Государственный аудит

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бух. учета и отчетности

— подразделение Министерства финансов РФ, созданное на основе объединения Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ и Центральной аттестацион-но-лицензионной комиссии Минфина РФ.

В состав Департамента входят отделы по видам контроля: финансового государственного, внутриведомственного и независимого контроля — аудита.

Это позволяет сформировать на общей методологич. основе важнейшую функцию управления — контроль; способствует созданию единой методич. основы гос. финанс. контроля и аудита, обоснованию приоритетных направлений контроля, методов контроля и порядка оформления выводов о финанс. состоянии орг-ции; обеспечивает подготовку квалифицированных кадров контрольных органов, включая организацию повышения квалификации специалистов контрольно-ревизионных подразделений администрации областей, министерств финансов республик и финансовых органов местного самоуправления, а также подготовку и повышение квалификации аудиторов.

Гл. направление деятельности Департамента в соответствии с возложенными на него задачами — осуществление гос. финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, расходованием средств гос. внебюджетных фондов и др. федеральных средств; проведение в пределах его компетенции комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования средств федерального бюджета; организация и проведение самостоятельно и с привлечением аппарата гл. контролеров-ревизоров по субъектам Федерации документальных ревизий и проверок финансово-хоз. деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, по обращениям органов гос. власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Одна из осн.

Финансовый контроль

функций Департамента — осуществление контроля за качеством проводимых ревизий, контроля и аудиторских проверок, включая упреждающие и последующие контрольные мероприятия. Упреждающий контроль обеспечивается оценкой квалификации работников контрольных служб, их аттестацией, разработкой методических и организационных регламентов {стандартов, правил).

Последующий контроль связан с прямой проверкой полноты, глубины проверок ((объективности выводов, к-рую могут проводить или специально для этой цели уполномоченные аудиторские фирмы, или специалисты контрольно-ревизионных орг-ций. В особо ответств. случаях для повторной проверки может быть сформирована бригада специалистов. При проведении контрольных проверок в качестве одного из приемов применяются встречные проверки, т.е. оценка правильности учета хоз. операций у партнеров. Такой подход применяется для особо ответств. и крупных сделок, при выявлении злоупотреблений по уплате налогов или искажений налоговой базы.

Понятие бюджетного аудита

В последнее время получило применение понятие «государственный аудит». Обычно аудит трактуют как выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета. Однако такое понимание является слишком узким, раскрывает только одну сторону аудита.

В более широком варианте аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заинтересованному пользователю.

Именно в этом ключе и следует рассматривать понятие «государственный аудит». С.В.Степашин в своем фундаментальном труде определяет государственный аудит как систему внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными), призванную обеспечить согласование деятельности органов власти с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. При этом выделяется 7 направлений деятельности современного государственного аудита:

— финансовый аудит;

— аудит соответствия (законности);

— аудит эффективности расходования бюджетных средств;

— аудит эффективности деятельности государственных органов;

— аудит эффективности внутренних систем контроля;

— аудит эффективности системы национальных счетов;

— аудит трансформаций.

В.А.Двуреченских предлагает считать основными формами государственного аудита:

— финансовый аудит;

— управленческий аудит;

— аудит информации;

— стратегический аудит.

Предметом государственного аудита являются государственные ресурсы (бюджетные средства, государственное имущество, природные ресурсы, интеллектуальная собственность и т.д.), пользователем результатов аудита – законодательные органы государственной власти. Субъектом государственного аудита является специально созданный государственный орган (орган внешнего государственного аудита – Счетная палата Российской Федерации), который предоставляет заинтересованному пользователю (законодательному органу) квалифицированное независимое заключение о качестве управления общественными ресурсами, снабжает его объективной информацией о «финансовом здоровье» государства и предлагает рекомендации по совершенствованию управленческих решений.

Аудит в бюджетной системе Российской Федерации можно назвать бюджетным аудитом (внешним аудитом бюджетов). Его субъектами являются органы внешнего государственного финансового контроля – Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, бюджетный аудит определяется как системный процесс получения и оценки объективных данных о качестве управления бюджетными средствами, состоянии внутреннего финансового контроля, достоверности финансовой отчетности, законности и эффективности использования бюджетных средств, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса органами внешнего финансового контроля, с предоставлением результатов аудита законодательным (представительным) органам.

Бюджетный аудит отличается от бюджетного контроля тем, что имеет аналитический, исследовательский, информационный характер, не предполагает применение к объекту аудита каких-либо санкций. Отличительными особенностями бюджетного аудита являются:

— анализ проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, оценка достижимости заявленных результатов;

— выражение независимого мнения о полноте и достоверности финансовой отчетности объекта бюджетного аудита;

— оценка эффективности использования бюджетных средств, особенно в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;

— оценка эффективности управления бюджетными средствами,

— анализ состояния внутреннего финансового контроля;

— предоставление итогов аудита заинтересованному пользователю (законодательному органу);

— обеспечение публичности, которая позволит членам гражданского общества давать оценку тому, насколько эффективно избранная им власть управляет общественными финансами;

— предоставление объекту бюджетного аудита рекомендаций по устранению недостатков и совершенствованию отчетности, улучшению качества и эффективности работы.

Можно выделить следующие виды бюджетного аудита, применяемые органами внешнего финансового контроля (аудита) на всех стадиях бюджетного процесса:

Аудит исполнимости. Применяется в ходе проведения экспертизы проектов бюджетов, государственных (муниципальных) программ. При этом оценивается рациональность планирования бюджетных показателей, предполагаемые результаты на предмет возможности их достижения за счет запланированных для этого ресурсов, получение желаемых социально-экономических последствий.

Аудит адекватности. При осуществлении мониторинга исполнения бюджетов фактически оценивается динамика их исполнения, соответствие текущих показателей утвержденным бюджетным назначениям, то есть адекватность хода исполнения бюджета заявленной бюджетной траектории. При отклонении то этой траектории субъект аудита посылает сигналы об этом законодательным (представительным) органам, которые приняли соответствующие бюджеты.

Аудит результатов. Он призван оценить достигнутые в процессе исполнения бюджета результаты, что достигается в процессе последующего контроля. При этом проводится:

а) финансовый аудит, который заключается в оценке:

— полноты и достоверности бюджетной отчетности (аудит отчетности);

— исполнения норм действующего законодательства, соответствия показателей исполнения бюджетов утвержденным бюджетным назначениям и законности проведенных финансовых операций (аудит соответствия);

б) аудит эффективности, при котором оценивается:

— эффективность использования бюджетных средств;

— эффективность деятельности государственных органов;

— эффективность внутренних систем контроля.

Финансовый аудит предполагает оценку результатов финансовой деятельности объекта аудита. Так, полнота и достоверность бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (аудит отчетности) осуществляется при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении соответствующих бюджетов. При экспертизе закона (решения) об исполнении бюджета оценивается соответствие показателей исполнения бюджета утвержденным бюджетным назначениям (а это элемент аудита соответствия).

Аудит эффективности обычно осуществляется по критериям экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств:

— результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов при использованном объеме средств, определенных бюджетом;

— экономичность выражается в использовании на достижение заданного результата наименьшего объема бюджетных средств;

— продуктивность обычно определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Схематично система бюджетного аудита изображена на рис. 7.

Рис. 7.

Департамент государственного финансового контроля и аудита МФ РФ

Схема аудита в бюджетном процессе

Наряду с бюджетным аудитом, осуществляемым органами внешнего финансового контроля, в системе исполнительных органов государственной власти в последнее время появилось понятие – внутренний финансовый аудит. Обособленные подразделения внутреннего финансового аудита создаются в структуре главных распорядителей средств федерального бюджета. Их целями являются:

— оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

— подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;

— подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит проводится в подразделениях главных распорядителей бюджетных средств, у распорядителей и получателей бюджетных средств и, в конечном итоге, должен способствовать более эффективной их деятельности по управлению общественными финансами.

Рассмотренные в данной главе теоретические основы бюджетного контроля являются научным фундаментом для освоения материала, изложенного в последующих главах. Понимание теоретических положений, основополагающих взаимосвязей между элементами системы бюджетного контроля, усвоение терминологии и фундаментальных понятий поможет разобраться в принципиальных положениях, определяющих организацию бюджетного контроля в государстве, основы устройства и деятельности осуществляющих его органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

Задания:

1. Нарисуйте схему системы бюджетного контроля, субъектом которого являются органы внутреннего финансового контроля. Объясните взаимосвязи между элементами этой системы.

2. Сформулируйте определения контроля, государственного контроля, финансового контроля, государственного финансового контроля, бюджетного контроля. Объясните сходство и различия этих понятий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое система управления, какое место в ней занимает контроль?

2. Что такое государственный финансовый контроль?

3. Перечислите виды государственного финансового контроля.

4. Перечислите принципы государственного финансового контроля.

5. Каковы функции государственного финансового контроля?

6. Что такое бюджетный контроль?

7. Каковы формы бюджетного контроля?

8. Назовите методы бюджетного контроля.

9. Какие методы бюджетного контроля используются при осуществлении а) предварительного, б) текущего и в) последующего контроля?

10. В чем состоит различие внешнего и внутреннего финансового контроля?

11. Что такое контрольно-счетные органы?

12. Какие формы и методы бюджетного контроля применяются контрольно-счетными органами?

13. Что такое бюджетный аудит?

14. Назовите субъекты бюджетного аудита.

15. Зачем проводится внутренний финансовый аудит и каковы его объекты?

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бух. учета и отчетности

— подразделение Министерства финансов РФ, созданное на основе объединения Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ и Центральной аттестацион-но-лицензионной комиссии Минфина РФ.

В состав Департамента входят отделы по видам контроля: финансового государственного, внутриведомственного и независимого контроля — аудита.

Это позволяет сформировать на общей методологич. основе важнейшую функцию управления — контроль; способствует созданию единой методич. основы гос. финанс. контроля и аудита, обоснованию приоритетных направлений контроля, методов контроля и порядка оформления выводов о финанс. состоянии орг-ции; обеспечивает подготовку квалифицированных кадров контрольных органов, включая организацию повышения квалификации специалистов контрольно-ревизионных подразделений администрации областей, министерств финансов республик и финансовых органов местного самоуправления, а также подготовку и повышение квалификации аудиторов.

Гл. направление деятельности Департамента в соответствии с возложенными на него задачами — осуществление гос. финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, расходованием средств гос. внебюджетных фондов и др. федеральных средств; проведение в пределах его компетенции комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования средств федерального бюджета; организация и проведение самостоятельно и с привлечением аппарата гл. контролеров-ревизоров по субъектам Федерации документальных ревизий и проверок финансово-хоз. деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, по обращениям органов гос. власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Одна из осн. функций Департамента — осуществление контроля за качеством проводимых ревизий, контроля и аудиторских проверок, включая упреждающие и последующие контрольные мероприятия. Упреждающий контроль обеспечивается оценкой квалификации работников контрольных служб, их аттестацией, разработкой методических и организационных регламентов {стандартов, правил).

Последующий контроль связан с прямой проверкой полноты, глубины проверок ((объективности выводов, к-рую могут проводить или специально для этой цели уполномоченные аудиторские фирмы, или специалисты контрольно-ревизионных орг-ций. В особо ответств. случаях для повторной проверки может быть сформирована бригада специалистов. При проведении контрольных проверок в качестве одного из приемов применяются встречные проверки, т.е.

Виды и органы финансового контроля

оценка правильности учета хоз. операций у партнеров. Такой подход применяется для особо ответств. и крупных сделок, при выявлении злоупотреблений по уплате налогов или искажений налоговой базы.

Департамент государственного финансового контроля и аудита

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ

Государственный аудит — это вид профессиональной деятельности, направленный на повышение эффективности управления национальными ресурсами, важнейшими из которых являются государственные финансы, собственность, природные богатства, интеллектуальный капитал. Государственный аудит не сводится исключительно к проверке финансовой отчетности государственных структур: его миссией и основной задачей является обеспечение от имени государства и общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов власти по управлению вверенными им общественными ресурсами.

Область профессиональной деятельности выпускников включает обеспечение контроля и аудита финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений различных форм собственности, процессов формирования и использования данных ресурсов.

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве сотрудника контрольно-счетных органов, эксперта и аналитика в органах государственного управления и местного самоуправления, аудиторских, финансовых, банковских и страховых компаний всех форм собственности.

Выпускник магистратуры получает степень магистра и может продолжить обучение в аспирантуре.

Вступительные испытания

  • Комплексный междисциплинарный экзамен по государственному аудит

    Рекомендуем посмотреть

Формы и сроки обучения

Форма обучения

Нормативные сроки обучения

Базовое образование

Очная

2 года

  • Высшее профессиональное (бакалавриат)

Заочная

2,5 года

  • Высшее профессиональное (бакалавриат)

Учебный план

  • Основы государственного аудита
  • Стандарты внешнего финансового контроля
  • Философия права
  • Информационные технологии финансового контроля
  • Экономические и правовые учения
  • Стандарты ИНТОСАИ
  • Финансовый учет, анализ и аудит
  • Региональная экономика
  • Проблемы налогового администрирования
  • Организация проверок в системе государственного аудита
  • Обеспечение законности в финансовой сфере
  • Система внебюджетных социальных фондов
  • Основы научно-исследовательской деятельности
  • Финансовое право и обеспечение правопорядка
  • Государственный финансовый менеджмент
  • Налоговое планирование на предприятии
  • Государственное регулирование финансовых институтов
  • Валютное регулирование и валютный контроль
  • Публичное право
  • Арбитражный процесс
  • Анализ финансовых рынков
  • Гражданский процесс
  • Налоговый менеджмент и аудит
  • Оценка финансовых активов

Факультативы

  • Гражданское право
  • Учет в государственных (муниципальных) учреждениях
  • Судебная экономическая экспертиза

О результатах аудита использования бюджетных средств в строительстве.

Версия для печати

Контрольно-счетная палата Кировской области совместно с муниципальными контрольно-счётными органами завершила аудит эффективности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию, приобретение и ремонт объектов капитального строительства за 2011-2016 гг.

В ходе аудита проанализированы материалы контрольно-счётных органов, ТУ Росфиннадзора в Кировской области, областного министерства финансов, Госстройнадзора и других контролирующих органов за проверяемый период; по ряду вопросов и объектов проведены дополнительные проверки. Оценены результаты использования бюджетных средств и негативные факторы, снижающие эффективность их использования.

В проверяемом периоде на строительство, реконструкцию и приобретение объектов капитального строительства областной и муниципальной собственности израсходовано более 19 млрд.

Отдел государственного финансового контроля

рублей. С использованием бюджетных инвестиций построено, реконструировано и приобретено 964 объекта капитального строительства, в том числе 309 многоквартирных жилых домов, 170 объектов коммунальной инфраструктуры, 152 объекта газификации, 292 объекта социального, административного и иного назначения.

В ходе аудита отмечено, что эффективность использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию, приобретение и ремонт объектов капитального строительства была обеспечена не в полной мере. По оценке КСП, потери областного и местных бюджетов от выявленных в проверяемом периоде нарушений составили более 720 млн. рублей, из них наибольшую сумму составляют оплата невыполненных и некачественных работ, работ завышенной стоимости (206 млн. рублей), расходы на подготовку нереализованных проектов (256,7 млн. рублей).

Так, в ходе контрольных мероприятий установлено, что в 2011 г. из областного бюджета израсходовано 18,8 млн. рублей на подготовку проекта многопрофильной губернской больницы, который получил отрицательное заключение госэкспертизы и заморожен. Невозможна реализация проекта строительства легкоатлетического манежа в г. Кирове, на который в 2012 г. израсходовано 5,5 млн. рублей, — земельный участок, где планировалось строительство, в 2015 г. продан под жилищную застройку.*

Сохраняется проблема позднего выделения средств федерального бюджета (при необходимости освоения до конца финансового года), что не всегда позволяет воспользоваться ими эффективно и в полном объёме. В 2015 г. из-за позднего выделения субсидии на строительство сельских дорог (в августе) не состоялись торги по 2 объектам, и объём субсидии был сокращён на 91,3 млн. рублей.

В то же время областные и муниципальные заказчики должны обеспечивать максимальную готовность к оперативному, законному и результативному использованию средств субсидий на условиях, установленных федеральными органами.

Аудитом отмечено, что низкое качество проектных работ (либо отсутствие необходимой проектной документации) оказывало влияние на качество построенных объектов, сроки строительства, увеличение бюджетных расходов. Наиболее часто такие проблемы выявлялись при проверках мероприятий по капитальному ремонту: объектов здравоохранения (модернизация здравоохранения), многоквартирных жилых домов и др. Причинами этого являлись ненадлежащая организация подготовки проектной документации, низкий уровень квалификации и ответственности проектировщиков, значительное снижение цены контрактов на торгах при ненадлежащей приёмке проектных работ государственными и муниципальными заказчиками.

Проверками КСП устанавливались многочисленные нарушения, связанные с заключением контрактов и отбором подрядчиков.

Так, в ноябре 2015 г. министерство здравоохранения заключило контракты на сумму 97 млн. рублей на строительство 34 зданий фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врача общей практики. При этом на момент проведения электронных аукционов многие здания уже были построены, а некоторые эксплуатировались.

По итогам аудита отмечено отсутствие бюджетной эффективности при использовании механизма приобретения готовых объектов. Земельные участки передаются под строительство застройщикам, а затем готовые объекты приобретаются по договорам купли-продажи. Таким образом исключаются процедуры торгов на строительство и контроля заказчика за ходом работ. Кроме того, установлено, что стоимость большинства приобретаемых объектов завышается на 8-10 %. Завышение стоимости выявлено, например, при проверках покупки зданий детсадов и школ в Нолинском, Верхошижемском, Орловском, Шабалинском, Слободском, Уржумском районах на общую сумму более 48 млн. рублей.

Бóльшая часть нарушений при использовании бюджетных средств на строительство и ремонт связана с некачественной приёмкой строительных работ, несоблюдением требований законодательства о проведении строительного контроля, государственного строительного надзора.

Без обязательного государственного строительного надзора построены новый мост через р. Просница, инженерные сети к хирургическому корпусу Нолинской ЦРБ, водопровод в с. Макарье Котельничского района и ряд других объектов, что, в конечном итоге, создает риск снижения их надёжности, безопасности и долговечности.

Контрольно-счетная палата при проведении аудита обратила внимание также на сложившуюся в проверяемом периоде систему планирования бюджетных инвестиций, снижающую их бюджетную и социальную эффективность. В нарушение нормативных требований без проведения необходимой проверки эффективности инвестиционных проектов объекты включались в госпрограммы и финансировались из областного бюджета.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата предложила Правительству области рассмотреть итоги аудита и рекомендации КСП на расширенном совещании и принять меры по минимизации рисков неэффективных расходов при строительстве и ремонте объектов капитального строительства.

Главам муниципальных образований рекомендовано принять необходимые меры по доработке нормативно-правовой базы в сфере градостроительства и дорожного хозяйства, обеспечению соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств на строительство и ремонт, устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений.

* — данный проект легкоатлетического манежа не имеет отношения к проекту, реализуемому в мкр. «Вересники» г. Кирова в рамках внебюджетной программы «Газпром – детям».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *