Элементы налога НК РФ

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться  установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство  и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные(обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги  и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

2) порядок и сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки уплаты налога;
4) налоговые льготы.
Дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:
1) предмет налога;
2) масштаб налога;
3) единица налога;
4) источник налога;
5) налоговый оклад;
6) получатель налога.
Субъект налогообложения (налогоплательщики) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходыналогоплательщика.
Согласно российскому законодательству (ст.19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Предмет налогообложения – это реальная вещь это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объект же налога – право собственности на землю.
Объект налогообложения – это юридический факт (действие событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, получение дохода).
Налоговая база – это основной (обязательный) элемент налога представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст.53 НК РФ даётся следующее определение: «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». Соответственно различают налоговые базы:
1) со стоимостными показателями (стоимость имущества при исчислении);
2) с объёмно-стоимостными показателями (объём реализованных услуг при исчислении НДС);
3) с физическими показателями (объём добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговый период – это срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяжённость во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.
Согласно ст.55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его  исполнения не могут считаться определёнными, является налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.
Относительно данного элемента налога в ст.53 НК РФ сказано: «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».
Ставки налога следует классифицировать с учётом различных факторов.
1.

Какие элементы налогообложения должны быть закреплены в НК РФ

В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления):
1) равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
2) твёрдые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определён зафиксированный (например, 5 руб. с каждой лошадиной силы);
3) процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определённый процент налогового обязательства (например, с 1 руб. прибыли предусмотрено 24% налога).
2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога:
1) общие ставки;
2) повышенные ставки;
3) пониженные ставки.
3. В зависимости от содержания:
1) маргинальные ставки, которые даны непосредственно в нормативном акте о налоге;
2) фактические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
3) экономические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщика или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ).
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.
В последних двух случаях  кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях. Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:
1) на постоянной основе и на ограниченный срок;
2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.
Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Ониподразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Налоговые кредиты это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставки налога;
2) вычет из налогового оклада (валового налога);
3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;
4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранее уплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога –распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.
Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.
Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад – это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Главная » Налоги » Налоговый кодекс РФ » Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

Уголовный кодекс РФ Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов


Вернуться назад на Налоговый кодекс РФ

Статья 17 НК РФ:

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарий к статье 17 НК РФ:

1. В пункте 1 ст. 17 Кодекса указаны обязательные элементы налогообложения, без определения которых налог не считается установленным.

К обязательным элементам налогообложения относятся:

объект налогообложения. Объектами налогообложения согласно п. 1 ст. 38 Кодекса могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи;

налоговая база. Согласно п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

налоговый период. Под налоговым периодом в соответствии с п. 1 ст. 55 Кодекса понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

налоговая ставка. Как определено в п. 1 ст. 53 Кодекса, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

порядок исчисления налога. Статьей 52 Кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Согласно ст. 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;

порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с п. 1 ст. 58 Кодекса уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Сроки уплаты налогов и сборов согласно п. 4 ст. 58 Кодекса устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом.

2. В соответствии с п. 2 ст. 17 Кодекса в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (см. комментарий к ст. 56 Кодекса).

Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 5 июля 2001 г. N 162-О , льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в п. 1 ст. 17 Кодекса; исходя из смысла п.

Элементы налога. Виды налоговых ставок и налоговых льгот

2 ст. 17 Кодекса, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях; поскольку установление льгот не является обязательным при определении существенных элементов налога, отсутствие таких льгот для других категорий налогоплательщиков не влияет на оценку законности установления самого по себе налога.

———————————
Вестник КС РФ. 2002. N 1.

3. Согласно п. 3 ст. 17 Кодекса при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, а именно:

плательщики сборов;

объекты обложения сборами;

ставки сборов;

порядок исчисления сборов;

порядок и сроки уплаты сборов.

При установлении сборов в актах законодательства о налогах и сборах в необходимых случаях могут также предусматриваться льготы по уплате сборов и основания для их использования плательщиками сборов.

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться  установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство  и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные(обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги  и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

2) порядок и сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки уплаты налога;
4) налоговые льготы.
Дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:
1) предмет налога;
2) масштаб налога;
3) единица налога;
4) источник налога;
5) налоговый оклад;
6) получатель налога.
Субъект налогообложения (налогоплательщики) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходыналогоплательщика.
Согласно российскому законодательству (ст.19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Предмет налогообложения – это реальная вещь это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объект же налога – право собственности на землю.
Объект налогообложения – это юридический факт (действие событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, получение дохода).
Налоговая база – это основной (обязательный) элемент налога представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст.53 НК РФ даётся следующее определение: «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». Соответственно различают налоговые базы:
1) со стоимостными показателями (стоимость имущества при исчислении);
2) с объёмно-стоимостными показателями (объём реализованных услуг при исчислении НДС);
3) с физическими показателями (объём добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговый период – это срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяжённость во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.
Согласно ст.55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его  исполнения не могут считаться определёнными, является налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.
Относительно данного элемента налога в ст.53 НК РФ сказано: «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».
Ставки налога следует классифицировать с учётом различных факторов.
1. В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления):
1) равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
2) твёрдые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определён зафиксированный (например, 5 руб. с каждой лошадиной силы);
3) процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определённый процент налогового обязательства (например, с 1 руб. прибыли предусмотрено 24% налога).
2. В зависимости от степени изменяемости ставок налога:
1) общие ставки;
2) повышенные ставки;
3) пониженные ставки.
3. В зависимости от содержания:
1) маргинальные ставки, которые даны непосредственно в нормативном акте о налоге;
2) фактические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
3) экономические ставки, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщика или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ).
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.
В последних двух случаях  кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях.

Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах (действующая редакция)

Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:
1) на постоянной основе и на ограниченный срок;
2) как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.
Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Ониподразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Налоговые кредиты это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставки налога;
2) вычет из налогового оклада (валового налога);
3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;
4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранее уплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога –распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.
Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.
Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад – это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Обязательные и факультативные элементы налога и сбора.

Обязательность фор­мализации всех элементов налога закреплена в Налоговом ко­дексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов нало­гообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога мо­жет считаться установленной. В противном случае при неопределе­нии хотя бы одного обязательного элемента налог не может счи­таться установленным, следовательно, у налогоплательщика не воз­никает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно ус­тановленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает ихуниверсальность и императивность.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент на­логообложения, характеризующий организации и физические лица, на которые по закону воз­лагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собст­венных средств (точная трактовка в ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязан­ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы).

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом объект следует отличать от предмета налогообложения (например, объект — право собственности на земельный участок, предмет — собственно земельный участок).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Налоговая ставка — обязательный элемент, ха­рактеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждо­му налогу:

  • по федеральным — Налоговым кодексом РФ;
  • по региональным — законами субъектов РФ;
  • по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налого­вая база и определяется конечный размер налогового обязатель­ства. В ст. 55 НК дается трактовка это­го понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характери­зующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основ­ные методики исчисления, встречающиеся в российской практике:

  • некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
  • кумулятивная (исчисление налога производится нарас­тающим итогом с начала налогового периода с определением ито­говой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, харак­теризующий законодательно установленные способы и сроки вне­сения налога его получателю.

К возможным способам внесения на­лога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безна­личной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уве­домления (с учетом п. 6 ст. 69 НК РФ). В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам:

  • транспортному (для физи­ческих лиц);
  • земельному;
  • на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются приме­нительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодек­сом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие не­доимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налага­ются штрафные санкции в виде пени. К самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Факультативные элементы

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категори­ям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Отчетный период — факультативный элемент, характеризую­щий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачива­ются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответст­вующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — раз­личаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произ­вольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризую­щий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть уста­новлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджет­ным законодательством.


15. Понятие объекта налога и налоговой базы.

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

2 НК и с учетом положений ст. 38, ч. 1 НК.

Объектами налогообложения являются:

– по подоходным налогам – доходы (прибыль), полученные налогоплательщиком в налоговом периоде;

– по поимущественным налогам – определенные виды имущества, принадлежащего лицам на праве собственности (а также в отдельных случаях на праве распоряжения и оперативного управления);

– по налогам на реализацию товаров (работ, услуг) – обороты по реализации товаров (работ, услуг);

– по налогам на определенные виды расходов – оплаченные (а в определенных случаях и начисленные) суммы расходов;

– по налогам на совершение определенных операций – стоимость сделок имущественного характера, стоимость исковых заявлений;

– по лицензионным платежам – размер платежа за выдачу лицензии (разрешения, патента);

– по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, – таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу РФ.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – это не просто параметр; это параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя в том, чтобы из множества параметров выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п. Принакопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Читайте также:

  1. B. Ключевые элементы в учении амилленаризма
  2. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  3. III. Зрелые форменные элементы класса VI
  4. Активные элементы электрических цепей
  5. Архитектурно – конструктивные элементы стен. Балконы, лоджии, эркеры. Деформационные швы
  6. Базовые элементы коммуникационного процесса
  7. Базовые элементы коммуникационного процесса.
  8. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  9. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУММ НАЛОГА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ИСЧИСЛЕНИЮ С НАЛОГОВОЙ БАЗЫ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
  10. В.3 Элементы налогообложения: субъект, предмет, объект налогообложения
  11. Вид платежа и сроки уплаты единого налога
  12. Виды гражданских зданий и их элементы.


Обязательные и факультативные элементы налога и сбора.

Обязательность фор­мализации всех элементов налога закреплена в Налоговом ко­дексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов нало­гообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога мо­жет считаться установленной. В противном случае при неопределе­нии хотя бы одного обязательного элемента налог не может счи­таться установленным, следовательно, у налогоплательщика не воз­никает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно ус­тановленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает ихуниверсальность и императивность.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент на­логообложения, характеризующий организации и физические лица, на которые по закону воз­лагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собст­венных средств (точная трактовка в ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязан­ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы).

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом объект следует отличать от предмета налогообложения (например, объект — право собственности на земельный участок, предмет — собственно земельный участок).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Налоговая ставка — обязательный элемент, ха­рактеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждо­му налогу:

  • по федеральным — Налоговым кодексом РФ;
  • по региональным — законами субъектов РФ;
  • по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налого­вая база и определяется конечный размер налогового обязатель­ства. В ст. 55 НК дается трактовка это­го понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характери­зующий методику исчисления налогового оклада.

Налоги и налоговая система

Есть две основ­ные методики исчисления, встречающиеся в российской практике:

  • некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
  • кумулятивная (исчисление налога производится нарас­тающим итогом с начала налогового периода с определением ито­говой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, харак­теризующий законодательно установленные способы и сроки вне­сения налога его получателю.

К возможным способам внесения на­лога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безна­личной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уве­домления (с учетом п. 6 ст. 69 НК РФ). В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам:

  • транспортному (для физи­ческих лиц);
  • земельному;
  • на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются приме­нительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодек­сом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие не­доимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налага­ются штрафные санкции в виде пени. К самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Факультативные элементы

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категори­ям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора).

Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Отчетный период — факультативный элемент, характеризую­щий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачива­ются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответст­вующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — раз­личаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произ­вольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризую­щий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть уста­новлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджет­ным законодательством.


15. Понятие объекта налога и налоговой базы.

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК и с учетом положений ст. 38, ч. 1 НК.

Объектами налогообложения являются:

– по подоходным налогам – доходы (прибыль), полученные налогоплательщиком в налоговом периоде;

– по поимущественным налогам – определенные виды имущества, принадлежащего лицам на праве собственности (а также в отдельных случаях на праве распоряжения и оперативного управления);

– по налогам на реализацию товаров (работ, услуг) – обороты по реализации товаров (работ, услуг);

– по налогам на определенные виды расходов – оплаченные (а в определенных случаях и начисленные) суммы расходов;

– по налогам на совершение определенных операций – стоимость сделок имущественного характера, стоимость исковых заявлений;

– по лицензионным платежам – размер платежа за выдачу лицензии (разрешения, патента);

– по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу, – таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу РФ.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – это не просто параметр; это параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя в том, чтобы из множества параметров выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п. Принакопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Читайте также:

  1. B. Ключевые элементы в учении амилленаризма
  2. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  3. III. Зрелые форменные элементы класса VI
  4. Активные элементы электрических цепей
  5. Архитектурно – конструктивные элементы стен. Балконы, лоджии, эркеры. Деформационные швы
  6. Базовые элементы коммуникационного процесса
  7. Базовые элементы коммуникационного процесса.
  8. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  9. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУММ НАЛОГА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ИСЧИСЛЕНИЮ С НАЛОГОВОЙ БАЗЫ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
  10. В.3 Элементы налогообложения: субъект, предмет, объект налогообложения
  11. Вид платежа и сроки уплаты единого налога
  12. Виды гражданских зданий и их элементы.


Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов. 1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 17
В комментируемой статье содержится норма, имеющая особое значение для налогового права. Законодатель отвечает на вопрос: когда налог будет считаться установленным?
Налог считается законно установленным, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

Принцип определенности налогообложения

Требование четкого определения налогоплательщиков и основных элементов налогообложения — необходимое условие соблюдения принципа определенности налогообложения, закрепленного в п. 6 ст. 3 НК РФ: "При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить".
Параметры налогообложения, которые должны быть четко и однозначно определены в Законе о налоге для того, чтобы сам налог считался законно установленным, перечислены исчерпывающим списком в комментируемой статье и определены в НК РФ:
а) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);
б) объект налогообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ);
в) налоговая база — элемент налогообложения, представляющий собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ);
г) налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ);
д) налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ);
е) порядок исчисления налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;
ж) порядок и сроки уплаты налога.
Общие положения по порядку и срокам уплаты налога закреплены в статьях 57 и 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Перечисленные параметры являются основными элементами налогообложения. Без установления хотя бы одного из них налог не будет считаться установленным.
Наряду с основными элементами налогообложения существуют и факультативные (необязательные) элементы налогообложения. Факультативным элементом являются налоговые льготы, которые могут (но не должны в обязательном порядке) предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель посчитает необходимым устанавливать такие льготы. Устанавливая налоговые льготы, законодатель должен определить основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). При этом особо оговаривается, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.
При установлении сбора законодатель определяет их плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
В качестве примера законодательного определения основных элементов сбора можно привести продолжающую действовать ст. 114 "старого" Таможенного кодекса РФ 1993 г.: "За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей, — дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях — изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор".
Норма, закрепленная в ст. 17 НК РФ, не раз оказывалась в центре внимания Конституционного Суда РФ (Постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 28.03.2000 N 5-П и др.).

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *