавить, что стандарты экономического субъекта, пусть разработанные исходя из справочников корреспонденции счетов, являются правовыми документами, на основе которых ведется учет, и поэтому не должны противоречить учетной политике организации. Вернее, они должны ее дополнять, чтобы в учете и в отчетности не было пробелов, "ликвидированных" справками бухгалтера. Справка — документ, подтверждающий операцию, но никак не обосновывающий способ ее отражения в бухгалтерском учете. (Это личное мнение автора статьи, читатели вправе не согласиться.)

Пример стандарта экономического субъекта

Допустим, бухгалтер транспортной компании решил обосновать своим "ПБУ" бухгалтерский учет вознаграждений работникам и учет расчетов по оплате труда. В качестве базиса для стандарта экономического субъекта на данную тематику возьмем проект ПБУ "Учет вознаграждений работникам", рекомендации экспертов БМЦ по отражению в учете отпусков и вознаграждений по итогам работы за год, а также какой-нибудь распространенный справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета.

Стандарт экономического субъекта может выглядеть следующим образом.

  1. Документ устанавливает порядок отражения вознаграждений работникам в бухгалтерском учете и отчетности организации, а также расчетов по оплате труда.
  2. Виды вознаграждений и то, что к ним не относится, выделены в таблице.
Вознаграждения работникам Не относятся к вознаграждениям
1. Заработная плата (оплата труда
работника):
— компенсационные выплаты (доплаты и
надбавки компенсационного характера, в
том числе за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных, работу в
особых климатических условиях и на
территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные
выплаты компенсационного характера);
— стимулирующие выплаты (доплаты и
надбавки стимулирующего характера,
премии и иные поощрительные выплаты), а
также иные компенсации, непосредственно
связанные с выполнением работником
трудовых функций (оплачиваемые
отпуска — ежегодный, дополнительный,
учебный и т.п.; пособия по временной
нетрудоспособности)
— стоимость ресурсов организации
(сырья, материалов, основных
средств, активов, топлива,
энергии), использованных при
выполнении трудовых функций;
— затраты организации, связанные
с обеспечением нормальных и
безопасных условий труда
работников;
— возмещение расходов работников,
понесенных в связи с исполнением
служебных поручений (оплата
служебных командировок, расчеты
по подотчетным суммам и т.п.), а
также расходов, понесенных при
использовании личного имущества;
— выплаты работникам по договорам
подряда и другим договорам
гражданско-правового характера, а
также непосредственно связанные с
такими выплатами страховые
взносы;
— средства, затрачиваемые на
содержание профсоюзных
организаций;
— выплаты работникам в виде
дивидендов акционерных обществ и
распределения прибыли, остающейся
после налогообложения (чистой
прибыли)
2. Выплаты в пользу работников и членов
их семей:
— расходы на лечение, медицинское
обслуживание, добровольное
медстрахование, добровольное пенсионное
обеспечение и доплаты к пенсиям;
— обучение, питание, компенсация
(оплата) расходов работника на
коммунальные услуги;
— компенсация расходов по процентам по
кредитам и займам;
— средства, отчисляемые профсоюзам на
культурно-массовую и физкультурно-
оздоровительную работу добровольные
отчисления на социальные нужды)
  1. Обязательства перед работниками с определенной величиной и сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой организация не может избежать <4>, и сумма затрат может быть надежно и обоснованно определена бухгалтером. В учете обязательства по таким вознаграждениям отражаются проводками Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69. Выплата вознаграждения работникам отражается записью Дебет 70 Кредит 50, 51, перечисление взносов, начисленных с зарплаты, и иных выплат — Дебет 69 Кредит 51.

<4> Обязанность возникает в результате выполнения работниками трудовых функций или выполнения других условий, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами организации и (или) сложившейся практикой деятельности.

  1. Обязательства организации по оплачиваемым перерывам в работе (отпускам, периодам временной нетрудоспособности и т.д.) либо распределяются на весь период перерыва (если оплачиваемый перерыв в работе может быть перенесен на будущие отчетные периоды), либо отражаются в том периоде, когда возникла обязанность по оплате дней отсутствия на работе (если перерыв не может быть перенесен на будущее). При распределении может быть задействован счет учета расходов будущих периодов.
  2. Обязательства по вознаграждениям работникам с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой нельзя избежать, уменьшение экономических выгод для исполнения оценочного обязательства по вознаграждениям работникам вероятно и величина такого обязательства может быть обоснованно оценена. Так, оценочными являются обязательства по оплате отпусков сотрудников и по выплате бонусного вознаграждения по итогам работы предприятия за год.
  3. Обязательство по оплате отпусков оценивается по каждому работнику на каждую отчетную дату исходя из фактического количества дней отпуска и среднего заработка, с учетом страховых взносов. В учете оценочное обязательство по оплате отпусков отражается по дебету счета учета затрат, на котором учитываются расходы по оплате труда и страховые взносы, в корреспонденции со счетом учета резервов предстоящих расходов (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96). В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам (использование отпусков, выплаты компенсации за отпуск) отражается соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов (Дебет 96 Кредит 70, 69). В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты по погашению текущего обязательства по оплате отпусков отражаются в общем порядке (Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69). При избыточности оценочного обязательства непогашенный остаток включается в расчет оценочного обязательства следующего отчетного периода (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96) (без списания ранее признанных избыточных сумм на прочие доходы организации).
  4. При определении величины оценочного обязательства по вознаграждениям по итогам работы за год принимается во внимание то, что на величину годового бонуса могут влиять достижение определенных экономических показателей (прибыли, рентабельности) и количество работников, которым, как ожидается, будут выплачены премиальные. В течение года оценочное обязательство по годовому бонусу определяется с учетом процента вероятности достижения показателей, от которых зависит выплата вознаграждения. В первом отчетном периоде процент небольшой, поэтому оценочное обязательство не отражается, но по истечении полугода есть основание отразить обязательство по выплате годового бонуса с учетом вероятности 50% достижения необходимых показателей (прибыли, рентабельности). В учете делается запись Дебет 20, 23, 26 Кредит 96, и по итогам последующих периодов таким способом увеличивается оценочное обязательство. Фактическое начисление бонуса по итогам года отражается так — Дебет 96 Кредит 70, 69.

При недостаточности оценочного обязательства остаток вознаграждения по итогам работы за год отражается проводкой Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69, а при избыточности оценочного обязательства остаток списывается в прочие доходы (Дебет 96 Кредит 91).

Итак, мы привели один из вариантов стандарта экономического субъекта, посвященного учету вознаграждений работникам и расчетов по оплате труда. Читатель вправе разработать иной вариант, главное, чтобы он был удобен, практичен и не противоречил общей методологии бухгалтерского учета.

* * *

Как видим, стандарты экономического субъекта — это непростой инструмент регулирования и ведения бухгалтерского учета в организации. Тем не менее им не стоит пренебрегать, так как собственные "ПБУ" позволят уже сегодня обосновать многие бухгалтерские записи и решения, которые раньше принимались на веру просто потому, что так принято, что другого варианта практика ведения бухучета не предусматривает. Стандарты экономического субъекта помогут законно обосновать многие обычные и не совсем обычные проводки, а также заполнить иные пробелы в нормативной базе бухгалтерского учета организации. И тогда бухгалтеру не придется во время проверок вспоминать, почему он сделал так, а не иначе, какой подход применяется системно, а какое решение было принято разово в связи с особыми обстоятельствами.

М.В.Семенов

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

1. Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организации 3

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20

1.5. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 71, п. «р») официальный бухгалтерский учет находится в ведении государства. Ему отводится ведущая роль в формализации правил формирования учетных и отчетных показателей.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган призван осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Таким образом, система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает 5 уровней документов:

1. законодательный;

2. федеральный нормативный уровень;

3. отраслевой нормативный уровень;

4. методологический уровень;

5. организационный уровень.
Первый уровень – законодательный. Он объединяет главные по степени приоритетности документы — федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ.

К документам этого уровня относятся: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ; Гражданский, Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; Постановление Правительства «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО»; федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и другие.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Документы законодательного уровня регулирования учета устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета прямо или косвенно. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности, создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. В Законе об акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного капитала. В Гражданском кодексе установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т. д.

Второй уровень – федеральные стандарты (положения) – представлен системой национальных стандартов учета, составленных на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Это Положениями по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и др. В ПБУ обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, описаны возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Также к федеральным стандартам, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, относят План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, и приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Третий уровень – отраслевые стандарты – документы, содержащие детальную проработку и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней, с учетом отраслевой специфики финансово-хозяйственной деятельности. Это, например, План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации.

Четвертый уровень – рекомендации в области бухгалтерского учета. Документы этого уровня призваны помочь хозяйствующим субъектам рационально, в соответствии с новейшими разработками, организовать ведение бухгалтерского учета. Эти документы не являются обязательными к применению и носят рекомендательный характер.

Пятый уровень – стандарты экономического субъекта. Документы этого уровня разрабатываются организацией самостоятельно на базе положений документов более высокой степени приоритетности и обязательны к применению только работниками данной организации. В них фиксируется выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности компании, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников. Стандарты экономического субъекта: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота, форма бухгалтерского учета, методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, инструкции по инвентаризации и т.д.

Особое место в системе регулирования учета и отчетности в России занимают Международные стандарты финансовой отчетности. МСФО ‒ это нормативные документы, определяющие требования к содержанию и методологии формирования бухгалтерской информации на основе увязки разных национальных систем учета. Это стандарты, посвященные вопросам составления финансовой отчетности общего назначения, они не регламентируют ни план счетов, ни формы первичных документов и учетных регистров. Среди стандартов есть такие, которые посвящены исключительно вопросам составления и представления отчетности, но есть и такие, которые устанавливают порядок учета тех или иных активов или обязательств.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году Комитет был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности и с апреля 2001 года вновь создаваемые стандарты стали выпускаться под названием International Financial Reporting Standards (IFRS).

В России национальные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) разрабатываются с учетом основных норм МСФО начиная с 1994 г. Главным результатом реформирования национальной системы учета в соответствии с МСФО предполагалось создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики, понятной зарубежным инвесторам и соответственно способствующей привлечению инвестиций.

В 2010 году был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. МСФО признаются на территории Российской Федерации применяемыми приказами Министерства финансов начиная с 2011 года. На сегодняшний день на сайте Минфина опубликована консолидированная версия МСФО, в которой инкорпорированы все принятые изменения стандартов. В том числе, к действующим в России стандартам относятся: МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 2 «Запасы», МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и др.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Все бланки и формы на filling-form.ru

filling-form.ru

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Стандарты подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Комментарий

Стандарты бухгалтерского учета это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) могут называться Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Такие названия давал Минфин этому типу документов.

Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, Стандарт по основным средствам, Стандарт по нематериальным активам, Стандарт по доходам и т.д.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 3) определяет:

"Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета."

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" относит стандарты к документам в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). Так, указывается, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению (если иное не установлено этими стандартами).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Примеры федеральных стандартов бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Документы регулирующие бухгалтерский учет

Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил "Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.". Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты. Новые стандарты бухгалтерского учета и изменения в уже существующие вступят в силу с 2018 по 2020 годы.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Дополнительно

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) — одно из названий российского стандарта бухгалтерского учета.

Внешние ссылки

Проекты НПА и иных документов по бухучету (minfin.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *